Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Алгоритмы и исполнители»»
Конспект урока «Алгоритмы и исполнители»
Цель:
понимает смысл понятия «алгоритм», «исполнитель»;
умеет анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них свойств алгоритма, как дискретность, определенность, понятность, результативность, массовость;
умеет исполнять алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд.
Задачи:
обобщить первоначальные представления учащихся о понятиях «алгоритм» и «исполнитель»;
рассмотреть свойств алгоритма;
рассмотреть возможности автоматизации деятельности человека за счет возможности формального исполнения алгоритма;
формировать навыки записи алгоритмов на формальных языках.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы обучения:
Словесные (рассказ, беседа, объяснение)
Наглядные (презентация)
Практические (упражнения)
Формы организации УД: групповая, индивидуальная, фронтальная
Оборудование: учебник, презентация
План урока:
I.Организационный момент
II.Актуализация знаний
III.Объяснение темы
IV. Закрепление. Работа в паре + самопроверка
V.Компьютерный практикум
VI.Рефлексия. Итоги урока.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Актуализация знаний. Постановка цели урока.
Понятие алгоритма вводится через жизненные примеры: рецепт какого-либо блюда, заваривание чая, расписание уроков, режим для, переход дороги по светофору, решение уравнения и т. п.
Для изучения свойств алгоритмов учитель организует работу учащихся таким образом, чтобы они сами их выявили.
Класс делится на несколько групп. Каждая группа должна составить подробную инструкцию для какого-либо действия: заваривание чая, решение уравнения, переход дороги по светофору и др. Инструкцию ученики оформляют на альбомных листах или ватмане (раздает учитель).
Инструкции учащихся вывешиваются на доске и обсуждаются по следующим вопросам:
Что общего во всех инструкциях, алгоритмах?(Пошаговое выполнение - свойство дискретности.)
Что получается после выполнения алгоритма?(Конкретный результат - свойство результативности.)
Можно ли один алгоритм, например инструкцию по завариванию чая, применить для выполнения аналогичного действия, например заваривания травяного сбора?(Свойство массовости.)
Все ли инструкции просты и понятны?(Свойство выполнимости и понятности команд.)
Все ли команды четко прописаны и в правильной последовательности?(Свойство детерминированности.)
Определение алгоритма и свойства ученики записывают в тетрадь.
III.Объяснение темы
Давайте узнаем, что такое алгоритм, и какие существуют виды его исполнителей. Алгоритм – это описание последовательности шагов в решении задачи, приводящих от исходных данных к требуемому результату.
Исполнитель - это объект, способный выполнять алгоритмы с помощью набора команд
Теперь давайте немного поговорим об истории происхождения слова алгоритм. Происхождение слова «алгоритм». Правила выполнения арифметических действий над целыми числами и простыми дробями в десятичной системе счисления впервые были сформулированы выдающимся средневековым ученым по имени Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми (в переводе с арабского это означает «Мухаммед, сын Мусы из Хорезма»), сокращенно Ал-Хорезми.
Ал-Хорезми жил и творил в IX веке. Арабский оригинал его арифметического труда утерян, но имеется латинский перевод XII века, по которому Западная Европа ознакомилась с десятичной позиционной системой счисления и правилами выполнения в ней арифметических действий.
Ал-Хорезми стремился к тому, чтобы сформулированные им правила были понятны для всех грамотных людей. Достичь этого в веке, когда еще не была разработана математическая символика (знаки операций, скобки, буквенные обозначения и т. п.), было очень трудно. Но Ал-Хорезми удалось выработать в своих трудах такой стиль четкого, строгого словесного предписания, который не давал читателю никакой возможности уклониться от предписанного или пропустить какие-нибудь действия.
В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» — это автор правил, и стали сами эти правила называть алгоритмами. Постепенно «Алгоризми сказал» преобразовалось в «алгоритм гласит».
Таким образом, слово «алгоритм» происходит от имени ученого Ал-Хорезми. Как научный термин первоначально оно обозначало лишь правила выполнения действий в десятичной системе счисления. С течением времени это слово приобрело более широкий смысл и стало обозначать любые точные правила действий. В настоящее время слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики.
Процесс создания алгоритмов называется –алгоритмизацией.
Всякий алгоритм составляется в расчете на определенного исполнителя. Им может быть человек, робот, компьютер и др.
Исполнитель алгоритма – это человек или автоматическое устройство, которое способно воспринимать и исполнять алгоритм.
Запишите исполнителей для приведённых ниже видов работ:
Уборка мусора во дворе – дворник
Перевозка пассажиров в поезде – машинист
Приём экзаменов в школе – учитель
Приготовление еды в ресторане – повар
Выполнение домашнего задания – ученик
Чтобы составить алгоритм для исполнителя, нужно знать, какие команды исполнитель может понять и исполнить, а какие нет.
Система команд исполнителя (СКИ) – это перечень элементарных предписаний (команд), которые исполнитель может исполнять.
Приведите еще примеры алгоритмов. Ответы учащихся …
Из приведенных вами примеров видно, что мир алгоритмов очень разнообразен. Но, несмотря на это, можно выделить общие свойства, которыми обладает любой алгоритм.
Алгоритм обладает следующими свойствами:
Целенаправленность – любой алгоритм направлен на достижение определенной цели. Чаще всего целью алгоритма является получение результата при решении какой-нибудь задачи.
Дискретность– алгоритм состоит из элементарных предписаний (команд).
Понятность – элементарные предписания (команды) алгоритма должны быть точно сформулированы и однозначно понятны исполнителю, а исполнитель должен быть в состоянии их выполнить.
Однозначность – после исполнения очередного элементарного предписания (команды) исполнителю точно определено, что делать дальше.
Массовость – алгоритм можно использовать для решения той же задачи при других допустимых исходных данных.
Формы представления алгоритмов могут быть разными: словесной; графической; на языке программирования.
Рассмотрим их:
1.Словесная форма– это форма описания алгоритма на естественном языке. Если алгоритм предназначен для человека, то в качестве предписаний можно использовать привычные для человека предложения и фразы.
Правила записи алгоритмов в словестной форме просты: предписания записываются одно за другим и нумеруются; в записи алгоритма могут использоваться служебные слова Начало и Конец.
Пример: Алгоритм нахождения большего из двух данных чисел.
Начало.
Из числа А вычесть число В.
Если получилось отрицательное значение, то сообщить, что число В больше.
Если получилось положительное значение, то сообщить, что число А больше.
Если получился ноль, сообщить, что числа равны.
Конец.
Данная форма очень удобна, если нужно приближенно описать суть алгоритма. Однако при словесном описании не всегда удается ясно и точно выразить идею.
2. Для более наглядного представления алгоритма используется графическая форма. Графическая форма – изображение алгоритма в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий.
3. При записи алгоритма в словесной и в графической форме допускается определенный произвол при изображении команд. Вместе с тем такая запись точна на столько, что позволяет человеку понять суть дела и исполнить алгоритм. Однако на практике в качестве исполнителей алгоритмов используются специальные автоматы – компьютеры. Поэтому алгоритм, предназначенный для исполнения на компьютере, должен быть записан на понятном ему языке. Такой язык принято называть языком программирования, а форму представления алгоритма - программной. То есть программная форма записи алгоритма – это запись на языке программирования.
IV. Закрепление. Работа в паре + самопроверка
V.Компьютерный практикум
-Выполни задание с помощью компьютера. №98(а) + исполнитель Чертежник в системе Кумир.