Урок "Алгоритмы и исполнители" проведен в 6 классе.
Тип урока - изучение нового материала
УМК: Л.Л. Босова
Цели урока:
Образовательные:
· сформировать понятие алгоритма;
· сформировать понятие исполнителя алгоритмов, рассмотреть различные виды исполнителей, ввести понятие СКИ;
· привести примеры алгоритмов, регулярно используемых нами в жизни;
· познакомить с формами записи алгоритмов (ввести понятие “блок-схема”);
· формировать знания и умения составления алгоритмов;
· обучить поиску и исправлению ошибок в алгоритмах.
Развивающие:
· способствовать развитию познавательного интереса;
· способствовать повышению творческой активности;
· развивать навык самостоятельного изучения нового материала, умения “учиться”;
· развивать умение выделять при чтении текста главные мысли;
· развивать навыки составления конспекта.
Воспитательные:
· способствовать формированию трудолюбия и любознательности, позитивного отношения к изучению нового материала;
· способствовать культурному и интеллектуальному развитию учеников.
· Знания, умения и навыки, которые должны приобрести учащиеся в ходе данного урока:
· иметь представление об алгоритме как о последовательности действий;
· уметь составлять простейшие алгоритмы;
· уметь находить и исправлять ошибки в алгоритме;
· знать, какие бывают исполнители алгоритмов.
· знать, что такое СКИ.
Оборудование:
· Компьютеры, презентация.
· Проектор, экран.
План урока:
1. Организационный момент (1 мин.).
2. Разминка: решение логической задачи (3 мин.).
3. Мотивация (1 мин.).
4. Постановка темы урока (2 мин.).
5. Самостоятельный просмотр учащимися интерактивной презентации (15 мин.).
6. Обсуждение (18 мин.).
7. Постановка домашнего задания (1 мин.).
8. Подведение итогов. Рефлексия (4 мин.).
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих.
II. Разминка.
Учащимся предлагается задача: как пожарить три котлеты за три минуты, если каждая сторона котлеты жарится по одной минуте, а на сковородку помещается только две котлеты.
Решение:
· первая минута: жарим две котлеты с одной стороны;
· вторая минута: одну котлету переворачиваем, вторую убираем со сковородки, кладем жариться третью котлету;
· третья минута: первую (готовую) котлету убираем, кладем вторую (недожаренную с одной стороны) и дожариваем до конца.
III. Мотивация.
С помощью наводящих вопросов учителя учащиеся делают вывод, что для решения данной задачи необходимо было составить некий план действий, который и привел к нужному результату.
- Как по-другому назвать слово “план”? Последовательность шагов, инструкция, способ действий. Но существует более “научное” слово – давайте отгадаем его, решив ребус.
АЛГОРИТМ.
На информатике это важное слово будет применяться очень часто.
IV. Постановка темы урока.
Как же мы сформулируем тему урока? АЛГОРИТМ или АЛГОРИТМЫ – скажут ученики.
Учитель соглашается, но немного корректирует тему: “Тема нашего сегодняшнего урока, ребята, будет всё-таки звучать АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ”.
Мультфильм
Чтобы лучше всё понять, вы сейчас на компьютерах просмотрите презентацию. Но презентация это не простая. Вам предлагается не только смотреть, но и отвечать на разные вопросы. А в инструкционных картах вы сделаете краткий конспект. Удачи! Постарайтесь очень внимательно читать ту информацию, что содержится на слайдах и самостоятельно отвечать на вопросы. Через 15 минут мы с вами обсудим некоторые из них.
V. Самостоятельный просмотр учащимися интерактивной презентации.
Составление краткого конспекта.
VI. Обсуждение.
1.Дайте определение понятиям:
АЛГОРИТМ
– это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.
ИСПОЛНИТЕЛЬ
– человек, группа людей, животное или техническое устройство, способное выполнять определенный набор действий, или команд.
КОМАНДА
– это указание исполнителю совершить некоторое действие.
СИСТЕМА КОМАНД ИСПОЛНИТЕЛЯ
–команды, которые может выполнять конкретный исполнитель
КОМПЬЮТЕР
– это универсальное программно-управляемое средство для обработки, хранения и передачи информации.
2. О происхождении слова «алгоритм»
Слово «алгоритм» происходит от имени выдающегося арабского ученого Аль-Хорезми. Как научный термин первоначально оно обозначало правила выполнения действий в десятичной системе счисления, автором которых был Аль-Хорезми.
С течением времени это слово приобрело более широкий смысл и стало обозначать любые точные правила действий – АЛГОРИТМ.
3. Задание на интерактивной доске
Лена любит картошку со сметаной.
Расставь по порядку действия её мамы.
Выполнение задания
4. Ответьте на вопросы:
• В кулинарной книге собраны рецепты приготовления блюд. Можно ли назвать рецепт алгоритмом?
• Можно ли отнести к алгоритмам различные правила (поведения в чрезвычайных ситуациях, в школе, на реке и т.п.)?
• В каком случае план является алгоритмом: план школы или план написания сочинения?
• Нас окружает множество бытовых приборов. Можно ли назвать инструкцию к ним алгоритмом?
• Кто может разрабатывать алгоритмы? Кто или что может их исполнять?
5. Исполнители
Исполнителями во многих случаях могут являться люди и животные. Например, каждый из нас при переходе улицы является исполнителем следующего алгоритма:
1. остановись на тротуаре
2. посмотри налево
3. если транспорта нет, то иди до середины улицы и остановись, иначе снова выполняй пункт 2
4. посмотри направо
5. если транспорта нет, то иди до противоположного тротуара, иначе снова выполняй пункт 4
Какие алгоритмы могут исполнять животные?
Какой может быть система команд, например, для служебной собаки?
Какие алгоритмы ты регулярно выполняешь в школе на уроках.
6. Наиболее совершенные исполнители – это компьютер и роботы.
Современные роботы, созданные на базе самых последних достижений науки и техники, применяются во всех сферах человеческой деятельности. Люди получили верного помощника, способного не только выполнять опасные для жизни человека работы, но и освободить человечество от однообразных рутинных операций.
Видео
7. Работа в тетради
Тетрадь на печатной основе «Информатика и ИКТ» Л.Л. Босовой, с. 79 № 8, 9
Работа в тетради с совместной проверкой
8. Выполните задания на составление алгоритма:
Работа на интерактивной доске
VII. Постановка домашнего задания.
а) Придумать пример какого-нибудь алгоритма.
б) в учебнике п. 3.1, 3.2
VIII. Подведение итогов. Рефлексия
Сегодня мы познакомились с понятиями «алгоритм» и «исполнители». Какое выражение из записанных на доске характеризуют ваши ощущения после урока:
Я всё понял, могу объяснить, было интересно
Я всё понял, могу объяснить
Всё понял, но не объясню
У меня остались вопросы, но было интересно
Я ничего не понял, было не интересно
Запишите на листочке выражение соответствующее вашим ощущениям.
Ученики на листочках записывают фразу соответствующую им.
Оценки за сегодняшний урок:
На этом наш урок закончен. С вами было очень приятно работать. Всем спасибо, до свидания.