На уроке главной задачей было отработать умение учащихся использовать циклический алгоритм в сложных структурах на примере вложенных циклов. И как сказал В.Г.Белинский: «Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению», поэтому урок был построен так, что учащиеся обнаружили незнание операторов и их значений. Это способствовало дальнейшим пробным учебным действиям через постановку темы и цели урока и их самостоятельным осуществлениям через решение задачи и приобретения нового знания о вложенных циклах через цепочку рассуждений.
Построенный способ действия дал возможность решить задачу, вызывающую затруднение и включить его в дальнейшую познавательную деятельность через выполнение домашнего задания.
Визуальная проверка домашнего задания дала возможность учащимся самостоятельно оценить свою учебную деятельность, сравнивая с эталоном. И показала, что большинство учащихся справились, что позволило перейти к включению этих знаний в учебную деятельность.
В процессе диалога учителя и учащихся были выявлены рациональные способы выполнения задания. На протяжении всего урока была построена деятельность учащихся на развитие внимания через выполнение заданий на знание синтаксиса оператора Print.
Физминутка для глаз позволила преодолеть перегрузки и снять напряжение учащихся.
Предложенное домашнее задание для следующего урока позволит учащимся выполнить его по изученному алгоритму или подойти к нему творчески.
При выставлении оценок за урок учитывались правильность и самостоятельность.
В конце урока была проведена рефлексия учебной деятельности и эмоционального состояния учащихся через соответствие оценок цвету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Программирование циклических алгоритмов». »
Конспект урока по теме: «Программирование циклических алгоритмов».
Тип урока: закрепление ранее изученных знаний.
Цель урока: обобщение знаний операторов цикла и обучение построению циклического алгоритма сложной структуры.
Задачи урока:
повторить циклический алгоритм и дать понятие о вложенных циклах
закрепить навыки составления программ с циклами
развитие навыков творчески подходить к решению разнообразных задач, умения выделять главное, анализировать
Ход урока:
То, что мы знаем – ограничено,
А, то, что мы не знаем – бесконечно.
П. Лаплас
Актуализация. (на экране блок – схема).
- Перед вами алгоритм, выраженный
блок – схемой.
- Определите результат вычислений
для следующих чисел:
Дано число:
_________________________________
Результат:
- Какую закономерность мы
видим при вычислении?
(повторение «+10»)
- Какой это алгоритм?
(циклический)
- Какая тема ?
-А эта тема новая для вас? (предполагаемый ответ- нет)
-А какие цели вы можете поставить?
Таким образом, цель нашего урока:
-отработать умение учащихся использовать циклический алгоритм в сложных структурах на примере вложенных циклах.
-а для этого в цифровом диктанте вспомним операторы и их назначения для написания программы:
Концентрация внимания. Внимание на экран!PRINT max
Цифровой диктант
1. FOR – NEXT - Оператор цикла.
2. Оператор СLS - является заголовком программы.
3. Do while Loop - это цикл с предусловием.
4. Нумерация строк в программе обязательна.
5. Do Loop while - это цикл с постусловием.
Проверьте себя сами, поставьте оценку в «Листок оценок».
Концентрация внимания. Внимание на экран!PRINT С$;C
2. Проверка д.з.(самопроверка)
-А как помогли вам эти знания мы узнаем, проверив домашнее задание.
Получить таблицу перевода расстояния из дюймов в сантиметры для значений длин от 1 до 20 дюймов. (1дюйм=2,54см)
-Какие выводы можете сделать? (что одну и ту же задачу мы решили при помощи трёх различных операторов.)
-Какой тип цикла оптимален для решения данной задачи? (Ответ: цикл с параметром)
- Оцените себя сами, поставьте оценку.
Концентрация внимания. Внимание на экран!PRINT “Y=”; Y
3.Физминутка для глаз.
-Следите глазами внимательно за объектами на экране.
4.Решение задачи.
-Что вы видите на экране?(узоры, мозаики)
-На рисунках представлены разнообразные мозаики. Их объединяют математические закономерности, к поиску которых можно привлечь компьютер. До появления компьютера они были обнаружены Пифагором в виде чисел(слайд таблица Пифагора).
- Давайте составим программу, которая выводит на экран эту таблицу.
- Таблицу Пифагора можно расширять вправо и вниз до бесконечности, соблюдая единственное условие: каждое число таблицы есть произведение номера строки и номера столбца, в которых оно стоит.
Решение.
- Итак, А –цифра строки, которая изменяется от 1 до 10.
В –цифра столбца, которая изменяется от 1 до 10.
- Сколько переменных мы видим? / две переменные А и В /.
- Так как каждый цикл имеет свою переменную,
значит сколько у нас будет циклов? / два цикла /.
- Если в программе содержится две структуры цикла, то это сложная циклическая программа.
- Для написания таких программ используют вложенные циклы:
-Во вложенных циклах выделяются внешний и внутренний цикл.
Рассмотрим рисунок А
А – внешний цикл. В
Он открывается первым,
а закрывается последним.
В – внутренний цикл. В
Он открывается последним, А
а закрывается первым.
Вложенный цикл– это цикл в цикле.
- Составим схему, по которой нам легко будет составить программу.
- Какой из циклов будет внешний, а какой внутренний?
FORА=1 TO 9 STEP1
/ А – внешнийцикл, / FORВ=1TO 9 STEP 1
/ В – внутренний цикл /
PRINT А*В
NEXT В
NEXT А
- Составим программу: (один ученик у доски, другие работают в тетрадях)
CLS
FOR А = 1 TO 9 STEP 1
FOR В = 1TO 9 STEP 1
PRINT А*В
NEXT В
PRINT
NEXT А
END
/ Коллективная проверка записи на доске, исправление ошибок. /
5. Практика. Пропедевтика.
- Если вы внимательно и терпеливо займетесь изучением свойств таблицы Пифагора, то, несомненно, отыщете новые, не менее красивые узоры.
-Что у нас получилось? (таблица)
- А как называется такая форма организации данных вы узнаете разгадав ребус (массив).
- А Маша покажет значение этого слова.(Проверка индивидуального д.з. Найти в словаре Ожегова значение слова массив и подобрать к нему изображение).
- Как обрабатывать массив мы познакомимся на следующих уроках.
6.Домашнее задание.
- Пришло время для нового д.з. У всех задание на карточке:
Составить программу.
Используя вложенные циклы, вывести на экран все двузначные числа.
Помощь
- Двухзначное число записывается так: АВ =А*10+В
Например, 47 = 4 * 10 + 7
АВ= А * 10 + В
Двузначные числа: 10, 11, 12, …, 97, 98, 99.
- Итак, А – первая цифра двузначного числа, которая изменяется от ? до ?.
В – вторая цифра двузначного числа, которая изменяется от ? до ?.
- Сколько переменных мы видим? / две переменные А и В /.)
- Я предлагаю вам по желанию дополнительное задание:
Задача. Посчитать количество занятых мест в зрительном зале, если занято, то значение 1, свободно значение 0. Поставь дополнительные вопросы к этой задаче.
Концентрация внимания. Внимание на экран!PRINTX; B; “ВСЕ”
7. Итог урока.
- «Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется»
Запомните ребята эту народную мудрость. Ведь в жизни страшно не то, что вы боитесь узнавать новое, а страшно то, что не стремитесь к новым знаниям.
- Завершите фразу:
• Сегодня я узнал…(вложенные циклы)
• Я научился…(составлять программы, использовать при решении задач)
• У меня получилось …(таблица Пифагора на Qbasic)
• На уроке мне было…(интересно, познавательно)
- Давайте посмотрим, какого результата добился каждый из вас.
- Поставьте себе итоговую оценку.
Листок оценок
Ф.И.
Цифровой диктант
Дом. работа
Работа за ПК
Работа в классе
Итог
оценка
Поднимите круг с вашей оценкой.
Зеленый – моё эмоциональное состояние благоприятно и я удовлетворен полностью проделанной работой.
Желтый – я чувствую сомнение в успешности своих действий, пока для меня не всё понятно.
Красный – я обеспокоен тем, как исправить допущенные ошибки.
- Я довольна вашими результатами и ставлю нам с вами за совместную работу зеленый круг (оценку «5»).