kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по информатике "Информационные процессы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока содержит тест на проверку домашнего задания по теме "Информация и ее свойства", а также лист практических заданий по теме. Задания направлены на развитие метапредметных умений: анализа, синтеза, работы с различными источниками информации, коллективного решения учебных задач. На уроке побробно рассматриваются разные источники информации, их эволюция, подчеркивается значение традиционных и инновационных источников информации, значение языка в передаче информации.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по информатике "Информационные процессы" »

Тема урока: «Информационные процессы».

Цель урока: познакомить учащихся с понятием информационные процессы, основными правилами поиска информации.

Задачи:

Предметные:

  • сформулировать понятие «информационный процесс»;

  • выяснить, что относится к информационным процессам в информатике;

  • дать понятие “кодирование информации”, “декодирование”, “код”

Метапредметные: способствовать развитию у учащихся сущности понятия «Информационные процессы», общеучебные умения анализа, сравнения, классификации.

Личностные: способствовать формирования представления о способах поиска информации, расширение информационной грамотности учащихся, расширить представления о языке, его роли в передачи собственных мыслей и общения с другими людьми, способствовать развитию познавательных интересов учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.

Используемые образовательные технологии:, Сингапурская методика, игровые технологии. Приемы обучения: объяснительно- иллюстративный, беседа, модель Фрейра, ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН, ДЖОТ ТОТС, ролевая игра.

Основные понятия: информационные процессы, знак, пиктограммы, символы, язык, естественый язык, формальный язык, образ.

Требования к знаниям/умениям учащихся:

  • знать: понятие информационный процесс, виды информационных процессов, понятие знак, знаковая система, символ, естественные и формальные языки; знать классификацию форм представления информации

  • уметь: приводить примеры информационных процессов в природе и жизни людей, приводить примеры знаков, называть признаки языка, крупнейшие по распространению языки, приводить примеры использования формальных языков; декодировать образную информацию.


Структура и ход урока

Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

(1 мин.)

Здравствуйте дети! Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на хорошую плодотворную работу. Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.

Учащиеся слушают учителя, настраиваются на работу

Проверка домашнего задания ( 5 мин)

Устный фронтальный опрос.

1.Дайте определение информации и приведите примеры источников получения информации.

2. Какие виды информации выделяют по способу восприятия.

3. Какие виды информации существуют по способу представления.

4. Как воспринимают информацию растения и животные. Как они ее передают.

5.Какими свойствами должна обладать информация.

Письменный тест ( см приложение)

Отвечают на вопросы учителя,

Отвечают на тестовые задания.

Актуализация знаний

( 1 мин.)

На прошлом уроке мы убедились, что ежеминутно человек получает разные виды информации. А что же он делает с ней дальше? Сегодня мы подробно разберем понятие информационные процессы. Записываем тему урока.

Записывают тему урока.

Изучение нового материала (33 мин.)

Запишем определение, информационные процессы это совокупность последовательных действий, производимых над информацией для получения какого либо результата. К информационным процессам относятся: получение, поиск, обработка, хранение и воспроизведение информации. Как вы думаете, чем получение информации отличается от поиска? (получение информации постоянный процесс и чаще не целенаправленный. Поиск- всегда целенаправлен.).

Информация появилась с зарождением человечества и со временем люди создали множество источников информации. Выполните задание №1. Участники под номером 1 поочередно назовите примеры вещественных источников информации, дополняя друг друга. Участники под номером 2 назовите письменные источники, участники №3- устные источники информации, а участники №4-комбинированные.

Все больше информации человек получает с помощью Internet. Какую информацию он может в нем найти?( электронные СМИ, библиотеки, базы данных, тематические сайты…). Выполните задание №2. Участники №2 озвучьте, не повторяясь мнение вашей команды.

Итак, для чего люди создавали все перечисленные источники информации? ( для хранения и передачи будущим поколениям.

Информация, получаемая человеком. передается другим людям с помощью разнообразных знаков и образов. Образная форма представления информации, появившаяся в древние времена, широко используется и в наши дни. В каких ситуациях человек вынужден использовать язык жестов? ( в общении с глухонемым или иностранцами, если плохо знаешь или не знаешь язык, при необходимости общаться в условиях сильного шума или большого расстояния, в условиях секретности: на хоте, разведке…) Выполните задание №3.

Знак- это заменитель объекта: предмета, явления, действия, свойства или отношения. Какие знаки вы встречаете и используете в повседневной жизни?

Все знаки можно поделить на две группы: пиктограммы и символы. Пиктограммы- это знаки, форма которых позволяет догадаться о значении. Выполните задание №4. Символы- знаки, форма которых заменяет значение знака и не напоминает его внешне. Приведите примеры символов.

Знаки не существуют по отдельности, они образуют знаковые системы. Под знаковой системой понимают множество всех входящих в нее знаков и правил пользования этими знаками. Крупнейшей знаковой системой является язык. Какие языки ы знаете? Все языки делят на две группы: естественные и формальные. Естественные языки существуют в виде устной и письменной речи. Выполните задание №5. Почему необходимо сохранять языки?

Формальные языки применяются специалистами в профессиональной деятельности: математические формулы, химические знаки, ноты, азбука Морзе, языки программирования, дорожные знаки, почтовые индексы, флажковая азбука…

Подводя итог, можно сказать, что информация может быть представлена в трех формах: образной: изображения, звуки, жесты, сигналы, знаковой ( устная и письменная речь), а также числовой. Таким образом, чтобы передать информацию человек выбирает какую-либо форму, понятную другому человеку, т.е. кодирует информацию. Получатель, расшифровывает- декодирует информацию.


Отвечают на вопросы учителя.



Письменно выполняют задание №1.


Письменно выполняют задание №3



Закрепление (3 мин.)

Устный фронтальный опрос:

1.Почему с течением времени изменялись источники информации.

2. Какими носителями информации вы пользуетесь чаще всего.

3. Как вы представляете себе источники информации будущего.

4.В каких формах человек может представить информацию.

Отвечают на вопросы учителя.

Домашнее задание (1 мин.)

§3 прочитать, устно ответить на вопросы.

Записывают домашнее задание

Рефлексия ( 1 мин.)

Продолжите предложение « Сегодня на уроке мне понравилось…»




Источники информации:

  1. Информатика и ИКТ. 8 класс. Поурочные разработки. Методическое пособие. Босова Л.Л.М.: БИНОМ Лаборатория знаний -2013, 61с.

  2. Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь для 8 класса. Босова Л.Л. М.: БИНОМ Лаборатория знаний-2012, 95с.

  3. Кузнецов А.А. Информатика. Тестовые задания.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003-232 с.

  4. http://photo.pixasa.net/show/e90de740-5e85-4f3f-ad97-66442fc1e145

  5. http://mic.org.ru/index.php/new/215-mediaobrazovanie-kak-prover





















































Тест по теме « Информация и ее свойства»

1 вариант

1.Информацию, не зависящую от личного мнения, называют:

а) достоверной в) объективной

б) актуальной г) полезной

2. По способу восприятия информации человеком, различают следующие виды информации:

а) текстовую, числовую, символьную, графическую

б) научную, социальную, политическую, экономическую

в) визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую

г) математическую, биологическую, медицинскую, техническую

3. К зрительной можно отнести информацию, которую человек получает, воспринимая:

а) запах духов в) раскаты грома

б) графические изображения г) вкус яблока

4. Примером текстовой информации может служить:

а) таблица умножения

б) иллюстрация в книге

в) правило в учебники русского языка

г) фотография

5. В учебнике по математике хранится информация:

а) исключительно числовая

б) графическая, звуковая, числовая

в) только текстовая

г) текстовая, графическая, числовая

6. Приведите примеры текстовой информации.


Тест по теме « Информация и ее свойства»

2 вариант

1.Информацию, существенную и важную в настоящий момент, называют:

а) достоверной в) объективной

б) актуальной г) полезной

2. По способу представления информации человеком, различают следующие виды информации:

а) текстовую, числовую, символьную, графическую, видеоинформацию

б) научную, социальную, политическую, экономическую

в) визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую

г) математическую, биологическую, медицинскую, техническую

3. К слуховой можно отнести информацию, которую человек получает, воспринимая:

а) запах цветов в) раскаты грома

б) фотографию г) ощущение холода

4. Примером графической информации может служить:

а) картина

б) мелодия

в) правило в учебники русского языка

г) формула

5. В диске с фильмом «Берегись автомобиля» хранится информация:

а) исключительно звуковая

б) графическая, звуковая, видеоинформация

в) только текстовая

г) текстовая, звуковая, видеоинформация

6. Приведите примеры звуковой информации.


























































Ответы:

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

1 вариант

в

в

б

в

г

Рассказ, сказка, стих, правило, письмо, предложение….

2 вариант

а

а

в

а

г

Мелодия, песня, пение птиц, раскат грома, крик…















Лист заданий по теме «Информационные процессы. Получение и поиск информации».

Задание №1. Заполните модель Фрейра:







Задание №2. В течении 1 минуты обсудите в команде поочередно преимущества электронных источников информации в сравнении с традиционными.

Задание №3. Изобразите ситуацию с помощью образов. Один из участников должен выступить в роли переводчика.

3.1 Вы отправились в отпуск в Тунис. Девушка на рисе пшене встречает вас фразой «Здравствуйте. Как добрались? Откуда к нам приехали?». Вы отвечаете «Здравствуйте. Хорошо. Мы приехали из России».

3.2. представьте себя в роли разведчика. Вы обнаружили, что в километре от вас приближается вражеское танковое войско. Вам нужно сообщить об этом командиру, находящемуся на противоположном берегу реки.

3.3. изобразите с помощью жестов, что вы являетесь учеником кадетской школы.

Задание №4. Расшифруйте значение криптограммы

Задание №5. В течении 1 минуты составьте характеристику русского языка, напишите слова/предложения ассоциирующиеся с предложенным понятием.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по информатике "Информационные процессы"

Автор: Ибрагимова Татьяна Сергеевна

Дата: 02.10.2014

Номер свидетельства: 116048

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "План-конспект урока информатики "Информационные процессы»Архитектура компьютера""
    ["seo_title"] => string(87) "plan-konspiekt-uroka-informatiki-informatsionnyie-protsiessy-arkhitiektura-komp-iutiera"
    ["file_id"] => string(6) "263615"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449578090"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "План-конспект урока информатики "Информационные процессы»Архитектура компьютера""
    ["seo_title"] => string(89) "plan-konspiekt-uroka-informatiki-informatsionnyie-protsiessy-arkhitiektura-komp-iutiera-1"
    ["file_id"] => string(6) "263616"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449578097"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока информатики "Модели объектов" (7 класс)"
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-informatiki-modieli-obiektov-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250313"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447070418"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "План-конспект урока Информационные процессы "
    ["seo_title"] => string(48) "plan-konspiekt-uroka-informatsionnyie-protsiessy"
    ["file_id"] => string(6) "131767"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416224991"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока информатике «В мире кодов. Способы кодирования информации» 5класс "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-informatikie-v-mirie-kodov-sposoby-kodirovaniia-informatsii-5klass"
    ["file_id"] => string(6) "130733"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415982110"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства