Конспект урока по информатики и ИКТ "Информационные процессы"
Конспект урока по информатики и ИКТ "Информационные процессы"
Данный урок – урок совершенствования и углубления умений и навыков. Учащиеся уже знакомы с этим материалом с 5 класса, в 8 классе идет обобщение и систематизация. На тему «Человек и информация» отведено 4 часа, данный урок является третьим.
В основу урока положен деятельный подход с использованием компетентностей. Считаю, что выбранная структура урока более удачна и соответствует моей теме самообразования.
Урок обеспечивает развитие познавательной деятельности учащимся, дает им возможность проявить себя, заставляет работать в заданном ритме, что стимулирует умственную активность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по информатики и ИКТ "Информационные процессы" »
Старосветская Галина Владимировна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
Информационные процессы
8 класс
Старосветская Галина Владимировна,
учитель информатики и ИКТ
МБОУ СОШ №4 г. Сургута
2015 г
Пояснительная записка
к урокупо теме «Информационные процессы» 8 класс.
"Научиться можно лишь тому, что любишь, и чем глубже и
полнее должны быть знания, тем сильнее, могучее и живее
должна быть любовь"
И. В. Гете
Данный урок – урок совершенствования и углубления умений и навыков. Учащиеся уже знакомы с этим материалом с 5 класса, в 8 классе идет обобщение и систематизация. На тему «Человек и информация» отведено 4 часа, данный урок является третьим.
В основу урока положен деятельный подход с использованием компетентностей. Считаю, что выбранная структура урока более удачна и соответствует моей теме самообразования.
Урок обеспечивает развитие познавательной деятельности учащимся, дает им возможность проявить себя, заставляет работать в заданном ритме, что стимулирует умственную активность.
Раздел программы: Человек и информация.
Тема: Информационные процессы.
Цели урока: Систематизировать и обобщить понятие информационные процессы, классифицировать и приводить примеры информационных процессов. Способствовать развитию компетентностей: наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитывать такие качества личности, как познавательная активность,
самостоятельность, упорство в достижении цели.
Побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний.
Основные понятия:
Информационные процессы:
передача информации;
прием информации;
обработка информации;
хранение информации;
поиск информации.
Задачи учителя:
составить цепочку логических вопросов, которые должны привести учащихся к теме урока и основным понятиям;
при помощи презентации вести урок в нужном направлении;
подвести учеников к выводам по уроку на базе рассмотренных примеров и понятий;
организовать работу учащихся так, чтобы они были заинтересованы в изучении данного материала.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная. Для раскрытия главного материала на уроке сочеталось несколько методов обучения: эвристический, наглядный (презентация), практические упражнения, проблемно-поисковые.
Средства обучения: проектор, компьютерная техника, компьютерная презентация, схемы, текст, карточки с практическими заданиями.
Тип урока: урок совершенствования и углубления умений и навыков.
Литература:
1. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 класса/И.Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л.В. Шестакова.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 -176 с.: ил.
2. Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней
школе.: методическое пособие/ И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина -4-е изд. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.-416с.: ил.
3. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2 т./ Л. А. Залогова [др.]; под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2000.
4.Журнал «Информатика и образование» №7,8 1998 г., статья С.А.Бешенков, В.Ю.Лыскова, Е.А. Ракитина «Информация. Информационные процессы.»
5. Журнал «Информатика и образование» №8 2001г., статья А.А. Зубрилин «Игровой компонент на уроках информатики»
6. В.Ф. Бурмакина, И.Н. Фалина « Как готовиться к тестированию по проверке ИКТ- компетентности школьников»: лекции 5-8.-М.:Педагогическийуниверситет «Первое сентября»,2006-60с.
7. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 6 класса : методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.- М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.-162 с.: ил.- (Программы и планирование)
План урока.
I.Оргмомент (1мин.)
II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.(8мин.)
1.Проверка домашнего задания -2 мин.
2.Чтение текста- 3мин.
3. Сообщение темы урока , постановка целей-1 мин.
III. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений (2мин.)
IV. Обобщение и систематизация понятия.(30 мин.)
Рассмотрение схемы-3мин.
Ответы на вопросы -2 мин.
Выполнение 1 задания-5 мин.
Выполнение 2 задания- 3 мин.
Физкультминутка -3мин.
Компьютерный практикум-10 мин.
Защита 4 мин.
V. Подведение итогов.-1 мин.
VI. Домашнее задание.-1 мин.
VII. Рефлексия -2мин.
Ход урока.
I.Оргмомент
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся, пожелаем удачи и начнем урок.
II.Воспроизведение и коррекция опорных знаний. (Компетентность-определение)
Домашним заданием была задана таблица, вы её заполнили. Проверка проводиться на экране.
Чтобы узнать тему урока нужно прочитать текст.
Читают текст (Приложение 2). (Компетентность-определение) Формулируют тему урока и цели.
III.Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.
О каких информационных процессах идет речь в тексте? Какие Вы знаете информационные процессы?
(Существует типа информационных три основных процессов: хранение, передача, обработка информации.)
Найдите в тексте определение, что такое информационные процессы?
(Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами.)
IV.Обобщение и систематизация понятия.
Посмотрим общую схему информационных процессов. (Приложение 3)
Информационные процессы – неотъемлемая часть окружающего мира.
Наиболее значимыми для нас являются процессы с участием человека, но человек стремится автоматизировать информационные процессы, т. е. создать средства, которые облегчают эти процессы.
а) Проанализируйте схему (приложение 3) изучаемых процессов и определите, какие из них допускают автоматизированное выполнение? (хранение, передача, защита, кодирование, обработка, поиск)
б) Какие процессы из представленных выполняются при выполнении задания по математике (например, решение геометрических задач)? (отбор, систематизация, обработка, принятие решения)
в) Вашему классу поручено выпустить школьную газету. Какие из процессов вам придется выполнить? Какие из этих процессов вы сможете выполнить с помощью компьютерных программ? (поиск, отбор, хранение, обработка)
Итак, мы с вами повторили все операции, проводимые с информацией. А сейчас закрепим эти знания, выполнив задание 1 в тетради (работа в парах).
Задание 1. (Компетентность- интеграция)
Действия, которые можно выполнять синформацией, делятся на следующие классы:
а) передача информации;
б) прием информации;
в) обработка информации;
г) хранение информации;
д) поиск информации.
Ниже перечислены различные действия при работе е информацией. Соотнесите каждое из них е одним из указанных классов а)- г). Есть ли действия, которые трудно однозначно отнести только к одному из классов? Почему?
Поцелуй; улыбка соседа; решение задачи; кивок другу; рукопожатие; чтение книги; просмотр фильма; подмигивание; подготовка к ответу; решение контрольной работы; список телефонов; запись сольного альбома; поглаживание кошки; сообщение о погоде; объявление водителем об остановке; проход в метро; ответ на уроке; приглашение на празднование дня рождения; повестка в армию; вызов к директору школы.
Ответы:
передача информации: улыбка соседа, кивок другу, рукопожатие, подмигивание (?), поцелуй (?), сообщение о погоде, объявление водителя об остановке, повестка (?), вызов к директору (?)
прием: чтение книги, просмотр фильма, поглаживание кошки (?), проход в метро (?), повестка в армию
обработка: решение задачи, решение к/р, подготовка к ответу
хранение: список терминов, записи сольного альбома
поиск: подготовка к ответу
Т. о. смотря от какого лица рассматривать действия! (со стороны приемника или источника)
Процесс обработки не всегда связан с получением каких-то новых сведений. Например: перевод одного текста с одного языка на другой.
Приведите свои примеры когда процесс обработки информации связан с изменением формы или структуры.(кодирование, составление таблиц-структурирование)
Цель следующего задания – расшифровать тексты сообщений, определив способы, которым они были закодированы.( работа в группах)
Задание № 2. (Компетентность-оценка)
1.АРУТАИВАЛК (Клавиатура. Буквы слова переставлены в обратном порядке)
2.КОМЛЯПЬЮЛЯТЕРЛЯ (Компьютер. После каждого слога слова слог ЛЯ)
3.МТИРОГЛА(Алгоритм. Буквы слова переставлены в обратном порядке)
4.ИКНКФКОКРКМКАКТКИККККАК(Информатика. После каждой буквы буква К)
Какое информационное действие вы выполняли? (обработку, поиск)
Как вы думаете, человек чаще получает информацию целенаправленно или случайным образом? Ответ обоснуйте.
3) Что для компьютера означает «получить информацию»? Ответ обоснуйте. (Ввести)
Чтобы на полученных сообщениях принимать какие-то решения, т. е. обрабатывать информацию (анализировать, оценивать и достоверность и полноту, обобщать и упорядочивать факты, провести какие-то вычисления и т. д.), мы пользуемся различными методами и техническими средствами.
Физкультминутка
Быстро называются устройства в разброс: ввода, вывода, обработки, хранения. Ребята выполняют действия:
Ввод – стряхиваете руками.
Вывод – наклоны, руки на поясе.
Обработки – шагаете на месте.
Хранение – закрываете, открываете и плотно сжимаете веки.
Цель следующего творческого задания: формирование навыков передачи информации, развитие фантазии, воображения, смекалки.
Прорекламируйте очень нужный предмет, который называется «линейка». На это вам 10 минут. Программный продукт для реализации идей любой. Группы по 2 человека. Предоставить свою рекламу.
Реклама – двигатель торговли.
Оцениваем лучшее, оригинальное… (Защита рекламы)
Критерии оценивания.
Оценивание практической части
соответствие содержания заявленной теме, лаконичность, научность, продуманность структуры
взаимодействие: коммуникабельность, уважение и внимание к другим, активность, полезность
V.Подведение итогов.
Во всех сферах жизни мы создаем, передаем, обрабатываем и храним различную информацию, т. е. выполняем информационные процессы, с которыми мы познакомились на уроке.
VI.Домашнее задание.
§3, вопросы и задания
VII. Рефлексия
«Я»: как чувствовал каждый на уроке;
«Мы»: комфортно ли было работать в «мастерской», какие затруднения были в общении;
Дело»: были ли достигнуты поставленные цели, какие положительные и отрицательные моменты можно выделить.
Пример.
Школьная линейка.
Незаменимый инструмент в школьных баталиях — на уроках геометрии, информатики, химии, в различных викторинах и конкурсах, в буфете и раздевалке. Обладает подвижностью и гибкостью балерины. Его химический состав позволяет выдерживать как знойную жару, так и лютый холод. Имеет минимальный вес и еще меньшую стоимость. Не противопоказан ни детям, ни взрослым, ни мужчинам, ни женщинам. Употребим в любое время суток и года. Не обидчив, не прихотлив, не требует особого ухода и ласки.
Приложение 1
Домашнее задание
Объект
Носитель информации
Вид информации
по способу восприятия
по способу представления
задача по алгебре
учебник (учитель)
визуальная (аудиальная)
текстовая
концерт
концерт
аудиальная
музыкальная
вкус лимона
лимон
вкусовая
графическая
цветок сирени
цветок сирени
осязательная
графическая
табличка с номером дома
табличка с номером дома
визуальная
Л числовая
письмо
письмо (человек)
визуальная
(аудиальная)
Текстовая (комбинированная)
Приложение 2
Текст
В повседневной жизни человек все время сталкивается с различными процессами: смена времен года, раскрытие бутона цветка, пошив костюма. Одни процессы протекают в живой природе, другие — в человеческом обществе. Иногда человек играет - решающую роль в ходе протекания процесса, например: при пилотировании самолета или написании сочинения. Некоторые процессы протекают независимо от влияния человека, как, например, распускание листьев на дереве, приливы и отливы. На каждом производстве используются свои особые технологические процессы. Например, для выпечки разных сортов хлеба применяются различные технологические процессы, отличающиеся составом продуктов, температурным режимом и временными показателями. Для производства телевизоров используется высокоточное оборудование и специальная технология изготовления. Это примеры производства материальных продуктов (предметов).
Особую роль в ходе протекания некоторых процессов играет информация. С помощью органов чувств люди воспринимают информацию, осмысливают ее и на основе своего опыта, имеющихся знаний, интуиции принимают определенные решения. Эти решения воплощаются в реальные действия, которые оказывают влияние на окружающий мир. Процессы, связанные со сбором, хранением, поиском, обработкой, кодированием и передачей информации, называют информационными процессами.
Информационные процессы протекают не только в человеческом обществе, но и в животном и растительном мире.