Тема: Безопасность в сети Интернет
Цели:
1) обеспечение информационной безопасности обучающихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
2) развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию.
3)воспитывать навыки информационной культуры в сети Интернет.
Оборудование: компьютер, проектор, тетрадь.
Ход урока:
I. Орг. момент. Добрый день. Тема нашего урока «Безопасность в сети Интернет». Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. С его помощью мы получаем информацию, общаемся, обмениваемся данными, оплачиваем товары и услуги, отправляем документы для поступления в вузы и делаем многое другое. Вместе с тем интернет таит в себе опасности — о них необходимо знать, чтобы избегать их.
II. Изучение нового материала.
Беседа.
Как вы думаете, какие опасности могут поджидать нас в интернете?
В первую очередь это действия мошенников, которые хотят получить финансовую или иную выгоду. Мошенники могут использовать самые разные инструменты и методы — например, вирусное программное обеспечение (или «вирусы»), поддельные сайты, мошеннические письма, перехват и подбор паролей к учетным записям в социальных сетях и на почтовых сервисах. Давайте поподробнее разберемся, как с этим бороться.
А как вы понимаете, что такое «вирус»?
Давайте запишем определение в тетрадь.
Вирус- вредоносная программа, способная самопроизвольно внедряться и внедрять свои копии в другие программы, файлы, системные области компьютера, с целью создания всевозможных помех работе на компьютере.
А как вы считаете, какие рекомендации нужно соблюдать для предотвращения попадания вируса на ваш компьютер? Давайте их запишем.
Рекомендации
• Используйте антивирусное программное обеспечение с обновленными
базами вирусных сигнатур.
• Не открывайте вложенные файлы или ссылки, полученные по электронной
почте, через социальную сеть или другие средства связи, не
удостоверившись, что файл или ссылка не содержит вирус.
• Внимательно проверяйте доменное имя сайта (например, www.yandex.ru),
так как злоумышленники часто используют похожие имена сайтов, чтобы
ввести жертву в заблуждение (например, www.yadndex.ru).
• Обращайте внимание на предупреждения браузера или поисковой машины
о том, что сайт может угрожать безопасности компьютера.
• Не подключайте к своему компьютеру непроверенные съемные носители.
• Не поддавайтесь на провокации злоумышленников, например, требование
перевести деньги или отправить смс, чтобы снять блокировку компьютера.
Злоумышленники часто стремятся получить доступ к аккаунтам жертвы,
например, в социальных сетях, на почтовых и других сервисах. Украденные
аккаунты они используют, в частности, для распространения спама и вирусов.
Какими способами мошенники могут получить доступ к учeтной записи жертвы? Давайте запишем.
Мошенники могут получить доступ к учeтной записи жертвы следующими
способами:
• Заставить жертву ввести свои данные на поддельном сайте.
• Подобрать пароль жертвы, если он не сложный.
• Восстановить пароль жертвы с помощью «секретного вопроса» или
указанной при регистрации электронной почты.
• Перехватить пароль жертвы при передаче по незащищенным каналам
связи.
Как правило, для кражи личных данных используются фишинговые сайты. Фишинг(от англ. fishing — рыбная ловля, выуживание) — вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям. Злоумышленники создают фишинговые сайты, копирующие интерфейс известных ресурсов, а жертвы вводят на них свои логины и пароли, не понимая, что сайты поддельные.
Каким рекомендациям нужно следовать, чтобы предотвратить это?
Давайте запишем.
Рекомендации
• Используйте сложные пароли (они состоят как минимум из 10 символов,
включают буквы верхнего и нижнего регистра, цифры и специальные
символы, не содержат имя пользователя и известные факты о нем).
• Никому не сообщайте свой пароль.
• Для восстановления пароля используйте привязанный к аккаунту
мобильный номер, а не секретный вопрос или электронную почту.
• Не передавайте учетные данные — логины и пароли — по незащищенным
каналам связи (не защищены, как правило, открытые и общедоступные wi-fi
сети).
• Внимательно проверяйте доменные имена сайтов, на которых вводите
учетные данные.
Печальная действительность современного интернета такова, что на 100% только сам пользователь сможет защитить себя от посягательств извне. Пользователь должен осознать, что ему не стоит запускать различного рода программы, присланные тем или иным "доброжелателем", не скачивать сомнительные файлы с непроверенных серверов в Сети, не идти на поводу у людей, которые, на первый взгляд внушают, доверие.
III. Закрепление.
Просмотр урока в сети Интернет.
Теперь, для более достоверной убедительности моих слов я предлагаю вам посмотреть Единый урок по безопасности в сети Интернет. (онлайн-просмотр урока.). Во время урока вам будут демонстрировать новые виды мошенничества и рекомендации по борьбе с ними, которые нужно будет записать в тетрадь.
IV. Работа за компьютером.
Теперь я предлагаю вам создать буклет в программе Microsoft Publisher на тему «Безопасность в сети Интернет»
Давайте вспомним ход работы в данной программе:
1.Пуск-Программы- Microsoft Office- Microsoft Publisher
2.Выбираем из типов публикаций буклет
3. Выбираем понравившийся макет буклета и пользуясь ресурсом Интернет работаем.
По окончанию проходит проверка работ обучающихся, выявление наиболее часто встречающихся ошибок, выставка лучших работ, оценивание обучающихся.
V.Итог.
Итак, а теперь давайте вспомним все, о чем мы сегодня с вами разговаривали:
- Что такое вирусы?
- Каким образом мошенники пытаются «проникнуть» в наш компьютер?
- Какие меры безопасности нужно соблюдать при работе в сети WiFi.
- Как вы понимаете понятие «информационный мусор».
Стоит понимать, что сеть Интернет - такой же социум, как и тот, в котором мы все живем. Люди делятся на плохих и хороших. Естественно, хороших гораздо больше, чем плохих, но это не повод для того, чтобы не замечать явных попыток поступать нехорошо и некрасиво с вами. Всем спасибо за урок.