Оборудование: IBM PC, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютерный класс, учебник 5 класс и рабочая тетрадь – автор Л. Босова, карточки с заданием.
План урока:
Организационный момент — 2 мин
Проверка домашнего задания – 3 мин.
Подготовка учащихся к восприятию нового материала – 4 минут.
Установка познавательной задачи - 2 мин.
Усвоение новых знаний – 13 мин.
Первичная проверка понимания – 5 мин
Физкультминутка - 1 мин.
Подведение итога урока – 1 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Закрепление знаний - 10 мин.
Электронная физкультминутка для глаз – 1 мин
Рефлексия — 1 мин
Учитель приветствует класс.
Ход урока
Организационный момент - 1 мин.
(Проверить готовность класса к уроку)
Учитель дополняет свой рассказ презентацией Power Point.
Проверка домашнего задания – 3 минут.
(слайд 1)
Ученики отвечают на вопросы УЧ: §1.6 №1 - №4 с.28.
Что вы понимаете под кодированием информации? [Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.]
С какой целью люди кодируют информацию? [Сокращение записи, засекречивание (шифровка), удобство обработки и др.]
Что можно назвать кодом? [Код – это система условных знаков для представления информации.]
(слайд 2)
Ответ: кодирование
Визуальная проверка выполнения заданий РТ: №10 - №19 с.16-23
3.Подготовка учащихся к восприятию нового материала – 4 мин.
(слайд 3)- ответы закрыты инструментом «шторка»
Давайте сыграем в игру “информация-код”.
Учитель называет вид информации – ученики, используемые знаки.
Музыка - ноты, управление движением - знаки, речь человека - буквы, математически выражения – цифры.
4.Установка познавательной задачи- 2 мин.
Изложение нового материала
(слайд 4)
Запишем в тетради тему “Метод координат”.
“Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать” – гласит народная мудрость. Рисунки, схемы, чертежи могут заменить нам долгие рассуждения. Графическая информация может быть представлена с помощью чисел.
(слайд 5)
Чтобы “связать” числа и точки, используют системы координат. С простейшей из них – числовой осью – вы познакомились на уроках математики. Сегодня на уроке мы познакомимся с прямоугольной декартовой системой координат. Она так называется в честь французского математика Рене Декарта.
(слайд 6)
5. Усвоение новых знаний – 13 мин.
Учитель объясняет и выполняет рисунки на интерактивной доске, а учащиеся в своей тетради.
(слайд 7)
Нарисуем две перпендикулярные оси, и точку их пересечения обозначим через О. Горизонтальная ось называется осью ОХ, вертикальная - осью OY. Место пересечение осей называется началом координат, обозначают цифрой ноль.
Запишите основные параметры системы координат.
Как же определить координату точки (её “адрес”)?
Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес. Это пара чисел: первой число по оси ОХ, второе по оси OY. Эти числа называют координатами точки. Сначала определяем на какую величину отстоит точка от О по оси OХ, а затем поднимаемся вверх вдоль оси OY.
(слайд 8)
Чтобы не путать порядок координат, давайте вспомним как устроены наши дома: сначала мы заходим в подъезд (по оси ОХ), а затем поднимаемся на этаж (по оси OY). Очень просто запомнить систему поиска точки: идем домой – поднимаемся на лифте. Если вспомнить, как выглядит шахматная доска, то принцип определения положения фигур на ней будет тот же. В нижней строке определяем букву, соответствующую положению фигуры, вдоль левого края находим соответственную цифру.
(слайд 9)
Оси координат разбивают плоскость на четыре части, которые называются координатными четвертями. Нам удобней работать в первой координатной четверти, т. к. направления её положительное и по оси ОХ и по оси ОУ.
(слайд 10)
(Задание выполняется фронтально: учитель на интерактивной доске, а ученики в тетрадях в клетку).
Учитель демонстрирует в кадре презентации способ определения положения точек на плоскости.
Давайте попробуем определить на координатной плоскости положение нескольких точек: 1 (2,3), 2 (2,9), 3 (8,9), 4 (8,3) Если последовательно соединить эти точки, то получится квадрат (учитель соединяет точки).
6. Первичная проверка понимания – 4 мин.
Теперь давайте решим обратную задачу: нарисуем в плоскости фигуру и попробуем определить положение её вершин в координатной плоскости.
(слайд 11) - ответы закрыты инструментом «шторка»
Задание выполняется учащимися на интерактивной доске и на карточках.
Получаем: 1 (1,1), 2 (5,9), 3(9,1)
Молодцы! Всё верно.
7. Физкультминутка - 1 мин.
Сейчас мы с вами отдохнём, выполним физкультминутку для мышц тела.
(слайды 12-14)
8. Подведение итога урока– 1 мин.
Делаем выводы.
На этом уроке мы узнали, что такое прямоугольная система координат. Научились определять положение точек в пространстве и выстраивать по ним фигуры. Другими словами, мы изменили форму представления информации с числовой на графическую.
10. Закрепление знаний(самостоятельная работа за компьютерами ) - 10 мин.
Познакомимся с самостоятельной работой
(слайд 16)
Задание выполняется самостоятельно каждым учеником на компьютере в программе электронного практикума «Координатная плоскость».
Учитель предлагает детям попытаться самостоятельно выполнить задание за компьютером. Проходит по классу и следит за выполнением работы, помогает отстающим детям.
В результате самостоятельного выполнения задания учащиеся получают рисунок на экране компьютера, что является определением правильного выполнения работы.
Перед рефлексией выполним упражнение для глаз.
11. Электронная физкультминутка - 1 мин.
Ребята, слушая музыку, следите за движениями объектов, а при мигании моргайте глазками.
(слайд 17)
Слайд сопровождается музыкой, которая внедрена в презентацию. Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками.
12. Рефлексия – 2 мин
(слайд 18)
Ребята, рядом со смайликом, нарисуйте знак своего состояния на уроке. Как вам было на уроке: трудно, обычно, легко.
Спасибо за урок. Успехов в дальнейшей учебе!
Литература:
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.