Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Метод координат на плоскости"»
Тема Метод координат на плоскости. Решение задач
Цели урока:
Образовательные:
систематизация знаний, умений и навыков по теме “Метод координат”;
совершенствование навыков решения задач;
совершенствование умений применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач.
Развивающие:
развитие математически грамотной устной и письменной речи,
логического мышления;
развитие памяти, внимательности, нестандартного подхода к решению задач;
развитие умений анализировать и делать выводы, предвидеть результаты своей деятельности.
Воспитательные:
воспитывать познавательную активность,
культуру общения,
культуру диалога;
прививать интерес к истории математики.
Оборудование:
презентация “Метод координат на плоскости” раздаточный материал, справочник
Ход урока.
1. Организационный момент : Проверка готовности к уроку. Проверка домашнего задания
2. Мотивация к учебной деятельности. Актуальность темы. Создание проблемной ситуации на уроке. Учитель предлагает учащимся решить следующую задачу.
(слайд1)
На карте Н-ской области 3 города B, C, D образуют прямоугольный треугольник.D находится на расстоянии 400км от C и на расстоянии 300км от В. Главный аэропорт области расположен на середине между B и С. В зависимости от погодных условий самолет может вылететь в любой из этих городов. В баке определенное количество топлива. Если самолет будет лететь с одной и той же средней скоростью, то хватит ли ему топлива чтобы добраться до любого их этих пунктов?
(слайд2)
- Давайте переведем задачу на язык геометрии.
B
300
Дан прямоугольный треугольник. т. А равноудалена от вершин прямоугольного треугольника В и С. Доказать, что т. А равноудалена от всех вершин прямоугольного треугольника.
(слайд 3)
-Такую задачу мы решали в прошлом году. ( Медиана прямоугольного треугольника равна половине гипотенузы.)
-Сегодня мы посмотрим, как эту задачу можно решить другим способом, с помощью координат.
(слайд 4)
-Тема нашего урока «Применение метода координат к решению задач»
Цель урока: учиться решать задачи методом координат
-Это один из самых универсальных способов решения геометрических задач.
Выбор этой темы не случаен. Она имеет большую прикладную значимость не только в геометрии, но и в физике.
Назовите разделы физики, где вам постоянно приходится встречаться с координатами и векторами.
В кинематике задачи решаются координатным способом.
В динамике и в задачах на закон сохранения импульса используют векторный способ решения задач.
Координатный метод используется при выводе основного уравнения МКТ.
При изучении изопроцессов в газах, электромагнитных волн.
Но оказывается, в современном мире это не самое главное приложение выбранной темы.
- Электронно-вычислительные машины умеют оперировать только с числами или с информацией, записанной с помощью чисел, но не с геометрическими объектами: точками, векторами и т.д. И когда ЭВМ управляет самолётом, подводной лодкой или космическим кораблём, она обрабатывает данные о положении, расположении, скорости, ускорения движущегося объекта не в геометрической форме, а в переводе их на язык чисел. Переход от точек и векторов к их координатам и представляет собой такой перевод. Таким образом, введение координат, даёт возможность использовать современную вычислительную технику в самых различных, геометрических с внешней точки зрения, ситуациях.
- В качестве иллюстрации приложения метода координат вспомним алгебраические равенства, имеющие простые геометрические истолкования.
3 Актуализация знаний.Проверка домашнего задания
4. Решение задач
(слайд5):
- Устное решение задач
1. А(6;10); В(-4;10), координаты середины М?
2. А (2;7), B (-2;7), расстояние АB?
3. центр, радиус, диаметр окружности?
(слайд6):
- Устное решение задач
какое уравнение лишнее:
(слайд7):
- Учащиеся выполняют диктант на применение формул.
1. А(-5;1), В(-2;-3), АВ - ?
2. СД – диаметр окружности, С(4;-7), Д(2;-3). Найти координаты центра окружности,
3. Е(3;7). Принадлежит ли она графику уравнения ?
4. у = 4х-5 .Что является графиком уравнения?
5. Как расположены прямые х =3; у = -1?
(слайд8):
- Проверь себя (самопроверка) –1 балл за правильное задание
-Решение задач (письменно, комментировано)
(слайд 9):
№1. Определить вид АВСD, если А(-2;2), B(4;-1), С(1;-7), D (-5;-4). Повторяются виды четырехугольников и их признаки.
№2
(слайд 10)
. Составьте уравнение окружности, изображенной на рисунке:
(слайд 11)
. Составьте уравнения прямых, изображенных на рисунке:
(слайд 12)
Найдите несоответствие геометрической иллюстрации данным задачи:
-Решая задачи сегодня на уроке, мы в очередной раз убедились, что рисунки к задачам выполнялись схематически. Формулы, т.е. алгебраические равенства, нам помогали решать геометрические задачи
(слайд14):
-Вернемся к задаче, которая открывала наш урок. Поместив треугольник BCD специальным образом в системе координат, мы можем определить координаты вершин и выполнить необходимые вычисления.
(слайд15):
-Суть метода координат передает алгоритм
(слайд16):
5. Историческая справка
Сегодня мы рассмотрели несколько задач, которые решаются методом координат. Нельзя не сказать хотя бы несколько слов об основоположнике этого метода Рене Декарте
Рене Декарт – французский математик, физик, физиолог и философ, создатель знаменитого метода координат, сторонник аналитического метода в математике, механизма в физике, предтеча рефлексологии.
Рене Декарт происходил из старинного дворянского рода. Его мать умерла от туберкулеза, когда ему исполнился 1 год. Отец Декарта был судьей и он мечтал видеть своего сына юристом. В возрасте 10 лет мальчик поступает в школу, а после ее окончания учится в Университете в Пуатье. Получив звание бакалавра и лицензию юриста , Рене выполнил желание отца, но в своей жизни он никогда не занимался юридической практикой. Он хочет видеть мир и открывать истину.
В истории математики Рене Декарт занимает видное место. Именно он ввел буквенные символы, ввел нынешнее обозначение степеней , заложил основы теории уравнений.
Историческое значение Декартовой геометрии состоит в том, что здесь была открыта связь величины и функции, что преобразовало математику. Применение алгебраических методов к геометрическим объектам, введение системы прямолинейных координат означало создание аналитической геометрии, объединяющей геометрические и арифметические величины, которые со времен древнегреческой математики существовали в раздельности.
Физические исследования относятся главным образом к механике, оптике и строению Вселенной.
Крупнейшим открытием Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и рефлекторной деятельности.
Интересно, что великий русский физиолог Иван Павлов поставил памятник-бюст Декарту возле своей лаборатории, потому что считал Декарта предтечей своих исследований.
(слайд17 ):
6. Итог урока
-Итак, сегодня мы рассмотрели применение метода координат к решению задач на плоскости, увидели универсальность этого метода. Но мы с вами живем в 3- мерном пространстве. В 10-м классе или в техникуме вы продолжите решать аналогичные задачи методом координат, применяя не две, а три переменных.
(слайд 18):
Сегодня девизом нашего урока были слова Б. Шоу: Деятельность – единственный путь к знаниям.
Если вы не только слушали учителя, а и выполняли необходимое количество практических заданий, то в будущем вам гарантирован успех
(слайд19)
7. Домашнее задание.
Обязательное задание.
Повторить по уч.п.95
Решить задачи:
№1. Составьте уравнение прямой, проходящей через начало координат и точку .
Задание на выбор
№2. Найдите точки пересечения окружности с прямой: а) , б) .