Конспект урока информатики в 4 классе по теме "Понятие в информатике".
Конспект урока информатики в 4 классе по теме "Понятие в информатике".
Данная работа выполнена в виде конспекта урока информатики в 4 классе. Тема урока - "Понятие в информатике". В конспекте отражены основные аспекты темы "Понятие" для 4 класса.
В ходе изучения данной темы учащиеся учатся рассуждать, что такое "понятие" в широком смысле, где в реальной жизни мы с встречаемся с данным определением. В рамках урока детям необходимо понять и усвоить такие термины как "определение понятия" и "содержание понятия", а также чем они отличаются друг от друга, чем характеризуются существенные свойства того или иного понятия.
Содержание урока содержит различные виды работы учащихся, что способствует повышению уровня познавательной активности детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока информатики в 4 классе по теме "Понятие в информатике". »
Урок информатики в 4 классе
Тема: Понятие в информатике.
Класс: 4
Дата: 17.10.2013 г.
Цель: познакомить детей с новым определением «понятие, дать первичное представление о сути данного понятия.
Задачи:
познакомить учащихся с определениями понятия и термина;
формировать умение выделять признаки и действия всего объекта и его частей;
формировать умение различать между собой реальный мир от виртуального мира и находить между ними связь.
Педагогические задачи:
развивать образное мышление и речь учащихся;
пополнять словарный запас учащихся;
воспитывать умение работать самостоятельно.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
уметь различать мир объектов реальной действительности и мир понятий об этих объектах;
знать, что понятие возникает в результате взаимодействия человека с объектом;
знать определения понятия и термина.
форма организации: повторение и обобщение;
тип урока: комбинированный (преимущественно повторительно-обобщающий с фрагментами новых знаний на основе актуализации имеющегося житейского опыта и знаний);
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Сергеевна и я буду вести у вас урок информатики. Проверьте свое рабочее место, все ли готово к уроку.
Актуализация ранее изученного:
- Ребята, давайте вспомним, что вы изучали на прошлых уроках. Я буду задавать вопросы, а вы должны дать ответ.
1. какие действия можно осуществлять с информацией? (получать, представлять, хранить, обрабатывать, передавать)
2. что такое «Объект»? (это общее название любого предмета, живого существа, явления или события, на которое направлено внимание человека).
3. что обязательно должен иметь объект? (имя и свойства/признаки)
4. какие свойства объектов существуют? ( существенные и несущественные, общие и отличительные).
- Молодцы, ребята!
Эвристическая беседа.
- Каждый день мы узнаём что-то новое, получаем информацию. Без информации человек не мог бы жить. Информация – это сведения об окружающем нас мире. Она позволяет находить пищу, перемещаться, избегать опасностей, спасаться от холода и жары. Знания, которые ты получаешь на уроках, читаешь в книгах, приключения, которые смотришь по телевизору – всё это тоже информация. - Вокруг нас существуют два взаимосвязанных мира: мир объектов реальной действительности и мир понятий об объектах. Как вы это понимаете?
- Внимание, по перечисленным признакам, определите какой объект живой или неживой природы я задумала.
Звонкий, быстрый, веселый - …
Вкусный, алый, сочный - …
Желтые, красные, осенние - …
Задиристые, драчливые, взъерошенные - …
Белоствольные, высокая, стройная -…
- Я назову свойства объекта, а вы должны догадаться, о чём или о ком я говорю.
Вывод:Перечислить существенные свойства объекта – значит, сформулировать понятие.
- Ребята, как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке? (о понятии). Какие задачи мы поставим перед собой? (узнать, что такое понятие, углубить свои знания по этой теме, познакомиться с новыми определениями). Верно, и тема нашего урока звучит так: «Понятие в информатике».
Изучение новой темы.
- Ребята, скажите, что такое «яблоня»? (это дерево, на котором растут яблоки)
- Определяя понятие объекта «Яблоня», мы перечисляем не всё, что мы знаем о нём, а только то, что определяет её способность быть плодовым деревом.
- Давайте рассмотрим предложение, которому мы дали понятие «яблоня»:
«Яблоня - это дерево, которое можно посадить, вести обрезку старых веток и вырастить на нём яблоки» – это понятие.
- Что такое понятие? (Понятие – это объект внутреннего, виртуального мира, то есть мира идей и мыслей человека.)
- Откроем стр.48. и обратим внимание на второй абзац. Прочитайте его вслух. Молодцы!
- А теперь мы прочитаем понятие про автомобиль. (чтение). Определяя понятие объекта «автомобиль», мы перечислили не все, что мы знаем о нем, а только то, что определяет его способность быть транспортным средством.
- А теперь найдите в тексте, что такое определение понятия? (чтение). Это перечень существенных свойств, функций и элементов, который позволяет безошибочно выделить объект из ряда других, ему подобных. Верно.
- Тогда что же является содержанием понятия? (список существенных свойств)
- Чтобы дать понятие, нужно назвать термин и перечислить существенные свойства этого объекта. Все существенные свойства объекта составляют содержание понятия.
Термин + существенные свойства = содержание понятия
- Давайте попробуем составить понятия следующего объекта (на рисунке автомобиль). Назовите те свойства машины, которые вы видите на фото (есть колеса, кузов, окна, фары, руль, номер, черный цвет). Скажите, какие из этих свойств являются существенными? (есть мотор, руль, кузов, колеса)
- А какие еще существенные свойства можно назвать для автомобиля? (является транспортным средством, предназначен для перевозки людей или грузов).
- Попробуем составить понятие, что такое «автомобиль»:
«Автомобиль – это транспортное средство, ……….»
- Назовите, что здесь является термином, а что – содержанием понятия. (термин – «автомобиль», а характеристика автомобиля – это содержание).
- Составьте понятие объекта «карандаш» и назовите термин и содержание понятия. («Карандаш – это предмет, у которого есть грифель и корпус, и который предназначается для письма»).
- Для того, чтобы дать понятие мы воспользовались своим мышлением и памятью. Вспомнив образ предмета и поразмыслив, вы дали понятие. Поэтому говорят, что понятие возникает в сознании человека и является формой его мышления.
- Как вы думаете, как или чем можно выразить понятие об объекте? (вслух или письменно словом или устойчивым словосочетанием).
- Как вы понимаете слово «термин»? (Термин – это слово или устойчивое словосочетание, обозначающее объект из мира искусства, науки, техники.)
- Скажите, а где вы можете найти понятия различных терминов ( в словарях, энциклопедиях, Интернет). Верно.
- А какие термины вы можете назвать из науки информатики? ( объект, модель, информация, виртуальная реальность, принтер, внешняя память компьютера и т.д). Математики? Литературы? (ответы детей)
- Все эти термины и многие другие вы изучаете или изучили в разных дисциплинах. Скажите, а можете ли вы дать понятие такого термина «андронный коллайдер»? (нет, потому что мы его не видели и не знаем).
- Верно, человек может дать понятие только о тех объектах, о которых у него есть виртуальное представление, с которыми он знаком из окружающей среды.
- В результате чего человек воспринимает понятие? Найдите ответ в учебнике. (Понятие не может быть воспринято человеком в готов виде – оно возникает в результате взаимодействия человека с объектом.)
- Человек с годами получает всё больше информации о свойствах объекта, поэтому понятие живёт и развивается. От чего зависит богатство внутреннего мира человека? (ответы детей). Правильно, чем больше в сознании человека образов и понятий, тем богаче его внутренний мир.)
IV. Первичное закрепление.
- А сейчас откроем тетради на стр.35. найдем задание №2 – прочитайте его. Что требуется выполнить? (ответить на вопрос: что остается в памяти человека после встречи с каким –либо предметом). Каков ответ? (образ). Верно!
- Переворачиваем страницу и найдем №3. Прочитайте его. Что необходимо выполнить? (вспомнить любимую вещь, отразить ее в виде графического образа и текстового описания). Выполняем задание. Проверяем, как вы выполнили этот номер.
- Я попрошу вас открыть стр.38 и найти задание №5. Прочитайте это задание про себя и скажите, что здесь требуется выполнить. (подчеркнуть существенные свойства объекта, определить его, написать определение понятия, перечислить свойства в его содержании). Но перед тем как начать его выполнять, посмотрите на слайд (с изображением карандаша). Внимательно рассмотрите каждую его деталь. А теперь снова прочитайте задание, выполняем его. Проверяем как вы выполнили номер:
А) имеет грифель, предназначен для письма, остро заточен.
Б) карандаш
В) карандаш - это предмет, у которого есть грифель, остро заточен, предназначается для письма
Г) есть грифель и корпус, предназначен для письма.
- Молодцы!
- Переходим к заданию №6. Что необходимо выполнить? (аналогичное задание). Проверяем, как вы его выполнили:
А) имеет клавиши, соединен с системным блоком, предназначен для ввода данных в память компьютера.
Б) клавиатура
В) имеет клавиши, соединена с системным блоком, предназначен для ввода данных в память компьютера.
Г) клавиатура – это устройство, которое имеет клавиши, соединено с системным блоком и предназначено для ввода данных в память компьютера.
- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием!
- Найдем задание №9. Прочитайте его. Давайте вспомним задания про карандаш и клавиатуру. Мы смогли бы сразу представить себе эти объекты, если ни разу их не видели? (нет). А если видели хоть 1 раз в жизни? (да). Так чем же мы можем дать понятие об объекте, передать как он выглядит? (предложением). Ставим галочку рядом с вариантом ответа.
- Обратите внимание на задание №10. Что нам необходимо выполнить? (выбрать правильный вариант ответа). В качестве примера я приведу вам термин из информатики, прочитайте его (на слайде). «Объект – это общее название любого предмета, живого существа, явления или события, на которое направлено внимание человека».
Так какой вариант мы выберем? (термин – это слово или устойчивое словосочетание, обозначающее объект из мира искусства, науки, техники). Молодцы!
VI. Подведение итогов. Оценивание.
- В виде чего отражаются в сознании человека объекты окружающего мира?
- Приведите примеры термина.
- К какому миру принадлежит понятие – к миру объектов реальной действительности или к миру мышления?
- Является ли слово «мебель» термином информатики?
- Приведи пример термина из мира музыки.
- Назови объект (на слайде)
- Назови его существенные признаки (действия)
Ходить
Разговаривать
Брать предметы
Сочинять стихи и т.д.
Рефлексия:
- Обратите внимание на слайд – постарайтесь определить, что