Конспект урока информатики с применением новых подходов в обучении (групповое взаимодействие, диалоговое обучение, развитие критического мышления, работа с талантливыми и одаренными учащимися, психолого-педагогические особенности преподавания с учетом возрастных особенностей). Учащиеся в ходе урока самостоятельно из источника информации получают знания по основным понятиям темы, учатся составлять сложные и простые вопросы по изученному материалу (по таксономии Блума), проверяют свои знания посредством игры «Электронная почта».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока информатики "Электронная почта" »
12
КГУ
«Средняя школа №36»
Конспект урока
учитель: Кривошеина
Наталья
Викторовна
День 6.05.2015
Занятие 30
Наименование занятия
Комбинированный урок «Электронная почта»
Общая цель
совершенствовать знания об электронной почте, ее возможностях функционирования; выработать умение оперирования с данным сервисом Интернет; привить культуру пользователя в сети Интернет.
Результаты обучения для учащихся
Учащиеся самостоятельно из источника информации получают знания по основным понятиям темы, учатся составлять сложные и простые вопросы по изученному материалу, проверяют свои знания посредством игры «Электронная почта».
Задачи урока
Образовательная:
повторить и углубить знания учащихся по теме “Аппаратное и программное обеспечение сети”
познакомить учащихся с принцами функционирования электронной почты.
Развивающая:
развитие логического мышления учащихся;
развитие познавательного интереса, речи и внимания школьников;
сформировать индивидуальную культуру и потребность в приобретении знаний.
Воспитательная:
воспитать умение работать командой;
активизировать познавательные способности учащихся;
привить культуру пользователя в сети Интернет.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
Учащиеся должны знать:
назначение электронной почты;
что такое электронный почтовый ящик;
из чего состоит имя почтового ящика;
структуру электронного письма.
Учащиеся должны уметь:
оперировать с электронной почтой.
Основные идеи, отработанные на уроке
Групповое взаимодействие, диалоговое обучение, развитие критического мышления, ТиО, психолого-педагогические особенности преподавания с учетом возрастных особенностей
Оборудование:
Наглядный материал к уроку (приложение 8); Компьютер; Мультимедийный проектор; Экран; Презентация “Электронная почта”; Теоретический материал урока для учеников; Необходимые для игры: коробки, бумага, маркеры, скрепки, булавки, картинки
Этапы урока: учебная деятельность и ключевые вопросы (распределение времени)
Деятельность учащихся, ожидаемые результаты
Реакция учителя в ответ на деятельность учащихся. Что нужно учесть?
Цель и метод оценки
1.Мотивация. Игра: «Угадай слово». Задумано слово ПОЧТА. (3 мин)
Учащиеся задают вопросы, чтобы угадать это слово. Но ответ учитель дает только «Да» или «Нет»
Отметить причины вызвавшие замешательство учащихся для постановки вопросов
Формативная оценка в виде баллов в таблицу
2. Подготовка учащихся к работе на уроке. (2 мин).
Объединить учащихся в группы по посадочным местам используя метод «Выбери топологию сети» («Звезда», «Кольцо», «Шина»).
После того как учащиеся сели по группам, спросить, что изображено на их картинке и что это означает. А так же спросить преимущество и недостатки видов локальной сети.
Формативная оценка в виде баллов в таблицу
3. Постановка целей и задач урока. (5 мин)
Мы начали изучать большую тему «Компьютерные сети», а тема сегодняшнего урока «Электронная почта» Давайте в группах попробуем составить табличку ЗХУ (Донна Огл, 1986)
что мы уже знаем, что мы хотим узнать, что мы узнали, и что нам осталось узнать
Итог работы всех групп учитель представляет в таблице на доске.
Формативная оценка в виде баллов в таблицу
Формативная оценка в виде устного одобрения
4. Актуализация ЗУН
(5 мин).
Вопросы ученикам по предыдущей теме. Тест по теме «Локальные сети»
(приложение 1, 5).
Учитель контролирует выполнение тестового задания. Проводит совместно с учащимися анализ ответов. Учитывает психологический настрой всех учащихся при выведении результатов тестирования на экран.
Формативная оценка с помощью дистанционных пультов тестирования.
3. Формирование новых понятий и способов действий (13 мин).
Ученики изучают презентацию по теме урока (15 слайдов).(Приложение 6). Готовят «простые» и «сложные» вопросы (на листочках).
Учитель контролирует работу групп, объясняет принцип работы, степень вовлеченности всех членов группы в работу, следит за временем.
Задание для Т и О: определить сложность вопросов, посчитать количество вопросов каждого порядка
4. Применение знаний. Формирование умений и навыков (10 мин)
Игра «Электронная почта» (приложение 2). Ученики задают друг другу вопросы. Отвечает на вопросы каждый ученик.
Учитель наблюдает за соблюдением правил игры, за академической честностью каждого ученика.
Формативная оценка каждого ученика фиксируется в таблицу.
Комплексная оценка работы группы.
5. Сканворд
(приложение 3) – 2 мин
Найдите зашифрованные в сканворде термины, связанные с телекоммуникационными технологиями.
Учитель контролирует процесс разгадывания сканворда. После работы задает вопросы по данным терминам.
Формативная оценка каждого ученика фиксируется в индивидуальной таблице в виде баллов.
Комплексная оценка работы группы
6. Дача домашнего задания (1 мин)
Творческое задание: придумать кроссворд или сканворд (с вопросами) на тему “Аппаратное обеспечение сети. Электронная почта”.
Учитель контролирует запись домашнего задания в дневники. Поясняет принцип составления кроссворда и сканворда.
7. Итог урока (2 мин)
Ученики подсчитывают баллы в таблицах, по критериям получают общую оценку за урок (приложение 9)
Учитель контролирует процесс выставления итоговой оценки
Суммативное оценивание учеников
8. Обратная связь. (2 мин)
Написать сообщение учителю «Описать ваше обучение» (приложение 4)
Учитель контролирует регламент
Оценивание своего обучения
Анализ занятия
Урок прошел на достаточном методическом уровне. Выполнению общей цели урока способствовали выбранные методы и формы работы учащихся на уроке. Главное: на уроке наблюдалась самостоятельная работа учащихся по группам, ребята самостоятельно из источника информации получали знания по основным понятиям темы. В процессе работы ученики учились составлять сложные и простые вопросы по изученному материалу, проверяли свои знания посредством игры «Электронная почта». Активизации познавательной деятельности учащихся на уроке способствовало мобилизующее начало урока и использование игры «Угадай слово». На данном уроке учащимся предлагалось работать в новых группах, которые сформировались по названию топологий локальных компьютерных сетей. Но, не смотря на то, что группы сформированы случайным образом, учащиеся активно работали, так как выполняли правила работы в группе. Достаточную активность с учетом возрастных особенностей ученики проявили и на этапе совместного формулирования цели урока, где заполнили таблицу ЗХУ (Донна Огл, 1986). ИКТ на уроке использовалось при контроле знаний учащихся, а использованные дистанционные пульты тестирования помогли учителю и ученикам не только сразу получить результаты выполнения каждого вопроса теста по теме «Локальные сети», но и предоставили возможность провести анализ результатов и произвести корректировку в знаниях учащихся по данному разделу курса информатики. На этапе формирования новых знаний ученики не только изучали теоретический материал, но и учились анализировать информацию, составлять по прочитанному тексту вопросы разного уровня. Здесь была определена и цель работы для талантливых и одаренных учеников. Но, мне как учителю необходимо обратить внимание на проверку результатов работы одаренных, или точнее сказать, мотивированных на учебу учащихся. На уроке было видно, что игра «электронная почта» вызвал у учащихся интерес. В начале игры были даны инструкции по присваиванию каждому школьнику своего адреса, само письмо содержало вопрос («сложный» или «простой»), который каждый ученик составил после изучения теории в группе. Ошибки были при создании адреса отправителя и получателя, так как часть учеников не внимательны при изучении информации на слайде, а так же привыкли к реальным собственным электронным адресам. По времени ученики в основном успели сформулировать вопрос, отправить его, а так же ответить на вопрос, который получили по почте. На данном этапе оценить всех учащихся не удалось учителю, а ученики формально отнеслись к данной процедуре. Поэтому в дальнейшем необходимо продумать данный этап урока по вопросу оценивания вопросов и ответов учащихся. Использование сканворда предполагало не только активизацию внимание, но и знание основных терминов темы. Данная форма работы вызвала большой интерес у учащихся, которые просили выполнить подобное задание и в домашних условиях. Я как учитель это предположила при планировании урока и включила в домашнее задание творческую работу. В течении всего урока ученики формативную оценку вносили в оценочные листы, а в конце урока получили суммативное оценивание.
Оценивание практического занятия
Для урока разработан оценочный лист, где на каждом этапе ученик видит, сколько баллов он может получить. Каждая работа ученика оценивается, а в конце урока по критериям оценивания он может получить итоговую оценку.
Изменения к занятиям
Проверка вопросов и ответов в игре «Электронная почта»
Активизировать внимание на правилах игры, что бы меньше было ошибок по создании адреса электронной почты.
В оценочном листе добавить строчку «Всего баллов за урок».
Проверка работы Т и О при определении сложности вопросов.
Оценочный лист ученика
на уроке информатики
Дата ____________ Класс ________________ Ученик __________________
Формитивное оценивание:
Задание
Критерии оценивания
Кол-во баллов ученика
Игра «Угадай слово»
1 балл за хороший вопрос, который приблизил к результату (хороший вопрос определяет учитель)
2 балла получает ученик, который отгадал слово
Картинка группы
1 балл за объяснение термина, на который представлена картинка группы
Заполнение таблицы ЗХУ (Донна Огл, 1986)
1 балл за активное участие (активного участника определяет учитель и ученики)
Тест по теме «Локальные сети»
5 баллов – 12-15 правильных ответов
4 балла – 9-11 правильных ответов
3 балла – 6-8 правильных ответов
2 балла – 4-5 правильных ответов
1 балл – 1-3 правильных ответов
Кол-во правил. ответов _______
Кол-во бал ____
Ответы на вопросы в игре «Электронная почта»
2 балла - полный и правильный ответ
1 балл - неполный ответ (ответ, который дополнили ученики)
Какие из слов-ответов обозначают возможную топологию сети? (“Звезда”, “Кольцо”, “Шина”.)
В каких из указанных в сканворде топологий обязательно должен присутствовать головной компьютер? (“Звезда”)
Перечислите функции головного компьютера. (Хранение данных, управление работой компьютерной сети, возможность организации связи с другими компьютерными сетями.)
Назовите термины (из числа указанных в сканворде), обозначающие используемые в телекоммуникационных сетях аппаратные средства. (Модем – средство приема/передачи информации по телефонным линиям; клиент-компьютер, входящий в локальную и глобальную сеть; шлюз – компьютер, через который обмениваются информацией две локальные сети; сервер – компьютер, осуществляющий прием, передачу и хранение информации.)
Укажите термины, относящиеся к электронной почте. (Адресат, домен, клиент, модем, сеанс, сервер, сервис, трафик.)
Игра “Электронная почта”
Цель игры: Сформировать знания об электронной почте, ее возможностях, функционировании, выработать умение оперирования с данным сервером Интернета, прививать культуру пользователя сети Интернет.
Перед проведением игры класс разбивается на шесть групп (каждый ряд на две части). Первая парта каждой из групп выполняет роль сервера. На ней устанавливается табличка (сетевой адрес сервера) “Группа № _”, где после символа “№” указывается номер группы. Остальные парты данной группы выполняют роль клиентов сервера. На партах-“клиентах” располагаются таблички с фамилиями учеников (сетевой адрес клиента).
Пример.
На парте-“сервере” устанавливается почтовый ящик с двумя отделениями – “Входящие” и “Исходящие”: в отделение “Входящие” складывается или поступающие для клиентов этой группы письма, или “транзитные” письма, которые следует отправлять на другие сервер; в отделение “Исходящие” - те письма, которые следует отправить на другие серверы. На парте каждого клиента также имеется ящик, который разделен на три части – “Входящие”, “Исходящие” и “Удаленные”: в отделение “Входящие” складываются письма, пришедшие на имя клиента, в “Исходящие” клиентом помещаются письма, предназначенные для отправки, в “Удаленные” - ненужные клиенту письма.
Сервер обслуживают учитель, котрый собирает письма, приготовленные для отправки клиентами группы, и раздает пришедшие на их имя письма, разносит письма по другим серверам, складывая их в отделение “Входящие” почтовых ящиков. Пример.
Из схемы видно, как представители каждого сервера могут напрямую общаться друг с другом.
Примечание. Если один из серверов перегружен, то на парту-“сервер” выставляется табличка “Перегрузка”. Если поток писем не уменьшается, то сервер “ломается” и на него выставляется табличка “Поломка” (он из игры исключается). Можно установить между серверами другие связи.
Игра начинается с написания клиентами писем. Процесс написания состоит из следующих этапов:
выбрать адресата;
взять лист бумаги и сложить его вдвое;
на лицевой стороне указать адреса (электронные) получателя и отправителя, а также тему послания, например:
Куда: Сорокин@Группа№6
От кого: Иванова@Группа№1
Вопрос ________________________________
В это же время учитель проходит мимо парт клиентов каждой группы и смотрит, нет ли писем в отделениях “Исходящие” их почтовых ящиков. Если есть, то он берет их и относит в отделение “Исходящие” почтового ящика сервера. Также игрок А проверяет, нет ли писем в отделении “Входящие” почтового ящика сервера. Если есть, то письма, пришедшие на адрес клиентов данной группы, учитель разносит по отделениям “Входящие” почтовых ящиков клиентов, а письма, пришедшие на адреса клиентов других групп (“транзитные”), перекладывает в отделение “Исходящие” почтового ящика сервера.
Учитель так же проверяет отделение “Исходящие” почтового ящика сервера. Если там есть письма, то он определяет наилучший путь (“прямой” или “транзитный”) отправки писем и разносит их по отделениям “Входящие” почтовых ящиков других серверов.
После того как клиенты получают письма, беря их из отделений “Входящие” своих почтовых ящиков, они читают их и в зависимости писем перемещают их в отделение “Удаленные”, или откладывают в сторону (для этих целей можно добавить в почтовый ящик еще одно отделение).
В процессе игры целесообразно показать, что письма, написанные одним клиентом данной группы другому клиенту этой же группы, обрабатываются аналогично тому, как это делается для писем, направляемых от клиентов данной группы клиентам другой группы.
Используемые модули Программы:
Задание
Какие навыки развивает?
Модуль Программы
Совместное целеполагание
Развитие ОУУН
Новые подходы в обучении, обучение критическому мышлению
Игра «Угадай слово»
Знаниевые навыки, развитие критического мышления
Новые подходы в обучении, обучение критическому мышлению
Работа в группах
Развитие группового взаимодействия, критического мышления, диалога. Работа с ТиО.
Новые подходы в обучении, обучение критическому мышлению
Игра «Электронная почта»
Знаниевые навыки, развитие критического мышления
Новые подходы в обучении, обучение критическому мышлению, ТиО, ОДО
Новые подходы в обучении, обучение критическому мышлению
Скаоворд
Развитие критического мышления.
Новые подходы в обучении, обучение критическому мышлению
Оценивание в течение всего урока
Знаниевые навыки
ОДО
На всех этапах урока задания были составлены с учетом возрастных особенностей учащихся.
Список приложений:
Приложение 1
Тест по теме «Локальные сети»
Приложение 2
Игра «Электронная почта»
Приложение 3
Сканворд
Приложение 4
Обратная связь «Сообщение»
Приложение 5
Флипчарт для тестирования «Локальные сети»
Приложение 6
Презентация «Электронная почта»
Приложение 7
Конспект урока
Приложение 8
Наглядность. Флипчарт к уроку (для учителя)
Приложение 9
Лист оценивания для учащихся
Приложение 10
Картинки группам
Урок прошел хорошо. Есть много положительных моментов, есть еще небольшие моменты, над которыми придется работать в дальнейшем. Хочется отметить, что у многих учащихся появилось желание работать активно, они почувствовали свои силы ("Работа в группах затягивает", "Есть желание работать в группах", "Благодаря группе стало легче работать на уроке" "Увлекают задания разной сложности" "В такой работе информация запоминается лучше" "Реальная оценка знаний" "Было бы хорошо, если бы все были такие уроки", "Понятно, доступно, интересно, незаметно идет время", "Работа в команде - интересный метод обучения", "Интересные групповые задания"). Менте отмечает, что темп урока намного увеличился, ученики по сравнению с первыми уроками понимают, что требует от них учитель, после получения задания включаются в работу, понимая что четко определено время. Каждый ученик в группе понимает что от него еще зависит общий результат работы всей группы, а поэтому старается не подвести своих одноклассников. У оного ученика (лидера) проскользнула в печаль в глазах: не только он один теперь активный участник. Учитель информатики отметила продуманную структуру урока и интересные задания. После обсуждения урока, в ходе беседы с менте спланировали какие можно внести изменения на последующие уроки. Кратко говоря: удовлетворение от проведенного урока получила очень большое, сравниваю его с первым годом работы в школе: много сил отдается подготовке к урокам, но оно того стоит.