kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока информатики по теме: «Передача информации. Примеры передачи информации. Электронная почта. Код, кодирование информации»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: создание условий формирования представления об информационном процессе передачи информации; ввести понятия источник информации, приемник информации, канал передачи информации, электронная почта; научить определять источники, приемники информации и каналы передачи в различных ситуациях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока информатики по теме: «Передача информации. Примеры передачи информации. Электронная почта. Код, кодирование информации»»

Конспект урока информатики в 5-Б классе по теме: «Передача информации. Источник, канал, приемник. Примеры передачи информации. Электронная почта. Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат»

Учитель: Стеценко Н.Ю.


Цели урока: создание условий формирования представления об информационном процессе передачи информации; ввести понятия источник информации, приемник информации, канал передачи информации, электронная почта; научить определять источники, приемники информации и каналы передачи в различных ситуациях.

Тип урокавведение нового материала и самостоятельная деятельность учащихся.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор, учебники, тетради, доска.

Задачи:

  • обучающие:

    • сформулировать понятие источника информации, приемника информации, канала передачи информации, электронная почта;

    • научить учащихся определять источники, приемники информации и каналы передачи информации в различных ситуациях.

  • развивающие: развивать:логическое мышление, внимание, память;устойчивый познавательный интерес у учащихся; умения применять знания на практике;умение слушать;умение отвечать на поставленные вопросы.

  • воспитательные: воспитывать у учащихся информационную культуру, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.

Ход урока.

1.     Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих.      Постановка цели и задачи урока.

2.     Актуализация знаний. (фронтальный опрос)

1. Носитель информации – это ….

2. Что служит носителями информации?

3. Какой носитель информации является основным?

4. Перечислите свойства бумаги, как носителя информации?

 3. Объяснение нового материала

Развитие человечества было бы невозможно без обмена информацией. С давних времён люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями.  И тема нашего сегодняшнего урока « Передача информации»

Первоначально люди пользовались лишь средствами ближней связи: речь, слух, зрение.

Что помешало обмену информацией? Информация была передана, но до адресата не дошла из-за отсутствия физической возможности её воспринять. Ведь при любом обмене информацией должны существовать её источник и её приёмник.

Когда ты читаешь книгу, эта книга является для тебя источником информации, а ты – приёмник этой информации. Убери книгу – и информация в ней станет для тебя недоступной, поскольку исчез её источник. Закрой глаза или выйди в другую комнату – тогда для книги не будет приёмника информации.

Первый вывод: Если есть передача информации, то обязательно есть её источник и её приёмник (получатель). 

Вот несколько ситуаций, в которых можно обнаружить передачу информации. Определи, кто или что является источником, а кто или что - приёмником.

1.                  Пешеход переходит дорогу по регулируемому перекрёстку. (источник-светофор, приемник-пешеход)

2.                  Школьник учит уроки по учебнику. (источник-учебник, приемник-ученик)

3.                  Мальчик играет на компьютере. (Взаимный обмен)

4.                  Ты набираешь телефонный номер, чтобы позвонить. (источник –ты, приемник- телефонная станция)

Обратите внимание на то, что в одних ситуациях информация передаётся только в одну сторону, а в других происходит взаимный обмен информацией.

В каких из предыдущих ситуаций происходит обмен информацией и кто, в какой момент становится то источником, то приёмником?

А может ли быть так, что:

1. Источник информации один, а приёмников – несколько? Приведите примеры. учитель-ученик, телевизор-семья 

2. Источников информации несколько, а приёмник один? Приведите примеры. литература, карты.

3. Приведите примеры с взаимным обменом информации. Разговор по телефону

Одну и ту же информацию можно передать разными сигналами и даже совсем разными способами. Для передачи информации не так уж существенно, каким образом передавать, а главное – заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. И если мы об этом договорились, то уже получается код или шифр. Так, например, если горит красный сигнал – это значит нельзя переходить улицу. Загорелся зелёный – иди и не бойся.

А какие коды ты знаешь? Просто есть коды, к которым мы давно привыкли, которые хорошо изучили и легко понимаем. А другие для нас в новинку, а то и вовсе непонятны.

Например: В русском языке – СОБАКА; в английском – Dog; в немецком – Нund.

Для оценки твоих знаний в школе тоже используются коды:

Отличные знания – “5”; хорошие – “4”; удовлетворительные – “3”;плохие – “2”, а если ничего не знаешь, то можно и единицу получить.

Второй вывод: Сигнал сам по себе ещё не несёт информацию. Только когда с помощью сигналов передаётся некоторый код, мы можем говорить о передаче информации.

Одна и та же кодовая запись может обозначать совершенно разные вещи в зависимости от того, какой смысл мы связываем с этим кодом. Например, набор цифр 250614 может обозначать: почтовый индекс; расстояние между городами в метрах; номер телефона; запись даты “25 июня 2014 года”.

Итак, в любом процессе передачи или обмена информацией существует её источник и получатель, а сама информация передаётся по каналу связи с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и других.

Привести ещё примеры событий из вашей жизни. 

 Итак, в передаче информации участвует “Канал связи”. Разберёмся с ним.

Рассмотрим наш урок с точки зрения передачи информации.

Я – источник, говорю с вами на русском языке, кодируя речь понятными для вас словами. Канал связи – воздушная среда, которая передаёт колебания, производимые мною. Вы – получатели информации. Ваше ухо воспринимает колебания воздуха, расшифровывает информацию и вы понимаете, о чём идёт речь на уроке. Представим себе, что вы отвлеклись, и тогда часть сказанного мною не дошла до вас, и вы уходите с урока так и не поняв, о чём говорилось на уроке.

Третий вывод: В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться.

Это происходит из-за различных помех на канале связи. С такими ситуациями вы встречаетесь достаточно часто: искажение звука в телефоне, помехи при телевизионной передаче, ошибки телеграфа, неполнота переданной информации, неверно выраженная мысль, ошибка в расчётах.

Передачу информации можно представить в виде схемы:

Источник информации → Канал связи → Приемник информации

Человечество всегда стремилось к передаче информации без помех, создавая всё новые и надёжные средства связи.

Одним изканалом передачи информации является Электронная почта.

Электронная почта – это система обмена сообщений с помощью компьютерных сетей. Электронное письмо может содержать тексты, изображения, звуки и видеоинформацию. Адрес электронной почты состоит из двух частей – условного имени корреспондента и адреса сервера, на котором зарегистрирован его почтовый ящик.

Физкультминутка.

Вы уже знаете, что такое информация, какие действия с информацией можно проводить. Сегодня вы познакомитесь более подробно со способами кодирования информации и узнаете, каким образом графическую информацию можно представить с помощью чисел.

Кроссворд

Вопросы кроссворда:

  1. Устройство для вывода звуковой информации.

  2. Название стороны, передающей информацию.

  3. Он бывает жёсткий и лазерный.

  4. Устройство вывода информации на экран.

  5. Название стороны, получающей информацию.

  6. Устройство компьютера для обработки информации.

  7. Устройство для ввода символьной информации.

  8. Устройство компьютера для хранения информации.

  9. Устройство для ввода графической информации.

  10. Устройство для вывода информации на бумагу.

  11. Распространённое в быту средство связи. Ключевое слово: Кодирование.


Информация, которую мы получаем из окружающего мира, поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы.

Это свет, звук, запах, касания; это слова, значки, символы, жесты и движения.

Для того чтобы произошла передача информации, мы должны не только принять сигнал от кого-то, но и расшифровать его.

Так, услышав звонок будильника, человек понимает, что пришло время просыпаться;

телефонный звонок — кому-то нужно с нами поговорить;

школьный звонок сообщает учащимся о долгожданной перемене.

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

Код — это система условных знаков для представления информации.

Кодирование — это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода.

Обратное преобразование называется декодированием.

Декодирование — это процесс восстановления содержания закодированной информации.

Существует три основных способа кодирования информации:

  • Числовой способ — с помощью чисел.

  • Символьный способ — информация кодируется с помощью символов того же алфавита, что и исходящий текст.

  • Графический способ — информация кодируется с помощью рисунков или значков.

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так,

  • числовая информация кодируется арабскими, римскими цифрами и др.

  • для общения и письма мы используем код — русский язык, в Китае — китайский и т.д.

  • с помощью нотных знаков кодируется любое музыкальное произведение, а на экране проигрывателя вы можете увидеть громкий или тихий звук, закодированный с помощью графика.

  • часто бывает так, что информацию надо сжать и представить в краткой, но понятной форме. Тогда применяют пиктограммы, например, на двери магазина, на столбах в парке, на дороге. 

 Для передачи информации, людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся:

  • азбука Брайля, азбука Морзе, семафорная азбука и др.

Способов кодирования информации достаточно много, но чаще всего используются три основные:

  1. графический – с помощью рисунков или значков; (например, азбука Морзе)

  2. числовой – с помощью чисел; (например, замена букв в слове порядковым номером буквы в алфавите)

  3. символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст. (например, каждая буква сообщения заменена на третью после нее букву алфавита)

Переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки, также называют кодированием. А действия по восстановлению первоначальной формы представления информации принято называть декодированием. И, конечно же, для декодирования нужно знать код.

Методами шифрования занимается специальная наука — криптография.

Метод координат — это один из удобных способов представления графической информации с помощью чисел.

Метод координат — способ определять положение точки или тела с помощью чисел.

Чтобы «связать» числа и точки, используют системы координат.

Мы рассмотрим прямоугольную систему координат. Её также называют прямоугольной декартовой системой координат в честь французского математика Рене Декарта.

Нарисуем на листе в клетку две перпендикулярные числовые оси, точку их пересечения обозначим через O.

Горизонтальная ось называется осью OX, вертикальная — осью OY. Место пересечения осей OX и OY называется началом координат, которое также обозначают цифрой 0 («ноль»).

Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес. Это пара чисел: первое число по оси OX, второе — по оси OY. Эти числа называются координатами точки.

Пример: На рисунке точка A имеет координаты (3;5).

Чтобы не путать порядок следования координат, вспомним, как устроены наши дома: сначала мы заходим в нужный подъезд (по оси OX), а затем поднимаемся на нужный этаж (по оси OY). Такая идея позволяет нам однозначно определить положение любой точки на плоскости.

 Оси координат разбивают плоскость на четыре части, которые называются координатными четвертями.

Далее мы будем работать только в первой координатной четверти.

По данным координатам точек можно нарисовать знакомую картинку. На координатной плоскости отмечаем точки, заданные координатами, в порядке их следования. А затем соединяем каждую точку с предыдущей отрезком.

Пример:

Известны координаты 25 точек:
A(7;18)B(9;18)C(14;22)D(14;24)E(18;19)F(17;15)G(20;10)H(17;3)I(19;1)J(15;1)K(14;3),L(11;3),

M(12;1)N(7;1)O(2;11)P(1;18)Q(2;23)R(5;24)S(7;22)T(5;11)U(8;7)V(12;7)W(16;11)X(16;14)Y(11;14).
Если отметить эти точки на координатной плоскости, а затем соединить их отрезками в последовательности A—B—C—D—E—F—G—H—I—J—K—L—M—N—O—P—Q—R—S—T—U—V—W—X—Y—A, то получим рисунок.

Мы провели работу по декодированию графического изображения, состоящего из 15 соединённых отрезками точек, заданных с помощью декартовых прямоугольных координат. Другими словами, мы изменили форму представления информации с числовой на графическую.

Работаем устно.

ученики отвечают на вопросы

  1. Что вы понимаете под кодированием информации?

(Кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода)

  1. Что можно назвать кодом?

(Код – это система условных знаков для представления информации.

  1. С какой целью люди кодируют информацию?

(Для того чтобы произошла передача информации)

С какими кодами вы встречались в жизни?

Способ кодирования (форма представления) информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Такими целями могут быть: сокращение записи, засекречивание (шифровка), удобство обработки и т.п.


Задание:

Мальчик заменил каждую букву своего имени её номером в алфавите. Получилось 18 21 19 13 1 15. Как зовут мальчика? (Руслан)

Закрепление материала

Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал… Больше всего мне понравилось…Я расскажу друзьям об…

Подведение итогов урока, выставление оценок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Стеценко Наталья Юрьевна

Дата: 12.11.2021

Номер свидетельства: 591168

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "конспект  урока информатики "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-informatiki-1"
    ["file_id"] => string(6) "198380"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428401405"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства