kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по информатике для учащихся 10 класса. Тема урока: "Автоматическая обработка данных".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по информатике для учащихся 10 класса.

Тема урока: "Автоматическая обработка данных".

Цели урока:

  • образовательная: приобрести знания по основам теории алгоритмов на примере решения задач на программное управление алгоритмической машиной Поста;

задачи:

  • изучить архитектуру машины Поста,
  • изучить назначение машины Поста,
  • изучить систему команд машины Поста.
  • развивающая: развитие памяти, внимания, абстрактного мышления.
  • воспитательная:  воспитание аккуратности, внимательности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: индуктивно - репродуктивный.

Требования к ЗУН учащихся:

  • должен знать:

архитектуру машины Поста

назначение машины Поста

систему команд машины Поста

  • должен уметь:

решать задачи на программное управление алгоритмической машиной Поста Оборудование:

  • персональный компьютер с операционной системой Windows,
  • мультимедийный проектор,
  • мультимедийная доска,
  • презентация.

Учебно-методическое и программное обеспечение урока:

1) Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. - 8-е издание - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 246 с.: ил.

2) Семакин И. Г. И др. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина.- 6-е издание - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 120 с.: ил.

3) Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов пед. вузов/ М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; под общей ред. М.П. Лапчик. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 624 с.

3) Информатика 10-11кл. Поурочные планы по Семакину, Угриновичу и др, 2009. -349 с.

План урока:

1)Организационный момент (3 мин.)

2)Актуализация знаний (3 мин.)

3)Изучение нового материала (15 мин.)

4)Закрепление изученного материала (20 мин.)

5)Подведение итогов урока (3 мин.)

6)Домашнее задание (1 мин.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по информатике для учащихся 10 класса. Тема урока: "Автоматическая обработка данных". »

Плодухина Элла, МДМ-210

Конспект урока по информатике для учащихся 10 класса.

Тема урока: "Автоматическая обработка данных".

Цели урока:

  • образовательная: приобрести знания по основам теории алгоритмов на примере решения задач на программное управление алгоритмической машиной Поста;

задачи:

  • изучить архитектуру машины Поста,

  • изучить назначение машины Поста,

  • изучить систему команд машины Поста.

  • развивающая: развитие памяти, внимания, абстрактного мышления.

  • воспитательная: воспитание аккуратности, внимательности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: индуктивно - репродуктивный.

Требования к ЗУН учащихся:

  • должен знать:

архитектуру машины Поста

назначение машины Поста

систему команд машины Поста

  • должен уметь:

решать задачи на программное управление алгоритмической машиной Поста Оборудование:

  • персональный компьютер с операционной системой Windows,

  • мультимедийный проектор,

  • мультимедийная доска,

  • презентация.



Учебно-методическое и программное обеспечение урока:

1) Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. - 8-е издание - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 246 с.: ил.

2) Семакин И. Г. И др. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина.- 6-е издание - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 120 с.: ил.

3) Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов пед. вузов/ М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; под общей ред. М.П. Лапчик. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 624 с.

3) Информатика 10-11кл. Поурочные планы по Семакину, Угриновичу и др, 2009. -349 с.


План урока:

1)Организационный момент (3 мин.)

2)Актуализация знаний (3 мин.)

3)Изучение нового материала (15 мин.)

4)Закрепление изученного материала (20 мин.)

5)Подведение итогов урока (3 мин.)

6)Домашнее задание (1 мин.)


Ход урока.

1.Организационный момент.

Включает в себя проверку готовности кабинета, приветствие учителя класса, проверку отсутствующих.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Прежде чем приступить к изучению новой темы повторим основные понятия, которые необходимы нам для ее изучения.

Назовите виды обработки информации.

Ученик: К видам обработки информации относятся: получение новой информации, изменение формы представления информации, структурирование данных, поиск данных.

Учитель: назовите исполнителя обработки.

Ученик: человек и автомат (машина).

Учитель: что называется алгоритмом обработки?

Ученик: алгоритм обработки – формализованные правила, определяющие последовательность шагов обработки информации.

Учитель: что является алгоритмической машиной?

Ученик: алгоритмическая машина – автоматический исполнитель обработки знаковых последовательностей.

Учитель: какие модели алгоритмических машин в теории алгоритмов вы знаете?

Ученик: машина Тьюринга и машина Поста.

Учитель: назовите свойства алгоритма.

Ученик: дискретность, понятность, точность, конечность.

3. Изучение нового материала.

Учитель: Запишем.

Запись на доске и в тетради:

Число.

Классная работа.

Автоматическая обработка информации.

Учитель: В качестве примера автомата, выполняющего обработку информации, рассмотрим машину Э. Поста. Алгоритм, по которому работает машина Поста, будем называть программой. А что называется алгоритмом?

Ученик: Алгоритм – это понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи.

Учитель: запишем со слайда в тетради (слайд 2)

Договоримся о терминологии: под словом «программа» мы всегда будем понимать алгоритм, записанный по строгим правилам языка команд исполнителя — на языке программирования для данного исполнителя.

Опишем архитектуру машины Поста (слайд 3). Имеется бесконечная информационная лента, разделенная на позиции — клетки. В каждой клетке может либо стоять метка (некоторый знак), либо отсутствовать (пусто).

Вдоль ленты движется каретка — считывающее устройство. На рисунке она обозначена стрелкой. Каретка может передвигаться шагами: один шаг — смещение на одну клетку вправо или влево. Клетку, под которой установлена каретка, будем называть текущей.

Каретка является еще и процессором машины. С ее помощью машина может:

• распознать, пустая клетка или помеченная знаком;

• стереть знак в текущей клетке;

• записать знак в пустую текущую клетку.

Если произвести замену меток на единицы, а пустых клеток — на нули, то информацию на ленте можно будет рассматривать как аналог двоичного кода телеграфного сообщения или данных в памяти компьютера. Существенное отличие каретки-процессора машины Поста от процессора компьютера состоит в том, что в компьютере возможен доступ процессора к ячейкам памяти в произвольном порядке, а в машине Поста — только последовательно.

Запишем.

Запись на доске и в тетради (слайд 4):

Назначение машины Поста — производить преобразования на информационной ленте. Исходное состояние ленты можно рассматривать как исходные данные задачи, конечное состояние ленты — результат решения задачи. Кроме того, в исходные данные входит информация о начальном положении каретки.


Теперь рассмотрим систему команд машины Поста (слайд 5). Запись всякой команды начинается с ее порядкового номера в программе — п. Затем следует код операции и после него — номер следующей выполняемой команды программы — т:

Запишем.

Запись на доске и в тетради (слайд 5):

4. Закрепление изученного материала.

Учитель: А теперь рассмотрим пример программы решения задачи на машине Поста. Перечерчиваем себе в тетради машину Поста, исходное состояние показано на слайде 3.

Запись на доске и в тетради (слайд 3):

Машина должна стереть знак в текущей клетке и присоединить его слева к группе знаков, расположенных справа от каретки. Как мы будем решать эту задачу?

Ученик: будем последовательно выполнять необходимые команды, пока не сотрем знак в текущей клетке и не присоединим его слева к группе знаков, расположенных справа от каретки.

Учитель: запишем в тетрадь:

Запись на доске и в тетради (слайд 6):

Учитель: В процессе выполнения приведенной программы какие команды выполнялись многократно?

Ученик: В процессе выполнения данной программы многократно повторяется выполнение команд с номерами 2 и 3.

Учитель: Такая ситуация называется циклом. Напомню, что цикл относится к числу основных алгоритмических структур вместе со следованием и ветвлением.

А теперь научим машину Поста играть в интеллектуальную игру, которая называется «Игра Баше». Опишем правила игры.

Играют двое. Перед ними 21 (или 16, или 11 и т. д.) фишка. Игроки берут фишки по очереди. За один ход можно взять от 1 до 4 фишек. Проигрывает тот, кто забирает последнюю фишку.

Имеется выигрышная тактика для игрока, берущего фишки вторым. Она заключается в том, чтобы брать такое количество фишек, которое дополняет число фишек, взятых соперником на предыдущем ходе, до пяти.

Роль фишек на информационной ленте машины Поста будут выполнять метки (знаки). Машина играет с человеком. Человеку предоставляется возможность стирать метки (брать фишки) первым. Машина будет вступать в игру второй. Исходная обстановка: на ленте массив из 21 клетки содержит метки. Каретка установлена на крайней слева клетке этого массива. Стирать метки можно только подряд. Выигрышным результатом должна быть одна оставшаяся метка перед очередным ходом человека.

Еще раз напомним принцип выигрышной тактики: стирать столько меток, чтобы в сумме с метками, стертыми противником за предыдущий ход, их было пять.

Запишем в тетради программу управления машиной Поста в игре Баше против человека.

Запись на доске и в тетради (слайд 6):


Действуя по данной программе и начиная стирать метки второй после человека, машина всегда будет выигрывать, если правильно задано начальное число меток, которое должно быть равно 5 n + 1, где n — любое натуральное число. В противном случае машина может проиграть.

5. Подведение итогов урока.

Учитель: подведем итоги урока. Автоматическая обработка информации возможна, если:

Ученик: информация представлена в формализованном виде — в конечном алфавите некоторой знаковой системы.

Учитель: еще какое условие?

Ученик: реализован исполнитель, обладающий конечной системой команд, достаточной для построения алгоритмов решения определенного класса задач обработки информации.

Учитель: и последнее условие?

Ученик: реализовано программное управление работой исполнителя.

Учитель: что такое машина Поста?

Ученик: Машина Поста — пример автоматического исполнителя обработки информации с ограниченными возможностями.

Учитель: Компьютер удовлетворяет всем вышеперечисленным свойствам?

Ученик: Да, он является универсальным автоматическим исполнителем обработки информации.

6. Домашнее задание.

Учитель: А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание: п.10, задания 1-4 после параграфа, работа 2.2 на странице 33 практикума.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Плодухина Элла Олеговна

Дата: 29.04.2015

Номер свидетельства: 206863


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства