КРУГОВЫХ ПАВЕЛ АНАТОЛЬЕВИЧ
учитель информатики
МАОУ Лопушская СОШ имени писателя Н.М. Грибачева Выгоничского района Брянской области
«Чувственное познание окружающего мира»
Урок информатики в 6-ом классе.
Оборудование: компьютерный класс, оснащённый компьютерной техникой, мультимедийным проектором и современным программным обеспечением, учебник.
Цель урока: раскрыть сущность понятия «чувственное познание», формировать навыки структурирования информации с помощью таблиц.
Планируемый результат
Предметные умения
иметь представление о понятиях "ощущение", "восприятие", "представление";
уметь узнавать объект по совокупности свойств;
уметь осуществлять поиск информации;
уметь структурировать информацию с помощью таблиц;
знать принцип создания таблиц в текстовом редакторе;
Личностные УУД
устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД
определять и формулировать цель деятельности на уроке;
проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
высказывать свое предположение на основе учебного материала;
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
проводить анализ учебного материала;
проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД
слушать и понимать речь других;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Основные понятия:
Реальная действительность, ощущение, восприятие, представление;
Ход урока
Актуализация знаний
Сегодня утром, я как обычно, решил посмотреть погоду, для чего я зашел в интернет на сайт Яндекса и вот что я увидел. (демонстрируется слайд 1).
Как вы считаете, с какой целью я открывал эту страницу? (с целью получения информации о погоде).
А что мы понимаем под информацией? (информация это знания, которые человек получает из различных источников).
А все ли сведения, отображаемые на этой странице, являются информативными? (не вся информация является новой)
Что вы понимаете под информативностью сообщения? (сообщение информативно, если оно является новым и актуальным)
А какими свойствами должна обладать информация, чтобы она могла пополнить наши знания? (если содержащиеся в нем знания являются новыми и актуальными)
Как называется процесс получения знаний? (познанием)
На какие виды делятся знания? (они делятся на правила и факты)
Что мы понимаем под правилами?
(последовательность действий направленных да достижение поставленной цели «Я знаю, как … » или «Для того, чтобы …»
Что мы понимаем под фактами?
(к фактам относятся знания об определённых явлениях, Я знаю, что…)
А что делает человек с полученными знаниями?
- Процесс познания сопровождает человека всю жизнь. (слайд 2)
Существуют две формы познания окружающего мира: чувственное познание (помощью органов чувств) и логическое, которое называют ещё абстрактным.
(слайд 3)
Сегодня на уроке мы познакомимся с чувственным познанием. Перед вами на столах путеводитель по уроку. Возьмите его и запишите в нем тему сегодняшнего урока (чувственное познание окружающего мира.)
Зная тему урока, попробуйте сформулировать цель, над которой мы сегодня будем работать.
Приступим к выполнению задания №1, в котором нужно указать те свойства объектов, которые вы знаете, опишите лимон, какой он, представьте его себе.
Фронтальная проверка
Объект | Свойства объекта |
лимон | Желтый, овальный кислый, пористый, сочный |
апельсин | |
арбуз | |
фейхоа | |
Какие свойства вы выделили?
(Учащиеся отвечают на вопрос, описывая свойства объекта)
Ребята, а ведь я не показывал вам эти объекты, как вы узнали, что они имеют такие свойства?
(мы их видели или брали их в руки).
Но в данный момент этого не происходило, значит, вы их запомнили.
Например, лимон
Откуда вы узнали, что он округлый? (Увидели).
Чем увидели? (Глазами).
А почему вы решили, что он кислый? (пробовали на вкус).
А как вы узнали, что он пористый? (трогали руками, ощущали кожей).
Все ли объекты вы описали? (нет, не описали фейхоа).
А почему не все смогли это сделать? (не знаем, не пробовали, не видели).
Давайте посмотрим на это чудо
(слайд №4 с фейхоа).
Выполните задание полностью.
Чем являются глаза, нос, язык, уши, кожа (органы чувств). (слайд 5)
Запишите это определение в путеводитель.
Органы чувств человека – это средства приёма сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг.
Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения.
(слайд 6)
Первый вид чувственного познания – это ощущение.
Давайте запишем это понятие в путеводитель.
Как вы понимаете смысл этого понятия? (ученики высказывают свои мнения).
А теперь проверим, совпадают ли наши предположения с учебником, откроем учебник на странице 34 (2 абзац).
Читают определение вслух.
(слайд 7)
Ощущения – отдельные свойства объектов, воздействующих на наши органы чувств.
Запишем это определение в путеводитель.
(Записывают в путеводитель)
Приведите примеры ощущений.
Например: мы ощущаем запах лимона и его вкус.
Если взять целостное отражение объекта, т.е. не отдельные свойства (лимон - кислый, яблоко – гладкое), а все свойства объекта в целом то это называется восприятием.
(слайд 8)
Восприятие – это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств, складывающееся из отдельных ощущений.
Запишем это определение в путеводитель.
Приведите примеры восприятия объекта через отдельные ощущения. Например зелёная, колючая, пахнет смолой. Что это?
Приводят примеры.
Восприятие человека очень сильно переплетается с его прежним опытом и знаниями.
Скажите, а что вы чувствуете, когда я произношу слово снег, (холодно)
кипяток (горячо)
Но ведь сейчас перед вами снега нет, и кипятка тоже нет, что вы мысленно сделали? (представили).
(слайд 9)
Таким образом, мы подошли к третьему виду познания – представлению.
В учебнике на странице 35 (2 абзац) прочтите определение, запишите его в путеводитель.
Представление – это чувственный образ объекта, который мы не воспринимаем в данный момент.
Но, к сожалению, возможности чувственного познания сильно ограничены. Человек способен воспринимать целостную картину мира только при функционировании всех органов чувств. Например, незрячий от рождения человек никогда не сможет представить цвет объекта. (слайд 10)
Итак, давайте подведём итог нашей работы. Обратите внимание на слайд. Прокомментируйте изображение на слайде.
Вывод: с помощью органов чувств мы познаём отдельные предметы и явления.
Что такое чувственное познание мира?
(познание с помощью органов чувств)
Возможности чувственного познания сильно ограничены
(записывают в путеводитель, отвечают на вопрос)
Переход к практической части.
Инструктаж по ТБ на рабочем месте.
Инструкция по выполнению работы.
Выполнение практической части (Приложение 1)
Домашнее задание: п. 2.2 вопросы стр. 35, задание 2 (путеводитель).
Рефлексия
Продолжите предложение. «Сегодня на уроке я …»
Приложение 1.
Таблица 1
Откройте файл «Загадки», скопируйте текст загадки и разместите в соответствующей ячейке таблицы.
Создайте заголовок таблицы «ЗАГАДКИ» с использованием объекта WordArt
Задание 2.
В столбце «Свойства объекта» перечислите свойства характерные для этого объекта с использование маркированных и нумерованных списков
Придумайте заголовок таблицы с использованием объекта WordArt.
Объект | Свойства объекта |
| |
Банан | |
| |
Киви | |
| |
8