Цели урока: 1.Обучающая – формирование новых знаний, умений и навыков по теме “Двоичная система счисления”, осознанное понимание представления чисел в двоичной системе счисления, перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, контроль за усвоением учебного материала. 2.Развивающая – развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, самостоятельность, развитие речи, активизировать познавательную деятельность учащихся; 3.Воспитательная – активизация познавательной и творческой активности учащихся, воспитание чувства ответственности, коммуникативности, Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: комбинированный, продолжительность 45 минут. Возраст учащихся: 9 класс. Ход урока 1.Организационный момент. 2.Повторение и обобщение предыдущих знаний. Разминка для ума (ребята отвечают на вопросы): Действие производимое с клавишей (нажатие) Неправильная запись в программе (ошибка) Переведите на английский язык слово «вычислять» (компьютер) Ноль или единица в информатике (бит) Строго определенная последовательность действий при решении задачи (алгоритм) Указание исполнителю (команда) Графический способ представления информации (блок-схема) Символ - разделитель (пробел) Простейший прибор для вычислений (счеты) Гибкий магнитный диск (дискета) Так называют специалистов в своей области (ас) Процедура «альтернатива», как ее можно назвать иначе? (ветвление, выбор) «Мозг» компьютера (процессор) Взломщик компьютерных программ (хакер) Многократно повторяющаяся часть алгоритма (программы) (цикл) Печатающее устройство (принтер) Указатель местоположения на экране (курсор) Состояние, в котором включенный компьютер не реагирует на действия пользователя (зависание) Место хранения информации (память) Всемирная глобальная сеть (Интернет) Карманное вычислительное устройство (калькулятор) 3. Подготовка к восприятию нового материала, мотивация. -Сегодня на уроке вы имеете возможность показать свои знания не только по информатике, но и по математике. - Вопросы ученикам: 1. С каким универсальным техническим устройством мы работаем на уроках информатики? (Это устройство называется компьютер). 2. Для чего была изобретена ЭВМ? (ЭВМ изобретена для работы с числами). 3. Зачем нужны числа? (Для практических вычислений) 4. На каком школьном учебном предмете вас учат работать с числами? (С числами работаем на математике). 5. Сколько цифр используется для представления чисел? (10: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9) 6. Какие сигналы используются в компьютере и как они обозначаются? (включено, выключено; 0,1) 7. Сколько цифр используется? (Используется 2 цифры: 0 и 1). 8. Какая это система счисления? (Это двоичная система счисления). - Итак, тема сегодняшнего нашего урока звучит: “Двоичная система счисления”. Сегодня мы с вами познакомимся с 2СС и научимся работать с двоичными числами: переводить из двоичной в десятичную СС переводить из десятичной в двоичную СС Из всех систем счисления особенно проста и поэтому интересна для технической реализации в ЭВМ двоичная система счисления. В ЭВМ используют двоичную систему, потому что она имеет ряд преимуществ перед другими системами: для ее реализации нужны технические элементы с двумя возможными состояниями (есть ток, нет тока; включено, выключено и т.д., одному из состояний ставится в соответствие 1, другому – 0), а не десять, как в десятичной системе; представление информации посредством только двух состояний надежно и помехоустойчиво; упрощается выполнение арифметических действий; возможность использовать аппарат булевой алгебры для выполнения логической преобразований информации. - В двоичной системе счисления используются всего две цифры 0 и 1. Другими словами, двойка является основанием двоичной системы счисления. (Аналогично у десятичной системы основание 10.). Чтобы научиться понимать числа в двоичной системе счисления, сначала рассмотрим, как формируются числа в привычной для нас десятичной системе счисления. В десятичной системе счисления мы располагаем десятью знаками-цифрами (от 0 до 9). Когда счет достигает 9, то вводится новый разряд (десятки), а единицы обнуляются и счет начинается снова. После 19 разряд десятков увеличивается на 1, а единицы снова обнуляются. И так далее. Когда десятки доходят до 9, то потом появляется третий разряд – сотни. Двоичная система счисления аналогична десятичной за исключением того, что в формировании числа участвуют всего лишь две знака-цифры: 0 и 1. Как только разряд достигает своего предела (т.е. единицы), появляется новый разряд, а старый обнуляется. Попробуем считать в двоичной системе: 0 – это ноль 1 – это один (и это предел разряда) 10 – это два 11 – это три (и это снова предел) 100 – это четыре 101 – пять 110 – шесть 111 – семь и т.д. 4.Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Не трудно заметить, что в двоичной системе счисления длины чисел с увеличением значения растут быстрыми темпами. Как определить, что значит вот это: 10001001? Непривычный к такой форме записи чисел человеческий мозг обычно не может понять сколько это. Неплохо бы уметь переводить двоичные числа в десятичные. В десятичной системе счисления любое число можно представить в форме суммы единиц, десяток, сотен и т.д. Например: 1476 = 1000 + 400 + 70 + 6 Можно пойти еще дальше и разложить так: 1476 = 1 * 103 + 4 * 102 + 7 * 101 + 6 * 100 Посмотрите на эту запись внимательно. Здесь цифры 1, 4, 7 и 6 - это набор цифр из которых состоит число 1476. Все эти цифры поочередно умножаются на десять возведенную в ту или иную степень. Десять – это основание десятичной системы счисления. Степень, в которую возводится десятка – это разряд цифры за минусом единицы. Аналогично можно разложить и любое двоичное число. Только основание здесь будет 2: 10001001 = 1*27 + 0*26 + 0*25 + 0*24 + 1*23 + 0*22 + 0*21 + 1*20 Если посчитать сумму составляющих, то в итоге мы получим десятичное число, соответствующее 10001001: 1*27 + 0*26 + 0*25 + 0*24 + 1*23 + 0*22 + 0*21 + 1*20 = 128 + 0 + 0 + 0 + 8 + 0 + 0 + 1 = 137 Т.е. число 10001001 по основанию 2 равно числу 137 по основанию 10. Записать это можно так: 100010012 = 13710 - Затем ребята составляют таблицу перевода десятичных чисел от 0 до 20 в двоичную систему счисления. десятичное число | двоичное число | десятичное число | двоичное число | 0 | 0000 | 11 | 1011 | 1 | 0001 | 12 | 1100 | 2 | 0010 | 13 | 1101 | 3 | 0011 | 14 | 1110 | 4 | 0100 | 15 | 1111 | 5 | 0101 | 16 | 10000 | 6 | 0110 | 17 | 10001 | 7 | 0111 | 18 | 10010 | 8 | 1000 | 19 | 10011 | 9 | 1001 | 20 | 10100 | 10 | 1010 | и т.д. | | Вывод: недостаток двоичной системы – это быстрый рост числа разрядов, необходимых для записи чисел. Учитель: оказывается, что мы с вами повторили открытие одного немецкого ученого математика Вильгельм Готфрид Лейбниц (1646-1716). Медаль, нарисованная В.Г Лейбницем, поясняет соотношение между двоичной и десятичной системами счисления. Начиная со студенческих лет и до конца жизни великий европеец, немецкий ученый Вильгельм Готфрид Лейбниц (1646-1716), занимался исследованием свойств двоичной системы счисления, ставшей в дальнейшем основной при создании компьютеров. Он придавал ей некий мистический смысл и считал, что на ее базе можно создать универсальный язык для объяснения явлений мира и использования во всех науках, в том числе в философии. Сохранилось изображение медали, нарисованное В. Лейбницем в 1697 г., поясняющее соотношение между двоичной и десятичной системами исчисления. На ней была изображена табличка из двух столбцов, в одном числа от 0 до 17 в десятичной системе, а в другом – те же числа в двоичной системе счисления. Вверху была надпись: «2,3,4,5 и т.д. Для получения их всех из нуля достаточно единицы». Внизу же гласила надпись: «Картина создания. Изобрёл ГГЛ. МDС XCYII». 5.Физкультминутка. 6.Перевод десятичного числа в двоичное Может потребоваться перевести десятичное число в двоичное. Один из способов – это деление на два и формирование двоичного числа из остатков. Например, нужно получить из числа 77 его двоичную запись: 77 / 2 = 38 (1 остаток) 38 / 2 = 19 (0 остаток) 19 / 2 = 9 (1 остаток) 9 / 2 = 4 (1 остаток) 4 / 2 = 2 (0 остаток) 2 / 2 = 1 (0 остаток) 1 / 2 = 0 (1 остаток) Собираем остатки вместе, начиная с конца: 1001101. Это и есть число 77 в двоичном представлении. Проверим: 1001101 = 1*26 + 0*25 + 0*24 + 1*23 + 1*22 + 0*21 + 1*20 = 64 + 0 + 0 + 8 + 4 + 0 + 1 = 77. 7.Решение задач. 1.Здесь зашифрована известная русская поговорка. Прочитайте ее, двигаясь с помощью двоичных цифр в определенной последовательности. (смотри презентацию) 2.Каждой букве в слове поставить порядковый номер в русском алфавите, найти сумму получившихся чисел, затем перевести полученное число в двоичную систему счисления. 1. Файл Ответ: Файл = 22 + 1 + 11 + 13 = 4710 = 1011112 2. Диск Ответ: Диск = 5 + 10 + 19 + 12 = 4610 = 1011102 3. Байт Ответ: Байт = 2 + 1 + 11 + 20 = 3410 = 1000102 4. Меню Ответ: Меню = 14 + 6 + 15 + 32 = 6710 = 10000112 3.Как изменится двоичное число 10111, если: А) заменить последнюю 1 на 0; В) заменить первую 1 на 0; С) приписать справа 0? Ответ: А) 10110; В) 111; С) 101110. 4. Решить самостоятельно- смотри архив 8. Подведение итогов и задание на дом. - Что такое двоичная система счисления? -Чем хороша двоичная система счисления? -Недостаток двоичной системы счисления. |