kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по информатике на тему: "Арифметические действия в двоичной системе счисления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по информатике на тему: "Арифметические действия в двоичной системе счисления" расчитан для ознакомления учащихся с арифметическими действиями в двоичной системе счисления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по информатике на тему: "Арифметические действия в двоичной системе счисления"»

Технологическая карта занятия

Предмет: Информатика курс: 1

Базовый учебник: Угринович Н.Д.

Тема урока: «Арифметические действия в двоичной системе счисления»

Цель: научить учащихся выполнять арифметические действиями в двоичной системе счисления.
Задачи:
образовательные: 

- закрепить знаний учащихся о системах счисления;

- закрепить знания учащихся о правилах перевода из десятичной системы счисления в n-ичную и наоборот;
- сформировать у студентов умение выполнять правильно арифметические действия в двоичной системе счисления;

- показать связь между информатикой и математикой;
развивающие: 
- содействовать развитию логического мышления учащихся;
- помочь развитию познавательного интереса учеников;

Тип урока: введение нового материала

Продолжительность: 45 мин.

Методы обучения: просмотр видио-ролика, рассказ, решение задач

Формы организации деятельности группы: фронтальная, индивидуальная

Необходимое оборудование: проектор, экран

Планируемые результаты в действиях студента: уметь правильно выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

1

Организационный момент 1 мин.

Приветствует детей


Приветствуют учителя


2

Актуализация знаний

10 мин.

Задаются вопросы о материале с прошлого урока.

Ученики по поднятой руке, с места отвечают на вопросы.

Вспоминают материал с предыдущего урока.

3

Ведение нового материала 10 мин.

Просмотр водео-фрагмента и дальнейшие комментарии и разъяснения метода решения с пояснительными записями на доске, показывает и подробно объясняет первый пример, по каждой операции.

Ученики записывают в тетрадь, задают вопросы по затруднениям в примере.

Ученики работают на освоение нового материала

4

Первичное закрепление 10 мин.

Учитель предлагает для обсуждения всем классом пример и дублирует решение на доске.

Следующий пример для решение учеником на доске.

Ученики обсуждают решение, предлагают свои варианты решения.

Один ученик решает у доски.

Применяют новые знания

5

Самостоятельная работа 10 мин.

Предлагает работу. В дальнейшем выдает правильные ответы, для того, что бы ученик смог самостоятельно проверить и оценить свои знания.

Ученики выполняют работу самостоятельно на местах. По выданным правильным ответам проверяет работу и оценивает. Сообщает учителю о результате.

Применяют самостоятельно новые знания, оценивают их

6

Домашнее задание 2 мин.

Задается домашнее задание.



7

Рефлексия учебной деятельности на уроке 2 мин.

Задает наводящие вопросы:

Я сегодня узнал …

Я сегодня научился …

Мне понравилось…

Мне было трудно …

Я не разобрался …

Урок заставил меня задуматься о …

Учитель анализирует ответы учащихся и делает для себя выводы.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся говорят о том, что получилось и не получилось на данном уроке конкретно у каждого



Конспект урока.

Ход урока.

1) Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята, присаживайтесь на свои места, готовьтесь к уроку.

2) Актуализация.

Учитель:

Что изучали на прошлом уроке?

Какие примеры решали?

Давайте повторим правила перевода из десятичной системы счисления в n-ичную и наоборот.

Повторим правила:

  • Перевод числа из двоичной системы счисления в десяичную:



  • пронумеровать двоичный код начиная с младшего разряда (его номер равен 0) к старшему;
    2) записать двоичное число как сумму произведений веса каждого разряда на основание системы счисления исходного числа (2) в степени, соответствующей номеру разряда;
    3) выполнить вычисление произведений и суммы.


  • Перевод числа из десятичной в n-ичную систему счисления:



1) выполнить последовательное деление десятичного числа, а затем получаемых целых частных на основание системы счисления, в которую переводится число (n). Деление выполняется в записью целого частного и целого остатка от деления до тех пор, пока целое частное не будет равно 0.
2) записать код числа, записывая остатки от деления, начиная с последнего из целых остатков (в обратном порядке) символами алфавита требуемой системы счисления.



  • Перевод числа из десятичной в двоичную систему счисления:


  1. выполнить последовательное деление десятичного числа, а затем получаемых целых частных на основание системы счисления, в которую переводится число (2). Деление выполняется в записью целого частного и целого остатка от деления до тех пор, пока целое частное не будет равно 0.
    2) записать код числа, записывая остатки от деления, начиная с последнего из целых остатков (в обратном порядке) символами алфавита требуемой системы счисления.


Решим пример:

  1. Перевести  десятичное число 17310 в восьмеричную систему счисления:

173

8

 

5

21

8

 

5

2



Получаем:  17310=2558

  1. Перевести десятичное число 17310 в шестнадцатеричную систему счисления:

173

16

13

10

(D)

(A)       

Получаем: 17310=AD16.



  1. Перевести десятичное число 1110 в двоичную систему счисления. Рассмотренную  выше последовательность действий (алгоритм перевода) удобнее изобразить так:

11

2

 

 

1

5

2

 

 

1

2

2

 

 

0

1

Получаем: 1110=10112.

  1. Перевести число 101011 из двоичной системы счисления в десятичную.



101011 = 1*25+0*24+1*23+0*22+1*21+1*20 = 32+0+8+0+2+1= 4310



3)Введение нового материала.

Учитель: Мы только что повторили, что число можно представить в различных системах счисления. В 10- ой системе счисления мы умеем складывать, вычитать, умножать, делить числа.

Остается вопрос: можем ли мы в двоичной системе счисления выполнять эти же арифметические операции? Как вы считаете?

Правильно, можем. Сейчас будем разбираться, как это делать.

Посмотрим видеофрагмент:

https://www.youtube.com/watch?v=t7fOmEmTKJQ
Правила сложения:
0+0=0 
0+1=1 
1+0=1 
1+1=10
Обратить внимание учащихся на то, что при сложении двух единиц в двоичной системе счисления в записи получается 0, а единица переносится в следующий разряд. При сложении трех единиц получается в записи 1, и единица переносится в следующий разряд. (1+1+1=11).

Пример 1 (Пример прописывается подробно учителем на доске).
101+10=111

Решение:

+

1

0

1

 

1

0

 

1

1

1

Пример 2.
10011+11=1110

Решение:

 

 

1

1

 

+

1

0

1

1

 

 

1

1

 

1

1

1

0

Правила умножения:
0*0=0 
0*1=0 
1*0=0
1*1=1

Пример 1 (Пример прописывается подробно учителем на доске).
101*11=1111

Решение:

*

1

0

1

 

1

1

 

1

0

1

1

0

1

 

1

1

1

1

Объяснение:
Каждую цифру второго множителя умножаем на каждую цифру первого множителя, результаты произведений складывают между собой по правилам сложения в двоичной системе счисления. (Математика - 3 класс).

Пример 2.
1011*101=110111

Решение:

 

*

1

0

1

1

 

 

1

0

1

 

 

1

0

1

1

1

0

1

1

 

 

1

1

0

1

1

1



Правила вычитания:
0-0=0
1-0=1
1-1=0
0-1=-1

Обратить внимание учащихся на то, что «минус» в последнем правиле обозначает – «занять разряд (1)».

Пример 1 (Пример прописывается подробно учителем на доске).
10110-111=1111

Решение:

Объяснение:
Вычитание выполняется так же, как в математике. Если цифра в уменьшаемом меньше цифры вычитаемого, то для данного вычитания необходимо занять разряд (1), т.к. 10-1=1. Если слева от такого вычитания стоит 0, то мы не можем занять разряд. В этом случае разряд занимаем в уменьшаемом у близстоящей слева от данного вычитания единицы. При этом все нули, у которых мы не могли занять разряд, необходимо поменять на единицу, т.к. 0-1=-1. Желательно все изменения в цифрах записывать сверху данного вычитания. Дальнейшее вычитание выполнять с получившимися сверху цифрами.

Пример 2.
100000-11=11101

Решение:

4)Первичное закрепление:

Учащиеся выходят к доске для решения заданий.

  • 1001+11=1100
    110+110=1100

  • 1001*101=101101
    1001*11=11011

5)Самостоятельная работа (с самопроверкой):

101+11 = 1000

1111+101 = 10100

101010*100 = 1010100

1111*101 = 1001011

1101-11 = 1000

10001-1110 = 00001

6)Домашнее задание:
Выполнить действия:
1100+1101=10001
101+101=1010
1011*101=110111
111*101= 100011
11011-110=10001

7)Рефлексия:

Учитель задает наводящие вопросы:

Я сегодня узнал …

Я сегодня научился …

Мне понравилось…

Мне было трудно …



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Бухарина Юлия Юрьевна

Дата: 08.05.2017

Номер свидетельства: 413762

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока с использованием ЦОР (ЭОР) "Двоичная система счисления" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-s-ispol-zovaniiem-tsor-eor-dvoichnaia-sistiema-schislieniia"
    ["file_id"] => string(6) "105351"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402843708"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока на тему "Двоичная система счисления" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-dvoichnaia-sistiema-schislieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124164"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414653790"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства