Конспект урока по информатике на тему: "Арифметические действия в двоичной системе счисления"
Конспект урока по информатике на тему: "Арифметические действия в двоичной системе счисления"
Конспект урока по информатике на тему: "Арифметические действия в двоичной системе счисления" расчитан для ознакомления учащихся с арифметическими действиями в двоичной системе счисления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по информатике на тему: "Арифметические действия в двоичной системе счисления"»
Технологическая карта занятия
Предмет: Информатика курс: 1
Базовый учебник: Угринович Н.Д.
Тема урока: «Арифметические действия в двоичной системе счисления»
Цель: научитьучащихся выполнять арифметические действиями в двоичной системе счисления. Задачи: образовательные:
- закрепить знаний учащихся о системах счисления;
- закрепить знания учащихся о правилах перевода из десятичной системы счисления в n-ичную и наоборот; - сформировать у студентов умение выполнять правильно арифметические действия в двоичной системе счисления;
- показать связь между информатикой и математикой; развивающие: - содействовать развитию логического мышления учащихся; - помочь развитию познавательного интереса учеников;
Тип урока: введение нового материала
Продолжительность: 45 мин.
Методы обучения: просмотр видио-ролика, рассказ, решение задач
Формы организации деятельности группы: фронтальная, индивидуальная
Необходимое оборудование: проектор, экран
Планируемые результаты в действиях студента: уметь правильно выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Технологическая карта урока
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Результат
1
Организационный момент 1 мин.
Приветствует детей
Приветствуют учителя
2
Актуализация знаний
10 мин.
Задаются вопросы о материале с прошлого урока.
Ученики по поднятой руке, с места отвечают на вопросы.
Вспоминают материал с предыдущего урока.
3
Ведение нового материала 10 мин.
Просмотр водео-фрагмента и дальнейшие комментарии и разъяснения метода решения с пояснительными записями на доске, показывает и подробно объясняет первый пример, по каждой операции.
Ученики записывают в тетрадь, задают вопросы по затруднениям в примере.
Ученики работают на освоение нового материала
4
Первичное закрепление 10 мин.
Учитель предлагает для обсуждения всем классом пример и дублирует решение на доске.
Следующий пример для решение учеником на доске.
Ученики обсуждают решение, предлагают свои варианты решения.
Один ученик решает у доски.
Применяют новые знания
5
Самостоятельная работа 10 мин.
Предлагает работу. В дальнейшем выдает правильные ответы, для того, что бы ученик смог самостоятельно проверить и оценить свои знания.
Ученики выполняют работу самостоятельно на местах. По выданным правильным ответам проверяет работу и оценивает. Сообщает учителю о результате.
Применяют самостоятельно новые знания, оценивают их
6
Домашнее задание 2 мин.
Задается домашнее задание.
7
Рефлексия учебной деятельности на уроке 2 мин.
Задает наводящие вопросы:
Я сегодня узнал …
Я сегодня научился …
Мне понравилось…
Мне было трудно …
Я не разобрался …
Урок заставил меня задуматься о …
Учитель анализирует ответы учащихся и делает для себя выводы.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Учащиеся говорят о том, что получилось и не получилось на данном уроке конкретно у каждого
Конспект урока.
Ход урока.
1) Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята, присаживайтесь на свои места, готовьтесь к уроку.
2) Актуализация.
Учитель:
Что изучали на прошлом уроке?
Какие примеры решали?
Давайте повторим правила перевода из десятичной системы счисления в n-ичную и наоборот.
Повторим правила:
Перевод числа из двоичной системы счисления в десяичную:
пронумеровать двоичный код начиная с младшего разряда (его номер равен 0) к старшему; 2) записать двоичное число как сумму произведений веса каждого разряда на основание системы счисления исходного числа (2) в степени, соответствующей номеру разряда; 3) выполнить вычисление произведений и суммы.
Перевод числа из десятичной в n-ичную систему счисления:
1) выполнить последовательное деление десятичного числа, а затем получаемых целых частных на основание системы счисления, в которую переводится число (n). Деление выполняется в записью целого частного и целого остатка от деления до тех пор, пока целое частное не будет равно 0. 2) записать код числа, записывая остатки от деления, начиная с последнего из целых остатков (в обратном порядке) символами алфавита требуемой системы счисления.
Перевод числа из десятичной в двоичную систему счисления:
выполнить последовательное деление десятичного числа, а затем получаемых целых частных на основание системы счисления, в которую переводится число (2). Деление выполняется в записью целого частного и целого остатка от деления до тех пор, пока целое частное не будет равно 0. 2) записать код числа, записывая остатки от деления, начиная с последнего из целых остатков (в обратном порядке) символами алфавита требуемой системы счисления.
Решим пример:
Перевести десятичное число 17310 в восьмеричную систему счисления:
173
8
5
21
8
5
2
Получаем: 17310=2558
Перевести десятичное число 17310 в шестнадцатеричную систему счисления:
173
16
13
10
(D)
(A)
Получаем: 17310=AD16.
Перевести десятичное число 1110 в двоичную систему счисления. Рассмотренную выше последовательность действий (алгоритм перевода) удобнее изобразить так:
11
2
1
5
2
1
2
2
0
1
Получаем: 1110=10112.
Перевести число 101011 из двоичной системы счисления в десятичную.
Учитель: Мы только что повторили, что число можно представить в различных системах счисления.В 10- ой системе счисления мы умеем складывать, вычитать, умножать, делить числа.
Остается вопрос: можем ли мы в двоичной системе счисления выполнять эти же арифметические операции? Как вы считаете?
Правильно, можем. Сейчас будем разбираться, как это делать.
Посмотрим видеофрагмент:
https://www.youtube.com/watch?v=t7fOmEmTKJQ Правила сложения: 0+0=0 0+1=1 1+0=1 1+1=10 Обратить внимание учащихся на то, что при сложении двух единиц в двоичной системе счисления в записи получается 0, а единица переносится в следующий разряд. При сложении трех единиц получается в записи 1, и единица переносится в следующий разряд. (1+1+1=11).
Пример 1 (Пример прописывается подробно учителем на доске). 101+10=111
Решение:
+
1
0
1
1
0
1
1
1
Пример 2. 10011+11=1110
Решение:
1
1
+
1
0
1
1
1
1
1
1
1
0
Правила умножения: 0*0=0 0*1=0 1*0=0 1*1=1
Пример 1 (Пример прописывается подробно учителем на доске). 101*11=1111
Решение:
*
1
0
1
1
1
1
0
1
1
0
1
1
1
1
1
Объяснение: Каждую цифру второго множителя умножаем на каждую цифру первого множителя, результаты произведений складывают между собой по правилам сложения в двоичной системе счисления. (Математика - 3 класс).
Пример 2. 1011*101=110111
Решение:
*
1
0
1
1
1
0
1
1
0
1
1
1
0
1
1
1
1
0
1
1
1
Правила вычитания: 0-0=0 1-0=1 1-1=0 0-1=-1
Обратить внимание учащихся на то, что «минус» в последнем правиле обозначает – «занять разряд (1)».
Пример 1 (Пример прописывается подробно учителем на доске). 10110-111=1111
Решение:
Объяснение: Вычитание выполняется так же, как в математике. Если цифра в уменьшаемом меньше цифры вычитаемого, то для данного вычитания необходимо занять разряд (1), т.к. 10-1=1. Если слева от такого вычитания стоит 0, то мы не можем занять разряд. В этом случае разряд занимаем в уменьшаемом у близстоящей слева от данного вычитания единицы. При этом все нули, у которых мы не могли занять разряд, необходимо поменять на единицу, т.к. 0-1=-1. Желательно все изменения в цифрах записывать сверху данного вычитания. Дальнейшее вычитание выполнять с получившимися сверху цифрами.