Курсовая работа «Конспект урока в контексте системно-деятельностного подхода по теме «Двоичная система счисления»»
Курсовая работа «Конспект урока в контексте системно-деятельностного подхода по теме «Двоичная система счисления»»
Данный материал является курсовой работой, в которой рассматривается концепция систено-деятельностного подхода на уроках информатики и ИКТ на примере урока "Двоичная система счисления".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа «Конспект урока в контексте системно-деятельностного подхода по теме «Двоичная система счисления»»»
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Мурманской области
«Институт Развития Образования»
Курсовая работа
на тему:
«Конспект урока в контексте системно-деятельностного подхода по теме «Двоичная система счисления»»
Выполнил: Гуликов А.В.
Преподаватель: Мясникова О.К.,
ст. преподаватель кафедры ГиМУ
Мурманского ИПКРО
Мурманск
2016 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………стр.3
Системно-деятельностный подход на уроках информатики…………...стр.5
Технологическая карта урока на тему
«Двоичная система счисления»…………………………………………..стр.9
Вывод………………………………………………………………………стр.15
Список литературы ………………………………………………………стр.16
1.Введение
Структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения на сегодняшний день наиболее полно описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.
В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система, включающая в себя три неразрывных компонента: мотивы, цели, действия. Согласно главному принципу системно-деятельностного подхода ученик должен получать знания не в готовом виде, а добывать их сам, при этом происходит осознание содержания и формы своей учебной деятельности, учащийся понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей.
Объект курсовой работы: процесс обучения информатике в школе.
Предмет курсовой работы: Системно - деятельностный подход как средство повышения качества образования на уроках информатики и ИКТ.
Цель курсовой работы: определить роль системно-деятельностного подхода в преподавании информатики и ИКТ в рамках внедрения ФГОС ООО.
Задачи курсовой работы:
Сформировать представление о системно-деятельностном подходе как основе современного преподавания в образовательной организации;
Определить значение методических приемов обучения информатики и ИКТ на основе системно-деятельностного подхода;
Разработать технологическую карту урока на тему «Двоичная система счисления».
2. Системно-деятельностный подход на уроках информатики
Главное изменение в обществе, влияет и на изменения в образовании, это ускорение темпов развития технологически информационного общества. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше знаний, сколько обеспечить его общекультурным, личностным и познавательным развитием, вооружить таким важным умением как умение учиться.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а приобретает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом.
Системно-деятельностный подход является объединением деятельностного подхода (разработки Л. С. Выготского, Л.В.Занкова, А.Р. Лурии, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и многие др.) с системным (исследование Ананьев, Б.Ф.Ломова и других).
Для реализации системно-деятельностного подхода необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к межпредметным, изучения сложных ситуаций реальной жизни. В соответствии с этим, специфические для каждого учебного предмета действия и операции должны быть дополнены универсальными учебными действиями.
Каждый учебный предмет имеет свои специфические особенности, которые позволяют определенным образом способствовать формированию необходимых компетенций. По информатике- это экспериментальный метод познания на уроках, во внеклассной работе; это практические работы конструкторского, исследовательского характера; метод моделирования, активный диалог, анализ, синтез, индукция, дедукция, ознакомление учащихся с глобальными проблемами человечества и раскрытие роли информационных технологий в их решении.
Информатика в начальной школе: системное мышление и творческая активность.
Психологическая готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе. Это связано с необходимостью владения компьютерной грамотностью. Более важной задачей является формирование у ребенка навыков абстрактного мышления, умение логически рассуждать, анализировать. Все это выдвигает качественно новые требования к образованию в начальной школе.
На первых уроках информатики начинается формирование системного восприятия мира, понимание единых информационных связей, различных природных и социальных явлений, способствует развитию системного мышления учащихся. Учебный процесс становится процессом получения и обработки информации. Ученики свободно владеют понятиями «объект», «свойства», описывают действия (методы работы) с объектами, создают первые информационные модели, выбирают инструменты, можно использовать для исследования модели и объекта.
Формирование системного мышления в основной школе: алгоритмизация и моделирования.
Направлениями и объектами изучения информатики в основной школе являются:
• информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации;
• математическое и компьютерное моделирование;
• основы информационного управления.
В основной школе продолжаем формирование системного мышления школьников в ходе решения задач из разных предметных областей. При этом эффективность обучения повышается за счет того, что осуществляется в ИКТ-насыщенной образовательной среде, где есть соответствующие средства визуализации процессов: программные средства моделирования, интерактивная доска, совместная работа над информационными ресурсами, полная поддержка.
Информационную компетентность старшеклассника можно рассматривать как эмоционально-ценностное отношение к информационной деятельности, готовность к творческому выполнению различных видов задач на основе освоения системных знаний, умений и навыков, опыта информационной деятельности.
В старшей школе завершается формирование основ системно-деятельностного подхода, способствует социализации выпускника. Старшеклассники участвуют в научных конференциях, конкурсах, тематических дебатах, интеллектуальных турнирах и соревнованиях, это дает возможность представлять свои работы и идеи широкому кругу слушателей.
Особенности практического внедрения системно-деятельностного подхода на уроках информатики и его результативность.
В процессе внедрения системно-деятельностного подхода на начальном этапе возникают определенные трудности:
• для эффективного использования этого подхода необходимо профессиональное владение информационными технологиями и техническими средствами;
• овладение дополнительными психологическими навыками для создания личностного подхода в обучении;
• недостаточное количество информационных источников и практического опыта использования такого подхода в образовательной практике.
Несмотря на это, практическое использование системно-деятельностного подхода способствует высокому уровню информационного мировоззрения учащихся, позволяет преодолевать эти трудности и приобретать новый опыт.
Системно-деятельностный подход не является противопоставлением личностно-ориентированного, компетентностного подхода, а наоборот, является логичным их сочетанием с теми технологиями, которые эффективно работают в школьной образовательной среде, где каждый урок - и поиск, и постановка проблемы, и деятельность по решению поставленной задачи в режиме постоянного диалога. Психологические принципы когнитивного подхода к получению и усвоению знаний добавили в педагогический инструментарий такие эффективные средства как опорные конспекты и когнитивные схемы урока, дают возможность не просто проводить оценку знаний, а вести постоянный мониторинг самого процесса обучения.
3. Технологическая карта урока на тему «Двоичная система счисления».
Автор
Гуликов А.В.
Предмет, класс
Информатика, 9 класс
УМК
Информатика-базовый курс», 9 класс Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л., издательство «Бином. Лаборатория знаний»
Тема
Двоичная система счисления
Тип урока по целеполаганию:
Урок открытия нового знания
Цель урока
Формирование понятий: двоичная система счисления, двоичное кодирование;
формирование представлений о позиционных системах счисления;
Задачи урока
расширить представление обучающихся о позиционных системах счисления;
сформировать навыки перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления;
развитие умений анализировать полученные результаты.
смыслообразование, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Регулятивные УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, того, что ещё неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Планируемые результаты:
-предметные
-личностные
-метапредметные
Предметные
- знать: определения понятий: системы счисления, основания системы счисления, алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную, применение двоичной системы в жизни;
- уметь: переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную и обратно;
выполнять арифметические операции с двоичными числами.
Личностные: умение слушать и слышать собеседника, умение высказывать и аргументировать свое мнение, анализировать свои возможности в достижении планируемых результатов. Доносить свою позицию до других. Понимать другие позиции (взгляды, интересы). Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.
Метапредметные: умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему, понимание пути решения проблемы в зависимости от выбранного направления решения; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью.
Межпредметные связи
Физика, история, математика
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.Организационный момент
(2 минуты)
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих, настраивает на учебную деятельность.
Приветствуют учителя, проверяют сою готовность к уроку.
1) Регулятивные:
- волевая саморегуляция;
2) Личностные:
- смыслообразование
3) Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.
2. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе
(5 минут)
Организация фронтальной работы.
Отвечают на вопросы учителя
1) Познавательные:
-структурирование знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
2) Логические:
- анализ, сравнение, синтез.
3) Регулятивные:
- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).
3. Усвоение новых знаний и способов действия
(20 минут)
Использование приема необъявленной темы (Приём, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.)
Учитель записывает тему на доске с помощью 0 и 1, проводит фронтальный опрос, вместе с учащимися выводит тему урока. Далее организует работу учащихся в парах для формулирования определения понятия система счисления. Используется прием корзина идей и понятий, который позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по данной теме.На доске рисуется корзина, в которую «собираются» идеи учащихся, из собранных идей формулируем определение понятия система счисления.
Определение: Это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с
помощью символов некоторого алфавита,
называемых цифрами.
Учитель представляет схему деления систем счисления на две группы «позиционные» и «не позиционные» и при помощи наводящих вопросов помогает учащимся сформулировать определение этих понятий и отнести двоичную систему счисления к одной из этих групп.
Прием: работа с интернет-ресурсами:
Учитель дает задание найти с помощью интернет-ресурсов биографию Готфрида Вильгельма Лейбница и найти, каким образом связано имя ученого с двоичной системой счисления (индивидуальная работа с применением приемов смыслового чтения). Учитель осуществляет контроль и координацию деятельности учащихся. Фронтальный опрос учащихся.
«В 1703 г. Лейбниц опубликовал статью, в которой были рассмотрены все правила выполнения арифметических действий над двоичными числами.» Учитель предлагает провести аналогию - какие яркие исторические события произошли в 1703 году? (Реализация межпредметных связей).
Использование приема проблемный вопрос:
Что общего между компьютером и выключателем? Проводится аналогия между принципами работы обыкновенного выключателя и компьютера. (Фронтальный опрос.)
Вводится понятие кодирования и декодирования, как два фундаментальных процесса в компьютере.
Учащиеся работают в парах анализируют и пытаются объяснить, почему в основу работы современных компьютеров была положена именно двоичная система счисления, а не десятичная или шестнадцатеричная?
Объяснение алгоритма перевода из двоичной системы счисления в десятичную и обратно.
Демонстрация решения задачи, связанной с переводом десятичного числа в двоичную систему.
Например.
Перевести 2310 в двоичную систему.
Решение. Ответ: 101112
Слушают учителя, отвечают на вопросы, работают в парах, объясняют свой выбор, высказывают свои предположения в парах, озвучивают понятие системы счисления. Индивидуальная работа с Интернет ресурсами. Вместе с учителем определяют цели и задачи урока.
1) Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
2) Познавательные:
- смысловое чтение;
- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
3) Общеучебные:
Моделирование,
выбор наиболее эффективных способов решения задач.
4. Закрепление изученных способов действий
(8 минут)
Самостоятельное решение заданий на перевод из двоичной системы счисления в десятичную и обратно. (Используются дидактические карточки).
Самостоятельно выполняют задания.
Затем обмениваются тетрадями с соседом по парте, проверяют и выставляют оценки.
1) Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества
2) Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации
- построение логической цепи рассуждения
5. Подведение итогов занятия информация о домашнем задании.
(5 минут)
Организуется фиксация нового содержания изученного на уроке, а так же неразрешенных затруднений как направлений бедующей учебной деятельности. Организуется запись домашнего задания.
- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(5 минут)
Организуется рефлексия учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и со сверстниками.
- Какие сведения о двоичной системе вы узнали?
- Какие трудности вы испытывали при перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную?
- Где можно применить новые знания?
Учащиеся формулируют конечный результат своей работы на уроке, отвечают на вопросы учителя.
1) Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли
- оценивание качества своей и общей учебной деятельности
4. Вывод
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу ФГОС ООО. Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Список литературы
1. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
2. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании. Педагогика, 2010.
3. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
4. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
5. Козлова В.В., Кондратова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования – Москва «Просвещение», 2011.