kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по информатике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по информатике для учащихся 10 класса по теме:

 «Решение задач на Машине Поста»

Цели урока:

  • Образовательная: закрепление полученных знаний при решении задач на машине Поста;
  • Развивающая: способствовать развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности учащихся, познаватель­ной активности и широты кругозора;
  • Воспитательная: прививать аккуратность в работе, воспитать у учащихся положительное отношение к предмету.

Тип урока: комбинированный урок

Методы обучения: дедуктивно-репродуктивный, индуктивно-репродуктивный

Оборудование: учебник, карточки с самостоятельной работой

Литература:

  1.  Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 7-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 246с.
  2. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10–11 классы : методическое пособие / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. -  - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

План урока:

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Актуализация знаний (5 мин.)

3. Решение задач (20 мин.)

4. Самостоятельная работа(15 мин.)

5. Подведение итогов урока (2 мин.)

6. Домашнее задание (2 мин.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по информатике »

Конспект урока по информатике для учащихся 10 класса по теме:

«Решение задач на Машине Поста»

Цели урока:

  • Образовательная: закрепление полученных знаний при решении задач на машине Поста;

  • Развивающая: способствовать развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности учащихся, познаватель­ной активности и широты кругозора;

  • Воспитательная: прививать аккуратность в работе, воспитать у учащихся положительное отношение к предмету.

Тип урока: комбинированный урок

Методы обучения: дедуктивно-репродуктивный, индуктивно-репродуктивный

Оборудование: учебник, карточки с самостоятельной работой

Литература:

  1. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 7-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 246с.

  2. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10–11 классы : методическое пособие / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. - - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

План урока:

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Актуализация знаний (5 мин.)

3. Решение задач (20 мин.)

4. Самостоятельная работа(15 мин.)

5. Подведение итогов урока (2 мин.)

6. Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие учеников, проверка посещаемости, проверка готовности помещения к уроку

  1. Актуализация знаний

Учитель: Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы рассматривали информационный процесс, который называется обработка информации, вспомнили свойства алгоритмов и познакомились с алгоритмической машиной.

Что понимают под обработкой информации?

Ученик: Обработка информации – это процесс изменения вида (формы), смысла, объема информации.

Учитель: В чем заключается модель обработки информации?

Ученик:

Учитель: Какие варианты обработки информации вы знаете?

Ученик: Получение новой информации, новых сведений, изменение формы представления информации, систематизация, структурирование данных, поиск информации.

Учитель: Какая новая наука появилась в 30-х гг. XX в.?

Ученик: Теория алгоритмов.

Учитель: Хорошо, а теперь открываем вопросы в конце §9 и отвечаем на вопросы 1-2, 4-6.

Учащиеся отвечают на вопросы

  1. Решение задач

Учитель: Какие алгоритмические машины вы знаете?

Ученик: Машины Тьюринга и Поста.

Учитель: Сегодня на уроке, мы будем изучать, как работает машина Поста и как решать на ней задачи. Открываем тетради, записываем число и тему урока «Решение задач на машине Поста».

Запись в тетради: Число

Классная работа

Тему урока «Решение задач на машине Поста»

Учитель: Алгоритм, по которому работает машина Поста, будем называть программой. Программа - алгоритм, записанный по строгим правилам языка команд исполнителя. Что же представляет из себя машина Поста? Машина Поста представляет собой бесконечную информационную ленту, разделенную на позиции-клетки. В каждой клетке может либо стоять «метка» (некоторый знак), любо отсутствовать (пусто). Вдоль ленты движется каретка – считывающее устройство. Каретка может передвигаться шагами: один шаг – смещение на одну клетку вправо или влево. Клетку, под которой установлена каретка будем называть текущей.

Запись определений в тетрадь

Учитель: Каретка является ещё и процессором машины. Она может:

1)распознавать, пустая клетка или помеченная знаком;

2) стереть знак в текущей клетке;

3)записать знак в пустую текущую клетки.

Главное отличие каретки-процессора машины Поста от процесса компьютера - в компьютере возможен доступ процессора к ячейкам памяти в произвольном порядке, а в машине Поста - только последовательно.

Назначение машины Поста - производить преобразования на информационной ленте.

Запись в тетрадь

Учитель: Так как машина Поста работает по определенному алгоритму, следовательно, она имеет свою систему команд, к рассмотрению которой мы с вами переходим. Запись любой команды начинается с ее порядкового номера в программе - n. Далее следует код операции и после него - номер следующей выполняемой программы - m. Рассмотрим систему команд машины Поста более подробно. Открываем учебники на странице 51, находим таблицу, по цепочке зачитываем команду и действие.

Учащиеся по очереди зачитывают

Учитель: Разберем более подробно на следующем примере.

Пример из учебника

Учитель: А теперь вместе с вами рассмотрим пример 2. Исходное состояние показано на рисунке:






Выполнить на машине Поста программу:

1 →2
2 ? 1;3
3 ← 4
4 V 5
5 !

Учитель: Что мы выполним первым шагом?

Ученик: Сдвинем каретку вправо и перейдем к команде 2.

1.






Учитель: В чем состоит суть второго шага?

Ученик: Смотрим, если следующая ячейка пустая, то выполняем команду 1, иначе 3. Она пустая, следовательно, выполняем команду 1 и сдвигаем вправо на один шаг.

2.






Учитель: Далее?

Ученик: Второй шаг. Здесь следующая ячейка пустая, значит выполняем команду 1: сдвигаем вправо на 1 шаг.

3.






Учитель: Следующая команда, о чем нам говорит?

Ученик: Мы видим, что клетка непустая, значит, мы сдвигаем влево на 1 шаг.

4.






Учитель: Следующая команда?

Ученик: Дописываем метку и останавливаем команду.

5.





Учитель: Делаем вывод о том, что программа выполнилась на 5 шагов.

Учитель: Давайте рассмотрим задачу 1.

К доске вызывается ученик.

Ученик: Исходное состояние информационной ленты выглядит следующим образом:






Учитель: Что мы выполним первым шагом?

Ученик: Первым шагом выполним запись метки, в пустую клетку.

1.




Вторым шагом выполняем сдвиг каретки на шаг вправо.

2.





Можно сделать вывод: данная программа выполнилась за 2 шага.

Учитель: Давайте задачу 2, выполним самостоятельно в тетрадях.

Исходное состояние:


Ÿ

Ÿ

Ÿ








Ученики выполняют самостоятельно в тетрадях

Учитель: Давайте проверим у вас получилось.


Ÿ

Ÿ








Учитель: Переходим к следующей задаче.

К доске вызывается ученик.

Ученик: Исходное состояние информационной ленты выглядит следующим образом:


Ÿ

Ÿ

Ÿ





Ÿ


Учитель: Что мы выполним первым шагом?

Ученик: Первым шагом выполним стирание метки.

Вторым шагом выполняем сдвиг каретки на шаг вправо.

Далее мы будем выполнять вторую команду, пока каретка не достигнет клетки с меткой.

Далее выполняем сдвиг каретки на шаг влево и запись метки в пустую клетку. Программа выполнена.

Конечное состояние выглядит следующим образом:


Ÿ

Ÿ





Ÿ

Ÿ


Учитель: Переходим к следующей задаче. Обратите внимание, в данной задаче заданы начальное и конечное состояния, нам необходимо составить программу.

К доске вызывается ученик.

Ученик: Первым шагом выполняется сдвиг каретки на шаг влево. Запишем это: 1 2.

Вторым шагом происходит запись метки: 2 v 3.

Третьим шагом выполняется сдвиг каретки на шаг влево: 3 4.

Четвертым шагом происходит стирание метки: 4 5.

Пятым шагом выполняется сдвиг каретки на шаг влево: 5 6.

Шестым шагом происходит запись метки: 6 v 7.

Седьмым и восьмым шагами выполняется сдвиг каретки на шаг влево:

7 8, 8 9.

Конечное состояние получено, значит программа выполнена. 9 !

  1. Самостоятельная работа

    Самостоятельная работа

    Задание 1: Пусть задано исходное состояние головки и требуется на пустой ленте написать две метки: одну в секцию под головкой, вторую справа от нее.

    Решение:

    1.1 v 2

    2.2 → 3

    3.3 v 4

    4.4 !










    v






    v






    v

    v



    Задание 2: На ленте имеется некоторое множество меток (общее количество меток не менее 1). Между метками множества могут быть пропуски, длина которых составляет одну ячейку. Заполнить все пропуски метками.

    Решение:

    1. → 2

    2. ? 3, 1

    3. → 4

    4. ? 5, 6

    5. !

    6. ← 7

    7. v 1

  2. Итог урока

Учитель: Сегодня на уроке мы решали задачи на машине Поста двух типов, когда вам была дана готовая программа и начальное состояние информационной ленты и когда даны начальное и конечное состояния информационной ленты, необходимо составить программу.

  1. Домашнее задание

Учитель: §10, вопросы в конце §10.

Самоанализ урока информатики

Урок информатики по теме «Решение задач на машине Поста» был проведен мной, Дорониной Натальей Юрьевной в 10 «А» классе МОУ «Средняя школа №37» г. Саранска.

Цели урока:

Образовательная: закрепление полученных знаний при решении задач на машине Поста;

Развивающая: развивать познаватель­ную активность и широту кругозора; способствовать развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности учащихся;

Воспитательная: прививать аккуратность в работе, воспитать у учащихся положительное отношение к предмету.

Урок проводился в компьютерном классе. Все санитарно-гигиенические нормы и правила работы в кабинете вычислительной техники были соблюдены. Тип урока – комбинированный урок. В соответствии с типом были выделены следующие этапы урока:

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Актуализация знаний (5 мин.)

3. Решение задач (20 мин.)

4. Самостоятельная работа(15 мин.)

5. Подведение итогов урока (2 мин.)

6. Домашнее задание (1 мин.)

Подготовка к уроку была продуктивной: были поставлены цели урока путем ознакомления с программой и методическими указаниями по теме; ознакомилась с поурочными разработками для проведения урока; консультировалась с методистом по информатике и учителем-предметником, изучила содержание учебного материала по теме в учебнике, выделила основные научные и воспитательные идеи, понятия, навыки, умения, которые должны быть усвоены учащимися в соответствии с поставленными целями; выбрала методы и средства обучения; определила темп обучения на уроке.

Учащиеся в свою очередь были хорошо подготовлены к уроку: рабочее место соответствовало уроку.

Этапы были определены четко, на каждом из них было выделено главное, основное. На первом этапе необходимо было установить следующее, помимо взаимного приветствия учителя и учащихся: готовность помещения и рабочих мест к уроку. Этап актуализации знаний был проведен в форме фронтального опроса. Основная цель третьего этапа – решение задач. Были рассмотрены различные типы задач на машине Поста. Следующий этап был реализован таким образом: учащимся была предложена самостоятельная работа. Далее был подведен итог урока. Заключительный этап - постановка домашнего задания. Считаю, что все этапы урока были успешно реализованы.

Объем фактического материала, используемого на уроке большой. Материал полностью соответствовал программе и уровню знаний учащихся.

Задачи я стремилась подобрать в соответствии с теоретическим материалом в учебнике. Считаю, что сделать это мне удалось.

На уроке использовались следующие методы: дедуктивно-репродуктивный, индуктивно-репродуктивный.

Во время урока, старалась объяснять понятно и доступно ученикам. Главная информация подчеркивалась.

Активность учащихся на уроке была хорошая. Дисциплина была на должном уровне. Подводя общий итог, можно сказать, что в целом, урок прошел успешно. Все поставленные мной цели были достигнуты.

Считаю, что проведенный мною урок был эффективным: поставленные цели были достигнуты, все этапы реализованы, временные рамки были соблюдены.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект по информатике

Автор: Доронина Наталья Юрьевна

Дата: 01.04.2015

Номер свидетельства: 195539

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект Информатика  ж?не  а?парат "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-informatika-zh-nie-ak-parat"
    ["file_id"] => string(6) "239533"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444815860"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект интегрированного урока (музыка+информатика) "Мир композитора" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-muzyka-informatika-mir-kompozitora"
    ["file_id"] => string(6) "102166"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402483071"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока на тему "Разработка плана действий и его запись. Логическая игра "Переливашки" "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-na-tiemu-razrabotka-plana-dieistvii-i-iegho-zapis-loghichieskaia-ighra-pierielivashki"
    ["file_id"] => string(6) "214536"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432329787"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Конспект урока" Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. Работа над ИТП «Геометрическая оптика»" "
    ["seo_title"] => string(133) "konspiekt-uroka-komp-iutiernyie-priezientatsii-s-ispol-zovaniiem-mul-timiedia-tiekhnologhii-rabota-nad-itp-gieomietrichieskaia-optika"
    ["file_id"] => string(6) "102281"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402493979"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Учебная программа 7го класса по информатике к учебнику Угриновича Н. Д "
    ["seo_title"] => string(79) "uchiebnaia-proghramma-7gho-klassa-po-informatikie-k-uchiebniku-ughrinovicha-n-d"
    ["file_id"] => string(6) "128915"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415606899"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства