Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности учащихся.
Форма проведения: интегрированный урок (информатика +физика).
Цели:
- Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности по теме «Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологий» (информатика) с применением знаний по теме «Геометрическая оптика» (физика).
- Содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент).
- Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
- Создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию.
- Обеспечить развитие у школьников монологической речи.
- Воспитывать привычку мысленного упорядочивания своих действий.
Дидактические материалы и оборудование:
- Интерактивная доска (ИАД);
- Компьютеры;
- Принтер;
- Индивидуальные творческие задания;
- Электронные учебники «Открытая физика», «Образовательные комплексы «Физика 7-11 класс. Библиотека наглядных пособий»;
- Собирающая линза;
- Свеча;
- Экран лабораторный;
- Мерная лента;
- Цифровой фотоаппарат;
- ПО Power Point, CamStudio.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Приветствие учащихся.
Этап актуализации комплекса знаний и умений.
Учитель физики:
Эпиграф урока.
«Молюсь оконному лучу. Он тонок, нежен, прям» (А.Ахматова)
Этот урок посвящен ЛУЧУ, его законам распространения.
Учитель информатики: Сегодня мы будем создавать электронный учебник по теме «Геометрическая оптика», применяя комплекс знаний по составлению мультимедийных презентаций.
Учитель информатики: давайте повторим технологические основы создания презентаций.
- Что называется ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ?
- Что такое МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЯ?
- Что называется ОБЪЕКТОМ OLE?
- Что является СТРУКТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ презентации?
- ШАБЛОН презентации – что это такое?
- Что мы называем МАКЕТОМ презентации?
- В каких случаях применяется ДИЗАЙН презентации?
- В каких случаях применяется ОТОБРАЖЕНИЕ презентации?
- Что такое СКРИНШОТ?
- Расскажите об АНИМАЦИИ презентации.
- Что такое ГИПЕРССЫЛКА?
Ответы на вопросы сопровождаются видеофрагментами работы с презентацией.
Этап показа образца применения комплекса знаний.
Учитель физики: Из сборника «Подготовка к ЕГЭ по физике» предлагаем выполнить задание: луч попадает на границу раздела двух сред, построить его продолжение в призме.
Этап организации деятельности учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях.
Учитель информатики: Работа будет проводиться по группам. Каждая группа оформляет свою работу в виде презентации и сохраняет на сетевой диск. Творческая группа, работающая над проектом «Конспект», объединяет все проекты в один с помощью гиперссылок.
Задания
1.Находят теоретические основы по теме «Геометрическая оптика», составляют конспект в виде презентации.
2.Экспериментально определяют фокусное расстояние собирающей линзы (работа с приборами, цифровым фотоаппататом).
3.С помощью ИАД выполняют построения в системе линз. Находят информацию о линзах в Интернете, вставляют изображение и текст в работу.
4.Работают с электронным учебником по физике. Работают с моделью «Полное внутреннее отражение от поверхности воды». В процессе моделирования создают скриншоты. Вставляют в презентацию.
5.С помощью электронного учебника «Открытая физика» выполняют интерактивные задачи на построение изображений в линзах. Процесс построения записывают с помощью программы CamStudio (делают видеоролик).
6.Выбирают видеозадачи из предложенных по данной теме. Оформляют в виде презентации.
7.Создают фотоальбом с фотографиями Белгорода по теме урока.
Этап контроля и самоконтроля.
Творческое задание №1. «Конспект «Геометрическая оптика». В результате – презентация с теоретическими основами по данной теме.
Творческое задание №2.
Лаборатория «Определение фокусного расстояния собирающей линзы». В результате – презентация с результатами исследований.
Творческое задание №3. «Построение в системе линз». В результате – на ИАД выполнено построение, получена информация из Интернета и помещена на страницу. Результат сохранен в формате доски.
Творческое задание №4. «Полное внутреннее отражение от поверхности воды».
Творческое задание №5. «Интерактивные задачи на построение изображений в линзах». Результат – презентация с видеофайлами.
Творческое задание №6.«Видеозадачи». Результат – презентация с видеофайлами.
Творческое задание №7. «Фотоальбом». Результат – презентация с видами Белгорода, где объясняются законы «Геометрической оптики».
Творческое задание №8. «Необычные световые явления» (опережающее задание, исследовательская работа). В результате – презентация с фактами из нашей жизни.
Итоговый проект – электронный учебник-презентация с гиперссылками на все созданные презентации по теме «Геометрическая оптика».
От каждой группы выступает представитель с защитой своей работы.
Этап информации о домашнем задании.
Учитель информатики:
домашнее задание: 1) видеозадача из созданного электронного учебника;
2) создать презентацию по теме «ТБ в кабинете ЭВТ».
Этап подведения итогов урока.
Выставление оценок.
Что было нами сделано на уроке, какие задачи были поставлены в начале урока и как они были решены, каким образом применялись ИКТ в ходе решения физических задач?
Выставление и комментирование оценок.
Этап рефлексии.
Оцените ваши знания по темам «Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии» и «Геометрическая оптика». С каким настроением вы покидаете этот урок? Расположите смайлик в книге отзывов.