Цель урока: дать учащимся представление об информации и информационных процессах, акцентировать их внимание на действиях с информацией;
Задачи:
- Познакомить с понятиями «действия с информацией, хранение информации, передача информации, обработка информации, оперативная и долговременная память»
- Научить учащихся определять действие, выполняемое с информацией, различать устройства, используемые для выполнения различных действий
с информацией, различать оперативную и долговременную память.
- Актуализировать и систематизировать ранее полученные знания. Достичь
максимальных результатов усвоения материала по средствам групповой практической деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Действия с информацией»»
Конспект урока по информатике
«Действия с информацией»
Дата проведения:
Класс: 4 «А»
Тема урока: Действия с информацией.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: дать учащимся представление об информации и информационных процессах, акцентировать их внимание на действиях с информацией;
Задачи:
- Познакомить с понятиями «действия с информацией, хранение информации, передача информации, обработка информации, оперативная и долговременная память»
- Научить учащихся определять действие, выполняемое с информацией, различать устройства, используемые для выполнения различных действий
с информацией, различать оперативную и долговременную память.
- Актуализировать и систематизировать ранее полученные знания. Достичь
максимальных результатов усвоения материала по средствам групповой практической деятельности.
Воспитательный потенциал урока:
Используя воспитательные возможности урока возможно обеспечить:
- духовную, культурную и социальную преемственность поколений;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- акцентирование внимание на нравственных проблемах, связанных с темой урока;
- заинтересованность в познании мира, осознание ценности труда, науки и творчества;
- осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности, способность применять полученные знания на практике;
- понимание необходимости уважать других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.
Планируемые результаты:
Предметные:
Ученик научится: приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
Приводить примеры информационных носителей;
У учащихся будут сформированы: представление о процессе хранения информации и устройствах для ее хранения.
Ученик получит возможность связать изучение темы «Информация вокруг нас» в курсе информатики с конкретной практической деятельностью, расширить знания о носителях информации, практически использовать различные информационные средства для сбора, хранения, обработки информации; сформировать системный подход при освоении учебного материала.
Личностные:
У обучающегося будут сформированы: интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим
предметам и в жизни;
Умения продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в
понятной собеседнику форме;
Ученик получит возможность: для формирования способности грамотно ориентироваться в современном информационном пространстве, а также способности интеграции полученных знаний и применения их в практической деятельности; развития информационной и коммуникативной культуры.
Метапредметные:
Ученик научится определять значимость информации в жизни человека, показать общность информационных процессов в различных информационных системах.
Ученик получит возможность сформировать определенный уровень знаний об информационном процессе хранения информации в технических устройствах (информатика), в человеческом обществе – память человечества (история и библиотека), в биологическом мире (биология), отдельной личности (приобретение личностно-значимого опыта для себя).
Формируемые УУД:
Личностные УУД:
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно;
- соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном;
- выделять и понимать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения;
- самостоятельно организовывать поиск информации, сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать.
3. Документы pril2, pril3 для интерактивной доски.
Структура урока:
1. Организационный этап.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
3. Актуализация знаний.
4. Первичное усвоение новых знаний.
5. Первичная проверка понимания
6. Первичное закрепление.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Ход урока
Подготовительный этап
1. Орг. момент
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
2.Н/п. подготовка
Девиз урок
Прозвенел уже звонок. Начинается урок. В путешествие пойдём. В страну знаний попадём.
Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.
Повторения правил техники безопасности в компьютерном классе.
ІІ. Основной этап
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Упражнение «Ожидания»
- Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо. Бесчисленное количество звёзд поражает нас своим сиянием. А вот желтоглазая Луна, которая манит к себе.
Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте. (Получить на уроке оценку «5»)
- Дети, вы должны высказать свои ожидания от урока, начиная фразой: «Я получу оценку 5, потому что.......»
Актуализация знаний.
- А сейчас я предлагаю вам поработать с информацией – совершать определенные действия. А какие действия с нею вы будете выполнять, вы узнаете в процессе работы.
Обмен информацией (ответить на вопросы)
- Что такое информация?
- Через какие органы чувств мы получаем информацию».
2) Хранение информации (записать ответы)
4) Решение примера. (сосчитать бусы)
3. Постановка целей и задач урока.
- Когда вы делились информацией с окружающими людьми вы совершали обмен (получение и передачу) информации.
- Когда вы запоминаете, записываете - вы сохраняете информацию.
- Когда вы обдумываете полученную информацию, решаете задачу по математике и так далее, - вы обрабатываете информацию.
- Человек постоянно совершает действия, связанные с получением, передачей, хранением и обработкой информации.
- Все действия, которые человек совершает с информацией называются – информационными процессами.
- Именно для того, чтобы научиться различать виды информации, информационные процессы мы с вами сегодня и начинаем изучение очень интересной для вас темы… «Действие с информацией».
Молодцы, ребята вы справились с заданием.
Первичное усвоение новых знаний.
Подбор иллюстраций.
Обмен информацией.
Смысл данного действия - воспринять информацию, получить сообщение, поделиться, обменяться информацией, например, с другими людьми.
Хранение информации
Смысл действия - сберечь зафиксированную (представленную) на носителе информацию (данные).
Обработка информации
Обработка информации - это решение некоторой информационной задачи.
Смысл действия - изменить форму и смысл сообщения, получить новую информацию.
Пример: решение математической задачи.
Исполнителем, обрабатывающим информацию, является человек или специальное техническое устройство (например, компьютер).
Физ.пауза для всего тела
Прием и передача информации в природе
- Как передают информацию пчелы?
- Удивителен способ передачи информации у пчел - это язык танца. Пчела, нашедшая цветущую поляну, прилетает к улью и начинает танцевать в воздухе перед собратьями, после чего пчелиный рой отправляется в указанное место за нектаром.
- Давайте и мы с вами потанцуем для снятия напряжения в мышцах и сохранения осанки. Проведём физ.паузу.
4. Первичная проверка понимания
- А как вы думаете, приготовление обеда – это действие с информацией?
- Нет, это действия с продуктами питания. Но, чтобы приготовить обед, необходимо владеть информацией о том, как это сделать.
- Является ли покраска стен примером действия с информацией? Объясните.
- Назовите еще примеры действий, которые не относятся к действиям с информацией. (Приготовление обеда, уборка квартиры, стирка белья – это действие с продуктами, с вещами)
- Назовите действия с информацией? Как еще можно назвать действия с информацией. (Чтение газеты, заучивание правила, решение задач, фотографирование – это действия с информацией)
Физ.пауза для глаз
Кинезиологические глазодвигательные упражнения.
Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и рук межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организма, включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь и поведение, активизируют процесс обучения.
«Восьмёрка». Упражнение для оптимизации навыков письма. Закрыть глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами горизонтальную восьмёрку. Следуйте закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмёрки. Отдохните и откройте глаза.
Первичное закрепление. Практическая работа за компьютером.
Упражнение "Найди пару"
- Сейчас вы разделитесь на группы. Каждая группа будет выполнять определенное действие в работе с компьютером. После этого вы соберётесь в пары и совместно определите как называется информационный процесс в котором вы участвовали.
ІІІ. Заключительная часть
1. Итог.
- Сегодня на уроке мы познакомились с основными действиями с информацией.
- Назовите их?
2. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
3. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Рефлексия. Дети крепят на поляну цветы (оранжевые – всё понятно было на уроке, голубые – возникли затруднения, красные - ничего не понял на уроке)