Просмотр содержимого документа
«Компьютерные сети. Поиск информации в сети Интернет. Виды деятельности в сети Интернет»
Открытый урок
9 класс
Тема: «Компьютерные сети.
Поиск информации в сети Интернет. Виды деятельности в сети интернет»
Проводила: учитель информатики и ИКТ
Муханова Л. А.
Санкт-Петербург
2024
Цели урока
Обучающая:
повторить и обобщить знания о компьютерных сетях и Интернете, о правовых аспектах работы с информацией на основе самостоятельного поиска и осмысления дополнительного материала.
Развивающая:
развитие познавательного интереса, творческой активности, умение излагать мысли, выделять главное, развивать умение контроля и самоконтроля.
Воспитательная:
формирование информационной культуры обучающихся, уважения к сопернику, воспитание самостоятельности.
Планируемые результаты обучения. Формирование УУД.
Предметные:
применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях;
формирование умения применять изученные понятия для решения задач практического характера.
Метапредметные:
владение общепредметными понятиями «информация», «компьютерная сеть», «интернет» и др.;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
расширять кругозор, прививать умение совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда).
Личностные
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении поставленных задач.
Оборудование:
компьютер учителя;
компьютеры обучающихся;
мультимедийный проектор и экран;
презентация.
Тип урока: комбинированный урок – объяснение нового материала и закрепление полученных знаний (выполнение практической работы).
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок по теме: «Компьютерные сети. Поиск информации в сети Интернет».
На уроке мы рассмотрим:
понятие «компьютерная сеть», «скорость передачи данных», «Интернет», «протокол», «IP-адрес», «доменная система имён», «Всемирная паутина», «поисковая система», «поисковый запрос»;
что представляет собой глобальная компьютерная сеть Интернет;
какие возможности Интернет представляет для пользователей;
приоткроем двери в виртуальный мир, в котором нет границ, если знать правила перемещения по нему.
Объяснение нового материала
Для работы в компьютерной сети необходимы теоретические знания. Поэтому начнем урок с изучения понятий.
Компьютерная сеть – два и более компьютеров, соединенных линиями передачи информации.
Скоростьпередачиданных – это объём данных, передаваемых по каналу связи за единицу времени (например, за 1 с).
Основная единица измерения скорости – бит в секунду (бит/с).
Объём информации, переданной по каналу, вычисляется по формуле
I= vt, где v– скорость передачи информации, t – время.
Интернет – глобальная сеть, объединяющая многочисленные компьютерные сети и компьютеры отдельных пользователей, распределённые по всему миру; предназначена для обмена информацией.
Информация в WWW организована в виде веб-страниц.
Веб-страница – это отдельный документ в Интернете, который может содержать текст, графику, звук, видео и гиперссылки.
Веб-сайт– это несколько веб-страниц, объединенных общей идеей и связанных с помощью гиперссылок.
Гиперссылки – ключевые слова или изображения от которых идут гиперсвязи. Они выделяются цветом или подчёркиванием.
Адрес документа в Интернете состоит из следующих основных частей:
название протокола со знаками :// в конце названия;
доменное имя сервера со знаком / в конце имени;
полное имя документа на сервере, где он находится.
3
2
1
http://bebras.ru/bebras22/main/go/honor_code/p
Протокол – это набор правил, используемых при передаче данных.
IP-адрес – уникальный идентификатор, представляющий собой цепочку из 32 нулей и единиц.
Давайте рассмотрим задачу на определение адреса файла, указанного в сети Интернет. Это экзаменационное задание.
Доступ к файлу net.txt, находящемуся на сервере html.ru, осуществляется по протоколу http. В таблице фрагменты адреса файла закодированы цифрами от 1 до 7. Запишите последовательность цифр, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.
.ru
://
html
net
/
http
.txt
Решение. Напомним, как формируется адрес в сети Интернет. Сначала указывается протокол, потом «://», потом сервер, затем «/», название файла указывается в конце. Таким образом, искомый адрес будет следующим: http://html.ru/net.txt.
Ответ:6231547.
Благодаря доменной системе имён компьютеры получают уникальные символьные адреса. Доменная система имеет иерархическую структуру.
Всемирнаяпаутина – служба
Интернета для представления информации
в виде гипертекста. Поиск нужного документа
(веб-страницы или веб-сайта) в WWW происходит
с помощью браузера разными способами:
путём указания адреса документа;
путём использования поисковых систем;
путём перемещения по паутине гиперсвязей.
Все системы поиска информации во Всемирной паутине располагаются на специально выделенных компьютерах с мощными каналами связи.
Действие поисковых систем основано на постоянном, последовательном изучении всех страниц всех сайтов Всемирной паутины.
Rambler Yahoo
Поисковая система – это программно-аппаратный комплекс, предназначенный для поиска информации во Всемирной паутине.
Поиск – это процедура отбора нужных документов, хранящихся в сети.
Запрос – это набор соединенных операторами ключевых слов, с помощью которых поисковая система автоматически ведет поиск и отбор необходимых документов.
Поисковые запросы могут осуществляться:
по любому из слов – результатом является огромный список всех страниц, содержащих хотя бы одно из ключевых слов; применяется, когда пользователь не уверен в ключевых словах;
по всем словам – в этом режиме формируется список всех страниц, содержащих все ключевые слова в любом порядке;
точно по фразе – в результате составляется список всех страниц, содержащих фразу, точно совпадающую с ключевой (знаки препинания игнорируются);
поиск по картинке.
Если в результате поиска вы не нашли ни одного подходящего документа, то необходимо:
проверить правильность написания ключевых слов;
проверить правильность использования логических связок. подобрать и использовать синонимы ключевых слов;
изменить логику запроса;
воспользоваться другой поисковой системой (yandex.ru, google.comи т. д.).
Итак, сделаем выводы о пройденном материале:
к данным, которые вы получили в результате поиска в Интернете, следует относиться критически и предпринимать шаги для того, чтобы убедиться в достоверности найденной информации.
Рекомендации
Используйте информацию, найденную на надёжных сайтах.
Используйте не менее трёх различных источников, содержащих похожую информацию; сравнивайте данные на интересующую вас тему, приведённые на разных сайтах.
Проверяйте, подтверждаются ли найденные вами материалы сведениями, содержащимися в других проверенных источниках (в учебниках, справочниках, энциклопедиях и т. д.).
Виды деятельности в Интернете
К видам деятельности в Интернете относится осуществление деятельности в Интернете пользователями с помощью компьютеров, мобильных устройств и других технологий, связанных с сетью.
К таким видам деятельности можно отнести:
поиск и получение информации по различным темам, использование поисковых систем;
использование Интернета для получения знаний и обучения, доступ к онлайн-курсам, образовательным ресурсам, библиотекам;
использование Интернета для работы с документами;
проведения телеконференций;
использование электронной почты;
использование социальных сетей, форумов и чатов для общения с другими людьми; обмен сообщениями, голосовой и видеосвязью;
покупка товаров и услуг в Интернете;
просмотр видео, прослушивание музыки, игры онлайн.
Но, используя этот широкий спектр видов деятельности Интернета, необходимо помнить о применении мер защиты и безопасности личных данных, использовать надёжный пароль.
Задание 1.
Укажите все верные ответы. Среди представленных ниже вариантов выберите те, которые могли бы служить адресом электронной почты:
Выберите правила, которых следует придерживаться при выборе пароля:
в пароле правильно указать последовательность QWERTY
символы в пароле не должны образовывать никаких слов, чисел, аббревиатур, связанных с пользователем
пароль не должен содержать знаков пунктуации
пароль не должен совпадать с логином
пароль должен быть достаточно простым, чтобы пользователь мог его запомнить.
Закрепление пройденного материала.
Выполнить практическую работу.
Оформите ответы на задания в текстовом редакторе Word, сделав ссылки на сайты, содержащие ответы на вопросы.
Задание 1.
Назовите автора строк «Кто владеет информацией – тот владеет миром» и краткую информацию о нем.
Задание 2.
1. Говорят, что мало кто из современников Эйнштейна понимали его теорию. Макс Планк, утешая Эйнштейна, говорил: «Новые теории никогда не принимаются. Они или опровергаются, или их противники...». Закончите мысль.
2. Считалось, что носить большие и красивые манжеты на рубашках у средневековых студентов значило прослыть трусом. Почему?