ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ И ЗАВИСИМОСТИ ДРУГИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСТРОЙСТВ (мобильный телефон
ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ И ЗАВИСИМОСТИ ДРУГИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСТРОЙСТВ (мобильный телефон
ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ И ЗАВИСИМОСТИ ДРУГИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСТРОЙСТВ
(мобильный телефон)
Впервые о компьютерной зависимости за- говорили в начале 80-х годов американские ученые. Наиболее глубокие исследования этого вида привыкания провела доктор психологии Питтсбургского университета Кимберли Янг. В наше время термин «компьютерная зависи- мость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических рас- стройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и ком- пьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.
В России проблема компьютерной зависи- мости не ставится в число приоритетных, – ее освещение носит скорее ситуативный характер
несколько документальных программ по те- левидению, отдельные публикации в СМИ и Интернете, точечные исследования психологов порой противоречащие друг другу. Мнения ко- леблются от тревожных заявлений о массовом характере компьютерной и интернет- зависимости до отрицания существования какой бы то ни было опасности и безразличия. Так или иначе, многие факты говорят об актуальности и необходимости исследования данного явления как в широком смысле, так и в контексте профилактики компьютерной зависимости среди детей.
Проблема обусловлена тем, что современные школьники много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то совре- менное получает информацию через видеоряд. Поток приходящей информации огромен и раз- нообразен. Психика современного школьника привыкает к такому темпу, происходит ее подстройка под поток информации, в который она попадает. Подсчитано, что современный человек за неделю получает столько информации сколько человек средневековья за всю свою жизнь.
Конечно, утверждать, что персональный компьютер – это абсолютное зло, было бы глубоким заблуждением. Разумное и грамотное использование информационных технологий может быть эффективным орудием воспитания и обучения.
Вот некоторые доказательства, приводимые психологами в пользу применения персо- нального компьютера детьми.
Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет. начинает очень рано понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. У детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней реальности окружающего нас мира, – это и реальные предметы, и картинки, схемы, это слова и уравнения и, наконец, это наши мысли, которые являются наи- более сложным, идеальным уровнем действи- тельности.
Однако «знаковая функция сознания» не только дает возможность осознать наличие в природе всех этих уровней, но и лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы. Компьютерные игры дают возможность облегчить процесс перехода пси- хического действия из внешнего плана во внут- ренний, так что самые простые действия во внутреннем плане становятся доступны уже для детей 4-5 лет.
Не только психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей.
Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер, так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.
Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации и коор- динации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.
В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику детей. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно- моторная координация.
Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка. Поэтому игры на компьютере и не воспринимаются детьми в качестве занятий. Тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Развитие этих качеств особенно важно для шестилетних детей, так как именно они во многом и обеспечивают психологическую готовность ребенка к школе.
Но нельзя забывать о золотой середине, о том, что чрезмерное бесконтрольное увлечение персональным компьютером и Интернетом мо- жет вызывать компьютерную зависимость у детей.
Суть заболевания заключается в том, что дети предпочитают жизнь в Интернете реальной жизни, проводя в виртуальной реальности до 18 часов в день. Фактически определение интернет-зависимости звучит так: «Это навязчивое желание войти в Интернет, находясь off- line, и неспособность выйти из Интернета, бу- дучи on-line». По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всем мире.
Симптомы компьютерной зависимости таковы:
навязчивое желание проверить свой почтовый ящик в Интернете;
постоянное ожидание следующего выхода в сеть;
пристрастие к работе (играм, програм мированию или другим видам деятельности) и информационная перегрузка (то есть непреодолимая тяга поиска информации в Интернете или веб-серфинг);
не желание отвлечься от работы или иг ры с компьютером;
раздражение при вынужденном отвлечении;
неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программ- ного обеспечения (в том числе игр), так и устройств компьютера
забывание о домашних делах, обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
злоупотребление кофе и другими по- добными психостимуляторами;
готовность удовлетворяться нерегуляр- ной, случайной и однообразной пищей, не от- рываясь от компьютера;
ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;
обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.
стремление играть в сетевые игры. Наиболее распространены три вида деятельности, связанные с применением компьютера и интернета, как взрослым, так и ребенком. Это получение информации (познание), коммуникация (общение) и развлечение (игра). Все эти виды деятельности могут привести к формированию соответствующей зависимости и изменениям личности – это хакерство (ин- формационная зависимость), зависимость от виртуального общения и зависимость от ком- пьютерных игр (игромания). Также выделяются смежные психологические проблемы, такие как агрессия, вызванная компьютерными играми, одиночество и социальная дезадаптация, вы-
званные при замене естественного общения виртуальным и прочие.
Также всемирная паутина содержит ряд непсихологических опасностей, подстерегаю- щих юных пользователей. Среди них:
доступ к нежелательному содержимому (порнография, азартные игры, наркотики, насилие, националистическая или фашистская идеология и многое другое);
сообщение конфиденциальной информации собеседникам в сети (полное имя, адрес, номер интернет-кошелька, банковской карты родителей, места прогулок, время возвращения домой членов семьи и пр.);
контакты с незнакомыми людьми поредством чатов, интернет-пейджеров, элек- тронной почты и т. д. (среди них могут быть как мошенники, выпытывающие конфиденци- альную информацию), назначение личных встреч; угроза заражения компьютера вредо- носным ПО;
неконтролируемые покупки в интернет- магазинах и т. д.
Сама информация, содержащаяся на интернет-сайтах, может быть достаточно опасной для ребенка. Согласно данным онлайн-опроса агентства «Руметрика», 48 % пользователей сети до 14 лет интернет-ресурсов с нежелательным содержимым не просматривают. Поведение остальных складывается следующим образом: 39 % опрошенных признались, что посещали порносайты, 19 % наблюдали в сети сцены насилия. 16 % юных пользователей посещали ресурсы, посвящённые азартным играм. Наркотическими веществами и алкоголем интересовались в сети 14 % детей, экстремистские и националистические ресурсы посещали ещё 11 % юных пользователей.
При этом в 48 % тех, кто не заходил на сайты описанной тематики входят как те ребята, что пользуются сетью исключительно под надзором взрослых, так и те, кому доступ к подобным ресурсам запрещён специальными
программными средствами: ни для кого не секрет, что некоторые ресурсы загружаются автомати- чески при посещении некоторых сайтов с вполне невинным содержанием.
Влияние персонального компьютера на здоровье учащегося очевидно и неизбежно, ес- ли физическое воздействие устранить достаточно просто (использование защитных очков, удобное рабочее место), то психологические опасности с первого взгляда не заметны. Ком- пьютерная зависимость возникает постепенно и накладывает отпечаток на характер и личность ребенка, оказывая воздействие на более глубокие и значимые структуры детского сознания.
Для того чтобы учителю и родителям справиться с негативным влиянием новых техноло- гий на здоровье детей необходимо полное осознание силы воздействия (как позитивного, так и негативного) персонального компьютера и сети Интернет на ребенка и умение управлять этой силой. Данная концепция «информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать: … современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации» и при этом «… мониторинг здоровья обучающихся»подтверждается.
Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов. Обсуждать игры вместе с ребенком, от- давая предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически от- носиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.В случаях, если вы самостоятельно не мо- жете справиться с проблемой, обращайтесь к психологам, в специализированные центры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ И ЗАВИСИМОСТИ ДРУГИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСТРОЙСТВ (мобильный телефон»
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН, г.Кызылорда
Средняя школа № 173 имени А.Молдагуловой
Учитель информатики:
Шайхутдинова Галия Жагфаровна
ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ И ЗАВИСИМОСТИ ДРУГИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСТРОЙСТВ
(мобильный телефон)
Впервые о компьютерной зависимости за- говорили в начале 80-х годов американские ученые. Наиболее глубокие исследования этого вида привыкания провела доктор психологии Питтсбургского университета Кимберли Янг. В наше время термин «компьютерная зависи- мость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических рас- стройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и ком- пьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.
В России проблема компьютерной зависи- мости не ставится в число приоритетных, – ее освещение носит скорее ситуативный характер
несколько документальных программ по те- левидению, отдельные публикации в СМИ и Интернете, точечные исследования психологов порой противоречащие друг другу. Мнения ко- леблются от тревожных заявлений о массовом характере компьютерной и интернет- зависимости до отрицания существования какой бы то ни было опасности и безразличия. Так или иначе, многие факты говорят об актуальности и необходимости исследования данного явления как в широком смысле, так и в контексте профилактики компьютерной зависимости среди детей.
Проблема обусловлена тем, что современные школьники много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то совре- менное получает информацию через видеоряд. Поток приходящей информации огромен и раз- нообразен. Психика современного школьника привыкает к такому темпу, происходит ее подстройка под поток информации, в который она попадает. Подсчитано, что современный человек за неделю получает столько информации сколько человек средневековья за всю свою жизнь.
Конечно, утверждать, что персональный компьютер – это абсолютное зло, было бы глубоким заблуждением. Разумное и грамотное использование информационных технологий может быть эффективным орудием воспитания и обучения.
Вот некоторые доказательства, приводимые психологами в пользу применения персо- нального компьютера детьми.
Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет. начинает очень рано понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. У детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней реальности окружающего нас мира, – это и реальные предметы, и картинки, схемы, это слова и уравнения и, наконец, это наши мысли, которые являются наи- более сложным, идеальным уровнем действи- тельности.
Однако «знаковая функция сознания» не только дает возможность осознать наличие в природе всех этих уровней, но и лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы. Компьютерные игры дают возможность облегчить процесс перехода пси- хического действия из внешнего плана во внут- ренний, так что самые простые действия во внутреннем плане становятся доступны уже для детей 4-5 лет.
Не только психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей.
Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер, так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.
Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации и коор- динации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.
В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику детей. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно- моторная координация.
Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка. Поэтому игры на компьютере и не воспринимаются детьми в качестве занятий. Тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Развитие этих качеств особенно важно для шестилетних детей, так как именно они во многом и обеспечивают психологическую готовность ребенка к школе.
Но нельзя забывать о золотой середине, о том, что чрезмерное бесконтрольное увлечение персональным компьютером и Интернетом мо- жет вызывать компьютерную зависимость у детей.
Суть заболевания заключается в том, что дети предпочитают жизнь в Интернете реальной жизни, проводя в виртуальной реальности до 18 часов в день. Фактически определение интернет-зависимости звучит так: «Это навязчивое желание войти в Интернет, находясь off- line, и неспособность выйти из Интернета, бу- дучи on-line». По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всем мире.
Симптомы компьютерной зависимости таковы:
навязчивое желание проверить свой почтовый ящик в Интернете;
постоянное ожидание следующего выхода в сеть;
пристрастие к работе (играм, програм мированию или другим видам деятельности) и информационная перегрузка (то есть непреодолимая тяга поиска информации в Интернете или веб-серфинг);
не желание отвлечься от работы или иг ры с компьютером;
раздражение при вынужденном отвлечении;
неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программ- ного обеспечения (в том числе игр), так и устройств компьютера
забывание о домашних делах, обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
злоупотребление кофе и другими по- добными психостимуляторами;
готовность удовлетворяться нерегуляр- ной, случайной и однообразной пищей, не от- рываясь от компьютера;
ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;
обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.
стремление играть в сетевые игры. Наиболее распространены три вида деятельности, связанные с применением компьютера и интернета, как взрослым, так и ребенком. Это получение информации (познание), коммуникация (общение) и развлечение (игра). Все эти виды деятельности могут привести к формированию соответствующей зависимости и изменениям личности – это хакерство (ин- формационная зависимость), зависимость от виртуального общения и зависимость от ком- пьютерных игр (игромания). Также выделяются смежные психологические проблемы, такие как агрессия, вызванная компьютерными играми, одиночество и социальная дезадаптация, вы-
званные при замене естественного общения виртуальным и прочие.
Также всемирная паутина содержит ряд непсихологических опасностей, подстерегаю- щих юных пользователей. Среди них:
доступ к нежелательному содержимому (порнография, азартные игры, наркотики, насилие, националистическая или фашистская идеология и многое другое);
сообщение конфиденциальной информации собеседникам в сети (полное имя, адрес, номер интернет-кошелька, банковской карты родителей, места прогулок, время возвращения домой членов семьи и пр.);
контакты с незнакомыми людьми поредством чатов, интернет-пейджеров, элек- тронной почты и т. д. (среди них могут быть как мошенники, выпытывающие конфиденци- альную информацию), назначение личных встреч; угроза заражения компьютера вредо- носным ПО;
неконтролируемые покупки в интернет- магазинах и т. д.
Сама информация, содержащаяся на интернет-сайтах, может быть достаточно опасной для ребенка. Согласно данным онлайн-опроса агентства «Руметрика», 48 % пользователей сети до 14 лет интернет-ресурсов с нежелательным содержимым не просматривают. Поведение остальных складывается следующим образом: 39 % опрошенных признались, что посещали порносайты, 19 % наблюдали в сети сцены насилия. 16 % юных пользователей посещали ресурсы, посвящённые азартным играм. Наркотическими веществами и алкоголем интересовались в сети 14 % детей, экстремистские и националистические ресурсы посещали ещё 11 % юных пользователей.
При этом в 48 % тех, кто не заходил на сайты описанной тематики входят как те ребята, что пользуются сетью исключительно под надзором взрослых, так и те, кому доступ к подобным ресурсам запрещён специальными
программными средствами: ни для кого не секрет, что некоторые ресурсы загружаются автомати- чески при посещении некоторых сайтов с вполне невинным содержанием.
Влияние персонального компьютера на здоровье учащегося очевидно и неизбежно, ес- ли физическое воздействие устранить достаточно просто (использование защитных очков, удобное рабочее место), то психологические опасности с первого взгляда не заметны. Ком- пьютерная зависимость возникает постепенно и накладывает отпечаток на характер и личность ребенка, оказывая воздействие на более глубокие и значимые структуры детского сознания.
Для того чтобы учителю и родителям справиться с негативным влиянием новых техноло- гий на здоровье детей необходимо полное осознание силы воздействия (как позитивного, так и негативного) персонального компьютера и сети Интернет на ребенка и умение управлять этой силой. Данная концепция «информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать: … современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации» и при этом «… мониторинг здоровья обучающихся»подтверждается.
Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов. Обсуждать игры вместе с ребенком, от- давая предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически от- носиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.В случаях, если вы самостоятельно не мо- жете справиться с проблемой, обращайтесь к психологам, в специализированные центры.
ЛИтература
1. Компьютерная зависимость [Электрон- ный ресурс]. – Режим доступа: http://education.
2. Леонова, Л. А. Дошкольник и компьютер [Текст] / Л. А. Леонова // [Электронный ре- сурс]. – Режим доступа: http://dou908.narod.ru