Цель: систематизация знаний учащихся по разделу «Компьютер и информация»
Организация работы: групповая, в форме игры «Умники и умницы»
Ход урока:
1 Организационный момент
Класс делится на группы и выбирают себе координатора.
Подписывают листочки.
2. Игра.
Группы обсуждают и выбирают ту категорию вопросов, на который могут ответить, а так же учитывают степень сложности вопросов (от 100 до 500 балов). За каждый правильно полученный ответ группа получает соответствующее сложности вопроса количество баллов. За неправильный ответ группа получает 0 баллов.
Выбор вопроса переходит от одной группы к другой, ответить на выбранный вопрос должны все группы
Тема: История чисел
Вопросы: 100-Какие системы счисления называются позиционными?
Ответ: Позиционными называются системы счисления, в которых количественное значение символов, используемых для записи чисел, зависит от их положения.
200-В основе римской системы счисления лежат знаки. Некоторые из них можно изобразить с помощью рук. Изобразите числа 5 и 10?
Ответ: V- X-
300 - Всё, что создаёт человек, он это делает, чтобы облегчить свою деятельность.С какой целью начали создавать компьютеры?
Ответ: Для работы с числовой информацией
400 - Где было положено начало названию и записи чисел так, как это делаем мы? Ответ: В Древнем Египте и Вавилоне
500 - Какая система счисления применяется для представления информации в компьютере? Ответ: Двоичная система счисления с помощью знаков «0» и «1»
Тема: Измерение информации
Вопросы: 100 - Наименьшая единица измерения информации. Ответ: БИТ
200 - Какой максимальный объём информации может поместиться на дискету? Ответ: 1,44 Мбайт
300 - Расположите единицы измерения информации в порядке возрастания: Пбайт, Кбайт, байт, Гбайт, Мбайт, бит, Тбайт. Ответ: Бит, Байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт, Тбайт, Пбайт
400 - Каких записей не достаёт в следующих равенствах:
1… = 1024 Мбайт
1Пбайт = 1024 …
1байт = … бит
Ответ: 1Гбайт = 1024 Мбайт
1Пбайт = 1024 Тбайт
1байт = 8 бит
500 - Сколько страниц печатного текста поместится на дискету? Страница содержит 60 строк по 40 символов. Ответ: Определим количество символов на странице: 60*40=2400 символов
1 символ комп. алфавита =1 байту Информационный объём дискеты 1,44 Мбайта. Переведём в байты: 1,44*1024*1024=1509949,44 байта 1509949,44:2400≈629,15. Ответ: на дискету поместится 629 страниц
Тема: Системы счисления.
Вопросы: 100 - Где применяется двоичная система счисления и для чего?
Ответ: Двоичная система счисления применяется для представления информации в компьютере.
200 - Переведите числа в двоичную систему счисления: 43, 21, 96.
Ответ: 1010112, 101012, 11000002
300 - Переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную и расшифруйте слово, расположив числа в порядке убывания. 1110012(о), 101112(д), 11001012(к) .
Ответ: 101, 57, 23 - код
400 - Раскадируйте слово, представленное в виде десятичного кода: 215, 200, 209, 203, 206. (перевод произведите на калькуляторе).
Ответ: ЧИСЛО
500 - Восстановите рисунок по его десятичному коду: 99, 34, 62, 8, 28. (перевод произведите на калькуляторе).
Ответ:
Тема: Основные понятия
Вопросы: 100 - Универсальное программное управляемое устройство для обработки информации.
Ответ: КОМПЬЮТЕР.
200 - Информация, хранящаяся в долговременной памяти как единое целое и обозначенная именем.
Ответ: ФАЙЛ.
300 - Данная часть имени файла указывает какая информация хранится в файле или какой программой был создан этот файл.
Ответ: РАСШИРЕНИЕ, ТИП
400 - Как называется операция представления информации в форме, понятной компьютеру.
Ответ: Двоичным или цифровым кодированием.
500 - Какие файлы, имеют расширение: .com, .exe?
Ответ: Исполнимые, содержащие готовые к исполнению программы.
Тема: Логические задачи
Вопросы: 100 - В семье у каждого из 6-ти братьев есть по сестре. Сколько всего детей?
Ответ: В семье 7 детей.
200 - Один человек купил трёх коз и заплатил 3 рубля. Спрашивается: почему каждая коза пошла?
Ответ: По земле.
300 - Мельник пришёл на мельницу. В каждом из 4-х углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Сколько ног было на мельнице?
Ответ: На мельнице было 2 ноги мельника
400 - Что может быть: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только четыре? Ответ: Всадник на лошади
500 - У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Как это могло быть? Ответ: У него день рождения 29 февраля
Подведение итогов
После игры подводятся итоги, подсчитывается количество баллов. Координаторы оценивают работу каждого игрока группы, которая может повлиять на итоговую оценку.