«Программная обработка данных на компьютере»
Урок информатики для 8 класс по ФГОС.
Цели урока: введение понятий Программная обработка данных на компьютере. Знакомство с устройством компьютера
Задачи:
1.Воспитательная: формировать информационную культуру учащихся, дисциплинированность, усидчивость, культуру труда, положительную мотивацию учебного труда
2.Развивающая: развивать основные психические функции, общие учебные навыки, алгоритмическое мышление.
3. Обучающая: сформировать:
понимание отличий информационных задач и программных средств;
знания основных понятий по теме;
умение решать информационные задачи с использованием компьютера;
навыки работы с нужными элементами интерфейса программы.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
– Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.
Эпиграфом нашего урока стали слова американского учёного, выдающегося математика и философа, основоположника кибернетики и теории искусственного интеллекта Норберта Винера.
"Человек придает кибернетическим машинам способность творить и создает этим себе могучего помощника"
Как вы поняли эти слова?
– Сегодня у нас урок открытия новых знаний. А как происходит познание нового? Узнавать новое мы будем, опираясь на ранее изученное,
- для этого нам необходимо повторить уже известное;
- вспомнить то, что мы узнали на прошлом уроке;
- правильно определить то, что мы не знаем;
- найти способ преодоления затруднения,
- сформулировав новый способ (алгоритм, формулу, правило),
- научиться его применять.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
(Проверка домашнего задания)
Компьютерный практикум – контрольный тест (3 мин).
Прежде чем открывать новые знания, давайте проверим, какими внимательными вы были на прошлых уроках.
На «рабочем столе» вашего компьютера находится файл «Задание». Откройте его, ответьте на вопросы и результаты запишите в карту урока.
Задание
1) Расположите единицы измерения количества информации по возрастанию.
2)Переведите 2 Кб в байты ( 2048), переведите 40 бит в байты (5)
3) Какая формула служит для определения количества информации?
4) Какое количество информации получит второй игрок после хода первого игрока в крестики –нолики на поле размером 8*8? ( 6 бит)
5) Сколько букв в иноземном алфавите, если каждый символ несет 7 бит информации? ( 128)
– Итак, работа выполнена. Подведём итоги по образцу. (Проверяют по образцу.
– Поднимите руки, кто справился с заданием. Молодцы!
– Кто не справился с заданиями?
– В каких заданиях вы допустили ошибку? Давайте вместе их исправим.
– Хорошо. Оцените свои знания, поставив в карте урока, в графе результаты «+», если вы сделали задание правильно, «- «, если не правильно.
Внимательно посмотрите на экран и разгадайте ребус. (Компьютер)
– Правильно. Дайте определение этому понятию. (Ответы детей)
– Компьютер – универсальное электронное программно управляемое устройство для работы с информацией.
– Назовите мне основную функцию современного компьютера? (обработка информации)
– Что такое информация?
– Информация – это сведения, которые мы получаем из окружающего нас мира.
– Посмотрите на экран и скажите каких видов бывает информация? (Числовая, текстовая, графическая, звуковая, видео). (слайд )
– Мы сказали, что компьютер является нашим помощником в обработке информации.
–Он сможет обработать информацию в том случае, если она представлена в двоичной знаковой системе.
– Что представляет собой информация в двоичном компьютерном коде? (Последовательность нулей и единиц). Т.е. данные. А что такое данные?
Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова.
Данные – сведения, необходимые для какого-нибудь вывода, решения.
– А что является данными в информатике?
– Давайте обратимся к таблице, где представлены примеры представления различных типов данных человеком и компьютером.
– Что же такое данные? Данные – это информация, представленная в компьютере в виде двоичного компьютерного кода.(записываем в карту)
3. Пробное действие
Сейчас, я предлагаю вам выполнить практическую работу.
С помощью компьютера переведите следующие единицы измерения.
Задание 1. Вычислить, какое количество информации в битах содержится в 1 гигабайте.
8589934592 бита– ________Гбайт
3. Выявление места и причины затруднений.
– Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти способ.)
–Кто справился с заданием?
– Кто не справился с заданием?
– Что необходимо вам для выполнения этого задания? (Знать способ выполнения)
– Итак, для того чтобы правильно выполнить задание мы должны найти способ решения обработки данных.
А что должен знать компьютер для того чтобы обработать данные? (Он должен получить команду или алгоритм).
Такая последовательность команд, записанная на «понятном» компьютеру языке, называется программой.
Программа – это алгоритм, который записан на языке программирования и выполняется компьютером.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
– Ребята, давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. А помогут нам в этом новые понятия. (слайд. Данные, программа, компьютер)
– Тема урока «Программная обработка данных на компьютере»
– Какова же будет цель нашего урока? Вспомните пробное действие. (Научиться обрабатывать данные с помощью компьютера)
– Вернемся к практической работе и построим алгоритм решения данного задания. Эту работу мы осуществим в парах. (Работа в парах. Построение алгоритма)
– Цель нашего урока научиться обрабатывать информацию. С какой информацией мы работаем на сегодняшнем уроке? (С числовой)
5. Реализация проекта выхода из затруднения.
Задание 1. Вычислить, какое количество информации в битах содержится в 1 гигабайте.
Какое количество информации в гигабайтах содержится 8589934592 битах.
– Какова цель нашей практической работы? (Перевести единицы измерения с помощью компьютера)
– Озвучьте мне результат.(Проверяем алгоритм по образцу) (слайд)
Алгоритм выполнения практической работы.
«Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора»
- В операционной системе Windows запустить электронный калькулятор командой Программы-Калькулятор.
- В строке Меню установить Вид – Инженерный.
- В появившемся окне вычислений ввести числа и арифметические операции:
{2} {x^y} {n} {=}
4. В окне вычислений калькулятора появится последовательность введенных чисел и арифметических операций и результат.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
− Итак, вы узнали алгоритм обработки числовых данных с помощью калькулятора.
− А теперь вернемся к пробному действию и выполним практическое задание.
Один из учеников выполняет задание с проговариванием.
Кто прокомментирует свои действия?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
− Что теперь надо сделать, чтобы определить, поняли вы или нет, как применить данный алгоритм? (Надо выполнить самостоятельную работу.) На картах.
Самостоятельная работа
Задание1.
С помощью программы Калькулятор переведите в биты:
2,5 Мбайта – это ____________ бит;
24576 бит – это ___________Кбайт.
Задание 2.
Информационный объем гибкого диска 1457664 байтов выразить в мегабайтах.
Задание 3.
Сравнить:
1,5 Гбайта и 1610612736 байт
После выполнения задания учащиеся сопоставляют свои работы с образцом выполнения самостоятельной работы:
Образец
Задание 1.
2,5 Мбайта – это 20971520 бит;
24576 бит – это 3 Кбайт.
Задание 2.
1,39 Мбайт
Задание 3.
1,5 Гбайта = 1610612736 байт
− У кого возникли затруднения при выполнении задания?
− В каком месте возникли затруднения?
− В чем причина, что у вас возникли затруднения?
− Что вам необходимо сделать, чтобы в дальнейшем не возникало затруднений?
– Оцените себя в графе результаты.
– Ребята, очень часто компьютер сравнивают с человеком. Что же у них общего?
– В состав современного компьютера входят различные устройства.
–Функции, которые выполняют эти устройства , подобны функциям мыслящего человека.
Определим функции человека и компьютера.
– Итак, за обработку данных отвечает процессор. Он обрабатывает данные в двоичном компьютерном коде, в форме последовательностей электрических импульсов.
Проследим, как обрабатываются данные на компьютере.
В процессе программной обработки данных на компьютере пересылка данных и программ между отдельными устройствами компьютера осуществляется по магистрали.
Однако пользователь компьютера (человек) очень плохо понимает информацию, представленную в двоичном компьютерном коде. Следовательно, в состав компьютера должны входить устройства, которые помогают пользователю переводить информацию с языка человека на компьютерный язык и обратно. Для этого существуют устройства ввода и вывода информации.
Устройства ввода «переводят» информацию с языка человека на язык компьютера. Устройства вывода, наоборот, «переводят информацию с двоичного языка компьютера в формы, доступные для человеческого восприятия.
Для того чтобы компьютер мог выполнить обработку данных по программе, программа и данные должны быть загружены в оперативную память. Процессор последовательно считывает команды программы, а также необходимые данные из оперативной памяти, выполняет команды, а затем записывает полученные данные обратно в оперативную память. В процессе выполнения программы процессор может запрашивать данные с устройства ввода и пересылать данные на устройства вывода.
Однако при выключении компьютера все данные и программы в оперативной памяти стираются. Для долговременного хранения большого количества различных программ и данных используется долговременная память. Пользователь может запустить программу, хранящуюся в долговременной памяти, она загрузиться в оперативную память и начнет выполняться. Необходимые для выполнения этой программы данные, хранящиеся в долговременной памяти, будут также загружены в оперативную память.
8. Включение в систему знаний.
− Где вы сможете применить новые знания?
9. Рефлексия деятельности на уроке.
− Что нового вы сегодня узнали?
− Какую цель вы ставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− Оцените свою работу, заполнив таблицу.
Домашнее задание.
Откройте дневники и запишите домашнее задание: § 2.1