Использование схемы анализа на уроках информатики и истории
Использование схемы анализа на уроках информатики и истории
В различных педагогических исследованиях признается необходимость ознакомления учащихся с общими методами научного познания, методами исследования и изложения научной информации. В реальности знакомство с этими методами происходит в рамках почти всех предметных областей, они в большей или меньшей степени отражены в содержании каждого учебного предмета. Однако при традиционных подходах к преподаванию в школе не создаются условия для предъявления учащимся общенаучных методов познания как действительно общенаучных, т.е. применяемых в различных науках. Интегрированные уроки на базе образовательной области «Информатика» в определенной степени могут помочь в решении указанной выше проблемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование схемы анализа на уроках информатики и истории »
Интегрированный урок по информатике и истории в 9 М классе
Е.Е Гунейко, учитель информатики, заместитель директора по информатизации, О.В. Леонова, учитель истории, заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ № 8.
Вступительное слово учителя информатики.
Что такое интегрированный урок (1 слайд)? Это урок, для достижения целей которого отобрано содержание, базирующееся на межпредметном материале. Интегрированный урок позволяет учителям решать целый ряд задач, которые весьма трудно реализуются в рамках традиционных подходов. Перечислим хотя бы некоторые из таких задач (2 слайд):
• повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это интересно, потому что необычно);
• возможность рассмотрения понятий, используемых в разных предметных областях;
• организация целенаправленной работы с мыслительными операциями, такими, как сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез;
• демонстрация реальных межпредметных связей и их использование при решении самых разнообразных задач.
Информатика легко может стать базой для проведения интегрированных уроков, так как содержание любого другого школьного предмета может рассматриваться в качестве информации того или иного вида. Обработка же информации, то есть информационный процесс, - одно из основополагающих понятий информатики. Интегрированный урок, построенный на базе информатики, позволяет конкретизировать надпредметные знания (здесь и далее понятие «надпредметные знания» является синонимом понятия «общеучебные знания, умения и навыки»)и применить их на практике (3 слайд).
Нам кажется, что потенциал информатики как базового учебного предмета для проведения интегрированных уроков (не говоря уже об интегрируемых курсах) реализуется еще очень незначительно. Наша практическая работа с учащимися старших классов в этом направлении подтверждает возможность регулярного проведения таких уроков. Мы отмечаем значительный интерес к ним со стороны учащихся. Интегрированные уроки способствуют развитию теоретического мышления школьников, они дают возможность учителю целенаправленно продемонстрировать наиболее важные приемы и методы умственной деятельности в нестандартных ситуациях.
Сегодня мы предлагаем вниманию коллег урок в 9 классе.
Тема урока
«Использование схемы анализа на уроках информатики и истории»
Актуальность темы
В различных педагогических исследованиях признается необходимость ознакомления учащихся с общими методами научного познания, методами исследования и изложения научной информации. В реальности знакомство с этими методами происходит в рамках почти всех предметных областей, они в большей или меньшей степени отражены в содержании каждого учебного предмета. Однако при традиционных подходах к преподаванию в школе не создаются условия для предъявления учащимся общенаучных методов познания как действительно общенаучных, т.е. применяемых в различных науках. Интегрированные уроки на базе образовательной области «Информатика» в определенной степени могут помочь в решении указанной выше проблемы.
Со схемой анализа как общеучебным методом познания учащиеся знакомятся на уроках литературы, математики, химии, физики, информатики. Например, на уроках литературы учащиеся регулярно занимаются анализом прозаических произведений и, как утверждают учителя-словесники, в большинстве своем справляются с этой формой учебной работы. Но понимания того, что этот метод познания универсален и переносим из одной образовательной области в другую, у ребят не формируется.
Этапы урока
1. Эксперимент, который показывает учащимся, что им необходимо совершенствовать свои знания об анализе как методе познания и навыки его проведения (4 слайд).
2. Знакомство со схемой анализа и отработка навыков ее применения (собственно интегрированный урок), которое состоит из двух частей.
Сценарий первого этапа урока
«Эксперимент»
Учитель (обращается к учащимся). «Известно ли вам такое понятие как «анализ»?
(Ученики всегда отвечают утвердительно.)
Учитель. На каких предметах вы с этим понятием сталкивались?
Ученики. На литературе, истории, химии, математике и т.д.
Учитель. Проделайте самостоятельно такую работу. Проанализируйте текст учебника, страница №______. Если вопросов нет, можете приступить к работе.
(Вопросов, как правило, не бывает. На работу отводится 5 минут.)
Затем учитель предлагает закончить выполнение задания. Он задает 3-5 ученикам один и тот же вопрос: «Что ты делал, когда приступил к работе над текстом?». Ответ, который дают ученики, за редким исключением, один и тот же: «Читал текст».
Учитель. Значит, читать и анализировать - это одно и то же?
Ученики (десятиклассники) интуитивно понимают, что это не так, но сформулировать суть ситуации затрудняются.
Учитель. Давайте будем рассуждать. Попробуйте сформулировать, с какой целью вы читали текст?
Ученики(формулируют различные варианты ответа). а) понять, о чем идет речь в этом тексте; б) просто читал без всякой цели; в) понять главную мысль; г) читал, потому что все читали.
Учитель. Давайте немного изменим задание. Проанализируйте, сколько в предложенном мною тексте предложений.
Ученики. Называют количество предложений (например, 17).
Учитель. Что вы сделали для выполнения этого задания?
Ученики. Считали количество предложений в тексте.
Учитель. Для того чтобы подсчитать количество предложений, нужно ли было читать текст?
Ученики. Нет.
Учитель. Отличалось ли второе задание от первого? Если отличалось, то чем?
Ученики(предлагают варианты ответа): а) во втором задании было четко сказано, что нужно делать; б) во втором задании была задана цель деятельности.
Учитель. Молодцы! Вы сумели выделить один из главных признаков анализа - наличие цели. Осталось разобраться, что же еще, кроме цели, составляет содержание анализа как метода познания.
Как бы вы сформулировали цель вашей работы на уроке?
Цель урока (для учеников): понять, что такое анализ; по какой схеме его можно осуществлять.
Результат эксперимента
1. Для учителя этот эксперимент демонстрирует несформированность у учащихся такой формы познавательной деятельности как анализ, хотя из ответов учеников следует, что это понятие им знакомо. Следует помнить, что в формальной логике одним из признаков сформированности понятия является его переносимость из одной предметной области в другую.
2. Так как этот эксперимент проводится в начале урока, на котором учащиеся знакомятся со схемой анализа, то создается проблемная ситуация, требующая разрешения. Ее наличие - это одно из условий мотивированности деятельности учащихся.
Сценарий второго этапа урока
«Использование схемы анализа на уроках информатики и истории»
Цель.
Понять универсальный характер схемы анализа и выявить возможности ее использования при изучении истории.
Задачи
• рассмотреть логическую схему анализа;
• убедиться в универсальности схемы анализа;
• выявить мнения учащихся о такой форме учебной деятельности как интегрированный урок (задача для учителей).
Материал для учителя
Определение (5 слайд): логический анализ (в переводе с древнегреческого «разложение») - мыслительная операция, которая заключается в мысленном расчленении исследуемого объекта на составные части, и является методом получения новых знаний.
Схема анализа
1. Объект анализа (что анализируем?).
2. Предмет анализа (какую часть объекта анализа исследуем? или на предмет чего анализируем?).
3. Цель (для чего делаем анализ?).
4. Критерии (что является основанием для анализа? или с чем сравниваем?).
5. Процедура анализа (что делаем в процессе исследования?).
6) Результат анализа.
Пример. Анализ результатов контрольной работы
1) Объект анализа (что анализируем?) - текст контрольной работы.
2) Предмет анализа (на предмет чего анализируем?) - задания, сделанные с ошибкой.
3) Цель (для чего делаем анализ?) - понять суть ошибок и причину, по которой они допущены.
4) Критерии (что является основанием для анализа? или с чем сравниваем?) - законы, правила, образцы и т.п.
5) Процедура анализа (что делаем в процессе исследования?) - рефлексия, сравнение с правилами, законами, образцами, коллективное обсуждение.
6) Результат анализа соотносится с поставленной целью.
Ход урока
1 часть
Учитель информатики.Сегодня у нас с вами необычный урок. Его будут вести два учителя: учитель истории и учитель информатики. И сама тема урока, которая написана на доске, тоже необычна: «Использование схемы анализа на уроках информатики и истории». Вполне понятно, что у вас возникает вопрос: «Зачем нужен такой урок?». Попытаемся ответить на него совместными усилиями и решить, нужны ли нам такие уроки.
Как всегда, нашу работу мы начнем с формулировки цели деятельности.
После обсуждения формулируется цель урока.
Учитель информатики. Давайте вспомним определение информатики.
Ученики. Информатика - это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации.
Учитель информатики. Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами. Средства, которые используются в информационных процессах, достаточно универсальны по отношению к любой информации, независимо от ее научной принадлежности. Это означает, что они могут быть отнесены к общенаучным методам познания.
Напомню вам схему анализа (см. выше содержание схемы анализа) (1 слайд).
На предыдущих уроках мы говорили, что в зависимости от характера исследуемого объекта анализ выступает в различных формах, он может быть полным или неполным. Но анализ как мыслительная операция, направленная на получение некоторого знания, всегда предшествует нашему действию. Для примера покажем, как работает схема анализа, когда вы на уроке математики получаете задание - решить задачу (2 слайд).
1) Объект анализа (что анализируем?) - текст задачи.
2) Предмет анализа (на предмет чего анализируем?) - выявить, что дано, что требуется определить.
3) Цель (для чего делаем анализ?) - решить задачу.
4) Критерии (что является основанием для анализа? или с чем сравниваем?) - с известными образцами, алгоритмами, законами и т.д.
5) Процедура анализа (что делаем в процессе исследования?) - реализуем алгоритм решения.
6) Результат анализа - достигнутая (недостигнутая) цель: а) задача решена; б) понято, что не могу решить задачу.
Мы с вами повторили все, что необходимо для перехода ко второму этапу урока. Передаю слово учителю истории.
2 часть
Учитель истории.
Из опыта работы на уроках истории вы знаете, что _______________________