Интегративные методы (интерактивные игры) являются интегрированным методом, объединяющим все ведущие функции вышеназванных активных педагогических методов. Как показывает практика использования активных методов обучения, они способствуют не только активизации процесса познания, но учат детей конструктивному общению, поиску компромиссов, что немаловажно в современной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интерактивные методы обучения в начальной школе»
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Из опыта работы ИльченкоТ.М.,
учителя начальных классов.
МБОУ «СОШ №13».
Все первоклассники очень похожи друг на друга. Спросите, чем? Желанием учиться! Вспомните, с какими горящими глазами они приходят в сентябре в школу, как боятся пропустить хоть один учебный день, с каким обожанием смотрят на свою первую учительницу. Почему же буквально через несколько месяцев появляются дети, которым становится скучно и неинтересно в школе? Как одним педагогам удаётся сохранить познавательный интерес ребят на всю школьную жизнь и почему это не получается у других?
Наверное, порой, учителю удобно, когда в классе «мёртвая тишина», когда дети послушно и терпеливо выполняют любое предложенное им задание, даже не пытаясь поинтересоваться его целесообразностью. Но, насколько больше пользы принесёт урок, который вызовет у учащихся интерес не только зрительский, но и созидательный, связанный с их собственной поисковой, творческой и даже двигательной активностью.
Чем меньше будет «серых» и скучных уроков, тем больше ребята будут «жить» в классе, вынося из учебных занятий как интеллектуальный, так и жизненный багаж, тем больше творческих огоньков интереса сохранится в глазах наших детей. А это ли не мечта каждого педагога? Сделать эту мечту реальностью поможет применение в учебном процессе таких форм и методов, которые заинтересуют, включат в активную работу самых пассивных ребят.
В современной школе учителя всё активнее используют новые методики и методы проведения уроков. Я в течение двух лет работала с применением активных методов обучения и хочу отметить их несомненную пользу, как для учителя, так и для ученика. Активные формы и методы обучения для младших школьников – это, прежде всего, игры во всем их разнообразии. Именно в игре ребёнку предоставляется уникальная возможность быть самим собой, проявлять свои способности, реализовывать фантазии, быть свободным и естественным. Активность также невозможна без взаимодействия со сверстниками, без споров, дискуссий, решения проблемных вопросов и задач.
Методы организации дискуссии научат младших школьников искусству ведения учебного диалога, а методы учебного познания помогут сделать учебный процесс эффективным и увлекательным как для учащихся, так и для самого педагога.
Структура интерактивного педагогического взаимодействия является и основанием классификации активных педагогических методов. В соответствии с ведущей функцией того или иного метода в организации педагогического взаимодействия методы могут быть классифицированы по следующим группам:
методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации;
методы обмена деятельностями;
методы мысле-деятельностями;
методы смысло-творчества;
методы рефлексивной деятельности;
интегративные методы (интерактивные игры).
Дам характеристику каждой группе методов.
Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации своей процессуальной основой имеют «коммуникативную атаку», организуемую педагогом для оперативного включения в совместную деятельность, во взаимодействие каждого участника педагогического процесса. Методы этой группы способствуют самоактуализации каждого из учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации. Среди них следует назвать такие методы, как «Подари цветок», «Комплимент», «Имя и жест», «Аллитерация имени», «Прогноз погоды», «Если бы я был явлением природы…», «Поменяемся местами», «Заверши фразу», «Кто, откуда?» и др.
Методы обмена деятельностями предполагают сочетание групповой и индивидуальной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность участников педагогического процесса, тесную корреляцию деятельностей педагога и учащихся. Среди методов обмена деятельностями выделяют «Метаплан», «Мастерская будущего», «Перекрестные группы», «Мозаика», «1х2х4», «Аквариум», «Интервью», «Круглый стол», «Мозговой штурм» и др.
Методы мыследеятельности, с одной стороны, создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих потенций учащихся, с другой стороны, стимулируют активную мыслительную деятельность, выполнение различных мыслительных операций, осуществление осознанного выбора. К методам этой группы можно отнести «Четыре угла», «Выбери из пяти», «Выбор», «Логическая цепочка», «Интервью», «Дюжина вопросов», «Чье это?», «Цветные фигуры», «Смена собеседника», «Самооценка» и др. Важнейшим процессуальным атрибутом всех названных методов является интенсивная коммуникативная деятельность участников.
Методы смыслотворчества ведущей функцией имеют создание учащимися своего индивидуального смысла об изучаемых явлениях, проблемах, обмен этими смыслами, разработку участниками педагогического взаимодействия нового содержания педагогического процесса. Среди методов смысло-творчества можно назвать «Алфавит», «Ассоциации», «Сочиняем сказку», «Заверши фразу», «Минута говорения», «Интеллектуальные качели» и др.
Методы рефлексивной деятельности направлены на фиксирование участниками педагогического процесса состояния своего развития, причин этого состояния, оценку эффективности состоявшегося взаимодействия. Среди методов этой группы такие, как «Рефлексивный круг», «Зарядка», «Рефлексивная мишень», «Рефлексивный ринг», «Ключевое слово», «Поменяемся местами», «Острова», «Заверши фразу» и др.
Интегративные методы (интерактивные игры)
являются интегрированным методом, объединяющим все ведущие функции вышеназванных активных педагогических методов. В педагогическом процессе могут быть использованы такие интерактивные игры, как «Давай, делай!» «Гостиница», «Икебана», «Школа», «Взаимодействие», «Полёт на воздушном шаре», «Социальная роль («Пожарник»)», «Аквариум» и др.
Вывод:Как показывает практика использования активных методов обучения, они способствуют не только активизации процесса познания, но учат детей конструктивному общению, поиску компромиссов, что немаловажно в современной жизни. Поэтому я говорю интерактиву – ДА!