Что понимают под информационными технологиями? Какова их эволюция?
Ход занятия
1. Информация. Виды и свойства информации.
Информация – это сведения об окружающем нас мире и протекающих в нем процессах.
Информация несет человеку знания об окружающем мире. В наши дни человечество накопило огромное количество информации! Информацию можно получать разными способами. В получении информации нам помогают органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. С их помощью человек формирует свое первое представление о любом предмете, живом существе, произведении искусства, явлении и пр.
Глазами люди воспринимают зрительную информацию;
Органы слуха доставляют информацию в виде звуков;
Органы обоняния позволяют ощущать запахи;
Органы вкуса несут информацию о вкусе еды;
Органы осязания позволяют получить тактильную информацию.
Виды информации, которые человек получает с помощью органов чувств, называют органолептической информацией. Практически 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9% — посредством органов слуха и только 1% — при помощи остальных органов чувств.
Люди, обмениваясь между собой информацией, постоянно должны задавать себе вопросы: понятна, актуальна и полезна ли она для окружающих, достоверны ли полученные сведения. Это позволит лучше понять друг друга, найти правильное решение в любой ситуации. Вы постоянно анализируете свойства информации, часто не придавая этому значения. В повседневной жизни от свойств информации часто зависят жизнь и здоровье людей, экономическое развитие общества.
Свойства информации.
Достоверность.
Полнота.
Ценность.
Актуальность
Ясность.
Информационные процессы – это все процессы, в результате которых осуществляется поиск, хранение, передача и обработка информации.
Сохранятьинформацию человек может или в собственной памяти, или на внешних носителях. Носитель информации- это среда для записи и хранения информации.
Внешними носителями информации является камень, папирус, глиняные таблички, пергамент, бумага, магнитные и оптические диски и т.п..
Передача информации требует существования источника и адресата (пользователя), которые соединенные каналом связи.
Например, преподаватель (источник) - студент (адресат); книга (источник) - читатель (адресат).
Для передачи информации используют разнообразные способы: живое общение, там-там, почту, телефон, телевизор, телеграф, радио, модем, факс и т.д.
При передаче информации она может изменяться, теряться или искажаться.
Под обработкой информации понимают ее кодирование или декодирование, отбор нужной пользователю части (например, написание рефератов), обобщение
В частности, кодированиеинформации - это правило преобразования одного набора информационных знаков в другого.
Например, звуки живого языка кодируют буквами алфавита, звуки музыки - нотами; буквы обычного нам алфавита кодируют азбуками Морзе или Брайля.
Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме. Вся другая информация для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. При вводе в компьютер каждая буква кодируется определенным числом, а при выводе на внешние устройства для восприятия человеком по этим числам строятся соответствующие изображения букв.
Соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов.
Информация чаще всего кодируется с помощью последовательности сигналов двух видов: включено или выключено, намагничено или ненамагничено, высокое напряжение или низкое.
Принято обозначать одно состояние 0, а другое 1, такое кодирование называется двоичным. Цифры 0 и 1 называют битами.
Бит – это наименьшая единица измерения информации. Бит - это 0 или 1.
Потому, что 1 бит измеряет весьма малое количество информации, используют такую единицу, как 1 байт =8 бит.
Количество таких комбинаций в байте 256. Каждой комбинации в байте присваивают соответственно определенный знак (литеру, цифру, математический знак и т.д.).
Единицы измерения информации
2. Информационное общество.
Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.
Понятие "информационное общество" появилось в середине 60-х годов XX века в Японии и США. Смысл его заключался в том, что большая часть населения развитых стран будет заниматься информационной деятельностью, а главным продуктом производства и основным товаром станет информация.
Признаки информационного общества:
Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.
Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.
Информация же является продуктом деятельности современного человека.
Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.
Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.
Безопасность информационного общества, информации.
Защита интеллектуальной собственности.
Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.
Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.
В информационном обществе каждый человек, в какой бы точке земного шара он не находился, будет иметь реальную возможность легко связаться с другим человеком или организацией, передать и получить любую необходимую информацию - деловую и бытовую.
Информационная технология – совокупность средств обработки и передачи информации об объектах, процессах и явлениях окружающего мира.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1-й этап (до второй половины XIX в) – «ручная» информационная технология.
Основные инструменты: перьевая ручка, чернильница, бумага.
Цель: представление информации в нужной форме.
2-й этап (с конца XIX в) – «механическая» информационная технология. Основные инструменты: механические пишущие машинки, арифмометры, телефон, телеграф, радиосвязь.
Цель: представление информации в удобной для передачи форме.
3-й этап (40–60-е годы ХХ в.) – «электрическая» информационная технология. Основные инструменты: электрические пишущие машинки, магнитофоны, копировальные аппараты.
Цель: представление информации в удобной для передачи и хранения форме.
4-й этап (с начала 70-х годов ХХ в.) – «электронная» технология. Основные инструменты: большие компьютеры.
Цель: совершенствование форм представления информации.
5-й этап (с середины 80-х годов ХХ в.) – «компьютерная» технология. Основные инструменты: персональные компьютеры, компьютерные сети.
Цель: представление информации в удобной для передачи, хранения, поиска, передачи форме.