Здравствуйте, ребята! Давайте проверим присутствующих. Вернёмся к уроку, сегодня мы начинаем изучение темы “Информация и информационные процессы”. Цель урока:познакомить вас с информационнымипроцессами.
Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы говорили о появлении термина "информатика". Давайте вспомним, откуда происходит "информатика", что это за наука, что она изучает и что такое компьютер.
Информатика -это техническая наука, определяющая сферу деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера.
Компьютер -универсальный прибор для обработки информации.
То есть мы учимся работать с информацией с помощью компьютера. Поэтому сегодня мы поговорим о том, что же такое информация.
Теоретическая часть.
Давайте запишем, информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.
Хорошо. Скажите, с помощью чего мы можем передавать информацию? Делаю подсказку, с помощью чего передаю её вам я? Догадались?! Конечно же, с помощью языка. Запишем, язык - знаковый способ представления информации. Основу любого языка составляет алфавит - набор однозначно определенных знаков (символов), из которых формируется сообщение.
Но, так же, информация может быть нескольких видов: текстовая, графическая, видеоинформация и звуковая. Теперь запишем подробнее.
Текстовая - способ кодирования речи человека специальными символами — буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания;
Графическая - первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;
Видеоинформация - способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино;
Звуковая - способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации.
Ребята, а как вы думаете, есть ли у информации свойства? Конечно, есть. Люди, обмениваясь между собой информацией, постоянно должны задавать себе вопросы: понятна, актуальна и полезна ли она для окружающих, достоверны ли полученные сведения. Это позволит лучше понять друг друга, найти правильное решение в любой ситуации. Вы постоянно анализируете свойства информации, часто не придавая этому значения. В повседневной жизни от свойств информации часто зависят жизнь и здоровье людей, экономической развитие общества. Запишем каждое свойство с пояснением.
Объективность информации. Объективный – существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация – это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения;
Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение;
Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению;
Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.;
Актуальность информации – важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна;
Полезность (ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.
Информация не существует сама по себе. Она проявляется в информационных процессах.
Если обратиться в далекое прошлое, то жалобы на обилие информации мы сможем найти тысячелетия назад. На глиняной дощечке (шумерское письмо IV тысячелетия до нашей эры) начертано: “Настали тяжелые времена. Дети перестали слушаться родителей, и каждый норовит написать книгу”. Особенно модным стало жаловаться на непереносимость информационного бремени с XVII в. В ХХ в. заговорили об информационной катастрофе. Информационный кризис – это возрастающее противоречие между объемами накапливаемой информации и ограниченными возможностями ее переработки отдельно взятой личностью. Количество информации, циркулирующей в обществе, удваивается примерно каждые 8 – 12 лет. Появилась уверенность в том, что справиться с такой лавиной информации человек не сможет. Для этого нужны специальные средства и методы обработки информации, ее хранения и использования. Сформировалась новая научная дисциплина – информатика, поставившая своей целью изучение закономерностей информационных процессов.
Информационные процессы - процессы получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и использования информации. Основными информационными процессами являются: поиск – сбор (отбор) – хранение – передача – обработка – кодирование - использование – защита. Познакомимся теперь с каждым из этих процессов в отдельности.
Поиск информации — один из важных информационных процессов. От того, как он организован, во многом зависит своевременность и качество принимаемых решений.
Сбор информации – осуществляется через наблюдение, чтение, общение, измерение и т. д.
Отбор информации. После оценки какие-то полученные сведения могут быть отброшены как ненужные, какие-то, наоборот, оставлены на долгое хранение.
Хранение информации осуществляется с помощью её переноса на материальные носители.
Передачей информации называется процесс её пространственного переноса от источника к получателю (адресату).
Обработка информации - преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам.
Кодирование информации – это процесс формирования определенного представления информации.
Использование информации – применение изученного (теории), на практике.
Защита информации - это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности.
На уроке мы узнали, что такое информация, обсудили свойства и виды информации, познакомились с информационными процессами. Кто скажет, что такое информация? А какие виды и свойства информации вы знаете? А что же такое информационные процессы, и какими они бывают? Все молодцы! Хорошо сегодня поработали. Саша, Лёша, Петя, Ира и Катя, поднесите свои дневники для отметки.
Домашнее задание.
Знать, что такое информация, свойства информации, виды информации, информационные процессы.