kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Информация, информационные процессы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока предназначен для 8 классов. В ходе его проведения обучающиеся знакомятся с информацией, ее видами и формами, узнают о способах представления и ее передачи, осваивают информационные процессы. Данный урок представляет вводную часть – теорию, после которой обучающиеся изучают практику, учатся измерять информацию.

Цель урока: формирование у обучающихся понятия «информация», способы представления и передачи информации.

Основные задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать понятие «информации»;
  • рассмотреть различные способы представления информации;
  • в игровой форме показать возможности искажения информации при ее передаче;
  • содействие успешному усвоению учащимися учебного материала по курсу информатики.

Воспитательные:

  • воспитывать внимательность, стремление довести дело до намеченного результата;
  • установление взаимных контактов и обмен опытом между обучающимися и учителем.

Развивающие:

  • развитие логического мышления, умение взглянуть на привычное с неожиданной стороны.
  • выявление одаренных, творчески мыслящих учащихся.
  • стимулирование познавательной активности обучающихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Средства обучения:

технические, наглядные и программные средства:

  • персональные компьютеры;
  • проектор;
  • презентация «Информатика. Свойства, виды и представление, процессы»
  • программа «Профилактика для глаз» разработанная в гимназии;

раздаточные материалы: карточки с заданием.

План урока.

1.     Организационный момент.

2.     Разминка: задания на развития памяти и внимания.

3.     Формулировка темы.

4.     Изучение нового материала.

5.     Выполнение заданий.

6.     Физкульт – минутка.

7.     Выполнение заданий.

8.     Профилактика для глаз.

9.     Подведение итогов урока.

10. Домашнее задание.

Ход урока

1.     Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята. Меня зовут ….. Давайте мы с вами познакомимся и проверим все ли присутствуют на уроке.

(Проверка присутствующих: учитель называет фамилию ученик встает).

2.     Формулировка темы урока.

Учитель: Внимание на экран!

(На экране демонстрируется презентация с изображение ребуса. Рисунок 1)

Учитель: Что зашифровано в нашем ребусе?

Ученики: Информация.

Учитель: Действительно. Сегодня на уроке вы узнает, что такое информация, способы представления и передачи информации. (На экране демонстрируется презентация с изображение темы урока. Учащиеся записывают тему в тетрадях.).

3. Изучение нового материала.

Учитель: Информацию мы начинаем получать с колыбели. Без информации человек не мог бы жить. Получая информацию мы учимся разговаривать, играть, читать. Общение людей друг с другом и в школе, и на улице и на работе связано с получением информации. Итак, кто мне скажет, что такое информация?

Ученик: Информация – это сведения о ком-то или о чем-то, передаваемые в форме знаков или символов.

Учитель: Таким образом, в житейском смысле под информацией понимают знания, новые интересные сведения. Информации  мы также получаем, когда читаем книги, слушаем радио, смотрим телевизор. Можно о любом предмете дать информацию. Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. Какие у вас есть органы чувств?

Ученик: Зрение, слух, обоняние, осязание, слух.

4. Выполнение заданий.

Задание 1. Задание на компьютере “Как мы получаем информацию”. Ученики слушают объяснение с ПК. После выполнения задания обсудить с учащимися, какие есть виды информации и записать их в тетрадь:

  • Аудиальная (звуковая) – ее мы получаем с помощью слуха;
  • Визуальная (зрительная) – ее мы получаем с помощью зрения;
  • Обонятельная – ее мы получаем с помощью обоняния;
  • Вкусовая – ее мы получаем с помощью вкуса;
  • Тактильная – ее мы получаем с помощью осязания.

Задание 2.  Игра «Выбери нужное». Каждому ученику выдаются карточки с заданием. Они должны выбрать нужный пример заданного вида информации, один из учащихся выполняет задание на магнитной доске выбирая из предоставленных ему табличек нужную. После выполнения задания проверяют, что получилось на доске и у каждого на месте. Каждый из учеников ставит себе отметку. Карточки с выполненными заданиями сдаются учителю.

Карточка 1. Выберите примеры звуковой информации: шум дождя,  вид из окна, вкус персика,  лай собаки, запах духов. (Шум дождя, лай собаки.)

Карточка 2. Выберите примеры визуальной информации: смотрим телевизор, слушаем прибой, пьем чай, рассматриваем картинку. (Смотрим телевизор, рассматриваем картинку.)

Учитель: Давайте рассмотрим формы информации (на экране демонстрируется слайд «Формы информации» рисунок 2)

5. Физкульт – минутка.

Учитель. А теперь отдохнем!

Если вы уже устали –

Сели, встали, сели, встали,

Разговаривать не надо,

Приседайте до упада,

Сели, встали, сели, встали,

6. Выполнение заданий.

Учитель. Давайте поиграем в игру «ОТГАДАЙ ПРЕДМЕТ» и узнаем один из способов получения информации.

Задание 3. Игра  «ОТГАДАЙ ПРЕДМЕТ».

Один ученик выходит из класса. Оставшиеся задумывают какой-либо предмет, находящийся в классе. Ученик входит и начинает задавать вопросы для выяснения, какой предмет загадан. Причем вопросы нужно задавать так, чтобы на них можно было ответить либо «да», либо «нет».

Цель данной игры: показать учащимся, что информацию можно получить, задавая вопросы и получая на них ответы.

Задание 4. Задание на компьютере: Выполнить задание на компьютере. Программа “Мир информатики” 1 год обучения. “ Способы получения и представления информации ”. Ученики слушаю лекцию с компьютера и выполняют практические задания.

Задание 5. ИГРА «ТЕЛЕФОН».

Эта игра напоминает игру «испорченный телефон», только цель здесь другая: постараться сохранить информацию, сообщенную учителем.

Цель данной игры: показать возможный способ передачи информации и сделать вывод о том, что чем длиннее канал передачи информации, тем более вероятно её искажение.

Учитель: Но чтобы люди могли обмениваться информацией, они постоянно должны задавать себе вопрос: Понятно ли они собеседнику? Давайте поговорим о свойствах информации:

  1. Понятная для всех участников обмена информацией (диалог)
  2. Полезная – дискуссия приобретает практическую ценность (образовательные сайты)
  3. Достоверная и актуальная (газеты, радио, телевидение)
  4. Полная и точная (наука математика)

Единицы измерения информации:

Учитель: Для измерения длины в качестве единицы измерения выбран метр, для измерения массы – кг и т.д. Но для измерения информации необходимо ввести единицу измерения. Такой единицей является 1 бит.

8 бит = 1 байт

1 Кбайт = 1024 байт

1 Мбайт = 1024 Кбайт

1 Гбайт = 1024 Мбайт

Учитель: Таким образом, под информацией понимают знания, новые сведения. А процессы, связанные с хранением, обработкой, передачей информации, называются информационными процессами. Давайте их рассмотрим подробнее:

  • Хранение информации – люди хранят информацию либо в уме (внутренний носитель), либо на внешних носителях (бумага, блокнот). Те сведения, которые мы помним, нам всегда доступны. А если не помним, то поможет записная книжка или справочник. Память человека можно назвать оперативной, то есть быстрой. Сохраненная информация в памяти человеком воспроизводится мгновенно. Память человека можно назвать внутренней памятью, а блокнот или бумагу внешней памятью.
  • Передача информации может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, телевидения, интернет. Такие средства называются каналами передачи информации.

В процессе передачи информация может искажаться или теряться. Этот процесс всегда двусторонний: есть источник и приемник информации. Слушая урок, ученик является приемником информации, а отвечая на заданный вопрос учителя – источником и обратно. (на экране проецируется слайд со схемой передачи и получения информации. Рисунок 3)

  • Обработка информации заключается в том, что новая информация получается путем вычислений или логических рассуждений, произведенных над исходной информацией (перевод текста, исправление ошибок, вычисление площади фигуры).

К этому процессу относится и кодирование информации. Это преобразование формы информации в новую форму, удобную для ее хранения, передачи и обработки. (азбука Морзе или телефонный разговор). (На экране проецируется слайд со схемой кодирования на примере телефонов. Рисунок 4)

Компьютер тоже переводит нашу информацию в форму, которая понятна ему в виде 0 и 1.

Еще одной разновидностью является сортировка (упорядочивание, например по алфавиту).

И еще одна разновидность этого процесса называется поиск информации (в энциклопедии, в справочнике, тетради).

7. Профилактика для глаз: (выполняется всем классом гимнастика для расслабления глаз).

8. Подведение итога урока. Обобщаем материал урока и отмечаем особо отличившихся учащихся, активно участвующих в уроке.

9. Домашнее задание. В качестве домашнего задания учащимся можно предложить написать о видах информации, которые способны получать животные и растения (какие виды информации являются главными для того или иного животного или растения).

Просмотр содержимого документа
«Информация и ее виды, Недорезова Е.И., МБОУ СОШ №6, Бугульма»

Урок по теме: «Информация, ее свойства, информационные процессы.

Способы представления и передачи информации»

Недорезова Екатерина Игоревна, муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов

Бугульминского муниципального района Республики Татарстан,

учитель информатики

Данный конспект урока предназначен для 8 классов. В ходе его проведения обучающиеся знакомятся с информацией, ее видами и формами, узнают о способах представления и ее передачи, осваивают информационные процессы. Данный урок представляет вводную часть – теорию, после которой обучающиеся изучают практику, учатся измерять информацию.

Цель урока: формирование у обучающихся понятия «информация», способы представления и передачи информации.


Основные задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать понятие «информации»;

  • рассмотреть различные способы представления информации;

  • в игровой форме показать возможности искажения информации при ее передаче;

  • содействие успешному усвоению учащимися учебного материала по курсу информатики.

Воспитательные:

  • воспитывать внимательность, стремление довести дело до намеченного результата;

  • установление взаимных контактов и обмен опытом между обучающимися и учителем.

Развивающие:

  • развитие логического мышления, умение взглянуть на привычное с неожиданной стороны.

  • выявление одаренных, творчески мыслящих учащихся.

  • стимулирование познавательной активности обучающихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Средства обучения:

технические, наглядные и программные средства:

  • персональные компьютеры;

  • проектор;

  • презентация «Информатика. Свойства, виды и представление, процессы»

  • программа «Профилактика для глаз» разработанная в гимназии;

раздаточные материалы: карточки с заданием.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Разминка: задания на развития памяти и внимания.

  3. Формулировка темы.

  4. Изучение нового материала.

  5. Выполнение заданий.

  6. Физкульт – минутка.

  7. Выполнение заданий.

  8. Профилактика для глаз.

  9. Подведение итогов урока.

  10. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята. Меня зовут ….. Давайте мы с вами познакомимся и проверим все ли присутствуют на уроке.

(Проверка присутствующих: учитель называет фамилию ученик встает).


  1. Формулировка темы урока.

Учитель: Внимание на экран!

(На экране демонстрируется презентация с изображение ребуса. Рисунок 1)

Учитель: Что зашифровано в нашем ребусе?

Ученики: Информация.

Учитель: Действительно. Сегодня на уроке вы узнает, что такое информация, способы представления и передачи информации. (На экране демонстрируется презентация с изображение темы урока. Учащиеся записывают тему в тетрадях.).

3. Изучение нового материала.

Учитель: Информацию мы начинаем получать с колыбели. Без информации человек не мог бы жить. Получая информацию мы учимся разговаривать, играть, читать. Общение людей друг с другом и в школе, и на улице и на работе связано с получением информации. Итак, кто мне скажет, что такое информация?

Ученик: Информация – это сведения о ком-то или о чем-то, передаваемые в форме знаков или символов.

Учитель: Таким образом, в житейском смысле под информацией понимают знания, новые интересные сведения. Информации мы также получаем, когда читаем книги, слушаем радио, смотрим телевизор. Можно о любом предмете дать информацию. Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. Какие у вас есть органы чувств?

Ученик: Зрение, слух, обоняние, осязание, слух.

4. Выполнение заданий.

Задание 1. Задание на компьютере “Как мы получаем информацию”. Ученики слушают объяснение с ПК. После выполнения задания обсудить с учащимися, какие есть виды информации и записать их в тетрадь:

  • Аудиальная (звуковая) – ее мы получаем с помощью слуха;

  • Визуальная (зрительная) – ее мы получаем с помощью зрения;

  • Обонятельная – ее мы получаем с помощью обоняния;

  • Вкусовая – ее мы получаем с помощью вкуса;

  • Тактильная – ее мы получаем с помощью осязания.

Задание 2. Игра «Выбери нужное». Каждому ученику выдаются карточки с заданием. Они должны выбрать нужный пример заданного вида информации, один из учащихся выполняет задание на магнитной доске выбирая из предоставленных ему табличек нужную. После выполнения задания проверяют, что получилось на доске и у каждого на месте. Каждый из учеников ставит себе отметку. Карточки с выполненными заданиями сдаются учителю.

Карточка 1. Выберите примеры звуковой информации: шум дождя, вид из окна, вкус персика, лай собаки, запах духов. (Шум дождя, лай собаки.)

Карточка 2. Выберите примеры визуальной информации: смотрим телевизор, слушаем прибой, пьем чай, рассматриваем картинку. (Смотрим телевизор, рассматриваем картинку.)


Учитель: Давайте рассмотрим формы информации (на экране демонстрируется слайд «Формы информации» рисунок 2)


5. Физкульт – минутка.

Учитель. А теперь отдохнем!

Если вы уже устали –

Сели, встали, сели, встали,

Разговаривать не надо,

Приседайте до упада,

Сели, встали, сели, встали,


6. Выполнение заданий.

Учитель. Давайте поиграем в игру «ОТГАДАЙ ПРЕДМЕТ» и узнаем один из способов получения информации.

Задание 3. Игра «ОТГАДАЙ ПРЕДМЕТ».

Один ученик выходит из класса. Оставшиеся задумывают какой-либо предмет, находящийся в классе. Ученик входит и начинает задавать вопросы для выяснения, какой предмет загадан. Причем вопросы нужно задавать так, чтобы на них можно было ответить либо «да», либо «нет».

Цель данной игры: показать учащимся, что информацию можно получить, задавая вопросы и получая на них ответы.

Задание 4. Задание на компьютере: Выполнить задание на компьютере. Программа “Мир информатики” 1 год обучения. “ Способы получения и представления информации ”. Ученики слушаю лекцию с компьютера и выполняют практические задания.

Задание 5. ИГРА «ТЕЛЕФОН».

Эта игра напоминает игру «испорченный телефон», только цель здесь другая: постараться сохранить информацию, сообщенную учителем.

Цель данной игры: показать возможный способ передачи информации и сделать вывод о том, что чем длиннее канал передачи информации, тем более вероятно её искажение.


Учитель: Но чтобы люди могли обмениваться информацией, они постоянно должны задавать себе вопрос: Понятно ли они собеседнику? Давайте поговорим о свойствах информации:

    1. Понятная для всех участников обмена информацией (диалог)

    2. Полезная – дискуссия приобретает практическую ценность (образовательные сайты)

    3. Достоверная и актуальная (газеты, радио, телевидение)

    4. Полная и точная (наука математика)


Единицы измерения информации:

Учитель: Для измерения длины в качестве единицы измерения выбран метр, для измерения массы – кг и т.д. Но для измерения информации необходимо ввести единицу измерения. Такой единицей является 1 бит.

8 бит = 1 байт

1 Кбайт = 1024 байт

1 Мбайт = 1024 Кбайт

1 Гбайт = 1024 Мбайт

Учитель: Таким образом, под информацией понимают знания, новые сведения. А процессы, связанные с хранением, обработкой, передачей информации, называются информационными процессами. Давайте их рассмотрим подробнее:

  • Хранение информации – люди хранят информацию либо в уме (внутренний носитель), либо на внешних носителях (бумага, блокнот). Те сведения, которые мы помним, нам всегда доступны. А если не помним, то поможет записная книжка или справочник. Память человека можно назвать оперативной, то есть быстрой. Сохраненная информация в памяти человеком воспроизводится мгновенно. Память человека можно назвать внутренней памятью, а блокнот или бумагу внешней памятью.

  • Передача информации может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, телевидения, интернет. Такие средства называются каналами передачи информации.

В процессе передачи информация может искажаться или теряться. Этот процесс всегда двусторонний: есть источник и приемник информации. Слушая урок, ученик является приемником информации, а отвечая на заданный вопрос учителя – источником и обратно. (на экране проецируется слайд со схемой передачи и получения информации. Рисунок 3)

  • Обработка информации заключается в том, что новая информация получается путем вычислений или логических рассуждений, произведенных над исходной информацией (перевод текста, исправление ошибок, вычисление площади фигуры).

К этому процессу относится и кодирование информации. Это преобразование формы информации в новую форму, удобную для ее хранения, передачи и обработки. (азбука Морзе или телефонный разговор). (На экране проецируется слайд со схемой кодирования на примере телефонов. Рисунок 4)

Компьютер тоже переводит нашу информацию в форму, которая понятна ему в виде 0 и 1.

Еще одной разновидностью является сортировка (упорядочивание, например по алфавиту).

И еще одна разновидность этого процесса называется поиск информации (в энциклопедии, в справочнике, тетради).


7. Профилактика для глаз: (выполняется всем классом гимнастика для расслабления глаз).


8. Подведение итога урока. Обобщаем материал урока и отмечаем особо отличившихся учащихся, активно участвующих в уроке.


9. Домашнее задание. В качестве домашнего задания учащимся можно предложить написать о видах информации, которые способны получать животные и растения (какие виды информации являются главными для того или иного животного или растения).

5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Информация, информационные процессы.

Автор: Недорезова Екатерина Игоревна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102527

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Информация. Информационные процессы "
    ["seo_title"] => string(42) "informatsiia-informatsionnyie-protsiessy-1"
    ["file_id"] => string(6) "106598"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403036437"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "План – конспект урока «Информация. Информационные процессы»."
    ["seo_title"] => string(61) "plan_konspiekt_uroka_informatsiia_informatsionnyie_protsiessy"
    ["file_id"] => string(6) "342585"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1473191576"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Разработка методики изучения темы «Информация. Информационные процессы» в рамках классно - урочной системы обучения. "
    ["seo_title"] => string(127) "razrabotka-mietodiki-izuchieniia-tiemy-informatsiia-informatsionnyie-protsiessy-v-ramkakh-klassno-urochnoi-sistiemy-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "183494"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425892644"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Информация и информационные процессы. "
    ["seo_title"] => string(44) "informatsiia-i-informatsionnyie-protsiessy-1"
    ["file_id"] => string(6) "114948"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411746471"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Понятие информации и информационных процессов"
    ["seo_title"] => string(48) "poniatiieinformatsiiiinformatsionnykhprotsiessov"
    ["file_id"] => string(6) "259229"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448696229"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства