РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная информатика» Класс 2-4
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная информатика» Класс 2-4
Рабочая программа к курсу «Занимательная информатика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов на основе программы «Информатика» для 2-4 классов Матвеевой Н.В. («Информатика. Программа для начальной школы: 2-4 классы» / Н.В. Матвеева и др. – Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 г.).
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает:
1. «Информатика. Программа для начальной школы: 2-4 классы» / Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
2. Информатика. УМК для начальной школы: 2-4 классы. Методическое пособие для учителя/ Автор-составитель: О.А.Полежаева. — Эл. изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная информатика» Класс 2-4»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31»
города Магнитогорска
«Принята на заседании»
педагогического совета
Протокол № ____
От «____» ________ 20___ года
«Утверждаю» Директор МОУ «СОШ № 31»
_______________Л.В. Дернина
Приказ № ______
От «___» _______ 20___ года.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Занимательная информатика»
Класс 2-4
Уровень образования: основное начальное образование
Направление: общеинтеллектуальное
Срок реализации: 3 года
Рабочую программу составила:
Савочкина Д.В.,
учитель информатики
Магнитогорск, 2019
Пояснительная записка
Актуальность
Рабочая программа к курсу «Занимательная информатика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов на основе программы «Информатика» для 2-4 классов Матвеевой Н.В. («Информатика. Программа для начальной школы: 2-4 классы» / Н.В. Матвеева и др. – Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 г.).
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает:
1. «Информатика. Программа для начальной школы: 2-4 классы» / Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
2. Информатика. УМК для начальной школы: 2-4 классы. Методическое пособие для учителя/ Автор-составитель: О.А.Полежаева . — Эл. изд . — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Электронное сопровождение УМК:
ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика» (http://school-collection.edu.ru/)
ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (http://school-collection.edu.ru/catalog/ rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19)
Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( http://metodist.lbz.ru/lections/8/)
В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.
Цели и задачи программы
Содержание настоящей программы направлено на достижение следующей цели: формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты.
Для достижения поставленных целей в процессе изучения материала программы необходимо решить следующие задачи:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на:
формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);
овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Формой организации образовательного процесса курса «Занимательная информатика» во внеурочной деятельности являются:
Самостоятельная работа (выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставляемое для этого время)
Индивидуальная практическая работа (разнотипность заданий по уровню сложности, большая самостоятельность, большая опора на учебник и справочный материал, более сложные вопросы к ученику)
Коллективный урок (участие нескольких классов одной параллели: урок-конференция, урок-путешествие)
Групповая форма (деление класса на 2 и более групп)
Парная форма
Целесообразно применять общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа)
Наглядные методы (наблюдение, демонстрация наглядных пособий, презентаций)
Практические методы (практические компьютерные работы)
Активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.)
Занятия строятся соответственно возрастным и психологическим особенностям учащихся 8-10 лет: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации, практическую работу.
Срок реализации программы - 3 года; программа рассчитана на 35 учебных недель; общее количество часов 105 ч – во 2 классе 35 ч (1ч в неделю), в 3 классе 35 ч (1 ч в неделю), в 4 классе - 35 ч (1 ч в неделю).
I.Результат освоения курса внеурочной деятельности
Первый год обучения (2 класс)
Личностные образовательные результаты
В результате освоения программы «Занимательная информатика» учащиеся получат:
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности.
Метапредметные образовательные результаты
Регулятивные УУД:
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
-Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция)
-Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция
Познавательные УУД:
-Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД)
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- Умение анализировать объекты с целью выделения признаков (объекты с выделением существенных и несущественных признаков);
Умение выбрать основание для сравнения объектов (сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака);
Умение выбрать основание для классификации объектов (проводит классификацию по заданным критериям);
Умение определять последовательность событий (строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях);
Умение определять последовательность действий (составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов);
Умение использовать знаково-символические средства;
Умение кодировать и декодировать информацию;
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию).
Коммуникативные УУД:
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (учебное сотрудничество)
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы. определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– уметь находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
-видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
-оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
основные способы работы с информацией в программе Paint, Word, Power Point.
будут сформированы:
образное логическое мышление;
основы алгоритмической культуры;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
Способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
Способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Ученик научится:
уверенно и легко владеть компьютером;
делать выбор в режиме «меню» и управлять объектами на экране монитора;
использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами;
работать с интерактивной доской;
вставлять картинки из файлов;
получать различные варианты решения для одной и той же задачи;
выделять форму предметов; определять размеры предметов; располагать предметы, объекты, цифры по возрастанию, убыванию; выделять, отображать, сравнивать множества и его элементы; уметь строить симметричные изображения простых геометрических фигур;
создавать рисунки в графическом редакторе Paint;
уметь составлять презентации в программе Power Point;
создавать текстовые документы;
печатать текст;
редактировать текст;
вставлять рисунки, объект WordArt;
самостоятельно составлять композиции;
видеть ошибки и уметь их исправлять.
Ученик получит возможность:
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Второй год обучения (3 класс)
Личностные образовательные результаты
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности.
Метапредметные образовательные результаты
Умение анализировать объекты с целью выделения признаков (объекты с выделением существенных и несущественных признаков);
Умение выбрать основание для сравнения объектов (сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака);
Умение выбрать основание для классификации объектов (проводит классификацию по заданным критериям);
Умение определять последовательность событий (строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях);
Умение определять последовательность действий (составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов);
Умение использовать знаково-символические средства;
Умение кодировать и декодировать информацию;
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию).
основные способы работы с информацией в программе Paint, Word, Power Point.
будут сформированы:
образное логическое мышление;
основы алгоритмической культуры;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
Способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
Способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Ученик научится:
уверенно и легко владеть компьютером;
делать выбор в режиме «меню» и управлять объектами на экране монитора;
использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами;
работать с интерактивной доской;
вставлять картинки из файлов;
получать различные варианты решения для одной и той же задачи;
выделять форму предметов; определять размеры предметов; располагать предметы, объекты, цифры по возрастанию, убыванию; выделять, отображать, сравнивать множества и его элементы; уметь строить симметричные изображения простых геометрических фигур;
создавать рисунки в графическом редакторе Paint;
уметь составлять презентации в программе Power Point;
создавать текстовые документы;
печатать текст;
редактировать текст;
вставлять рисунки, объект WordArt;
самостоятельно составлять композиции;
видеть ошибки и уметь их исправлять.
Ученик получит возможность:
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Третий год обучения (4 класс)
Личностные образовательные результаты
В результате освоения программы «Информатика в играх и задачах» учащиеся получат:
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; навыки создания личного информационного пространства;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные образовательные результаты
о понятии «информация» — одном из основных обобщающих понятий современной науки, о понятии «данные», о базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей данных;
о компьютерах — универсальных устройствах обработки информации, связанных в локальные и глобальные сети;
о мировых сетях распространения и обмена информацией,
о направлениях развития компьютерной техники (суперкомпьютеры, мобильные вычислительные устройства и др.);
будут сформированы:
основы алгоритмической культуры;
навыки коммуникации с использованием современных средств ИКТ, включая непосредственное выступление перед аудиторией и дистанционное общение (с опорой на предшествующее использование в различных предметах),
представления о необходимости учёта юридических аспектов использования ИКТ, о нормах информационной этики.
Ученик научится:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
иметь представление о способах кодирования информации;
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши.
Ученик получит возможность:
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
2 класс (35 ч)
№
Раздел
Содержание
Кол-во часов
Форма организации
Виды деятельности
Знакомство с персональным компьютером
Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики. Человек и компьютер. Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Меню и интерфейс графического редактора. Панель палитра. Панель инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов. Создание надписей в графическом редакторе. Создание рисунков с помощью клавиши Shift. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Объединение фрагментов. Проекты: «Цветы для мамы», «Мой край», «Зимние краски», «Поздравительная открытка»
Интерфейс текстового процессора. Правила ввода букв, удаления символов. Специальные клавиши для набора заглавных букв, удаления символов, перехода в следующую строку.
Понятие «анаграмма», способы разгадывания анаграмм. Игры:
Закрепление основных понятий, изученных в течение года. Проверка сформированности навыков работы с ПК
практикум
практическая работа
3 класс (35 ч)
№
Раздел
Содержание
Кол-во часов
Форма организации
Виды деятельности
Знакомство с персональным компьютером
Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики. Человек и компьютер. Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Меню и интерфейс графического редактора. Панель палитра. Панель инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов. Создание надписей в графическом редакторе. Создание рисунков с помощью клавиши Shift. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Объединение фрагментов.
Интерфейс текстового процессора. Правила ввода букв, удаления символов. Специальные клавиши для набора заглавных букв, удаления символов, перехода в следующую строку.
Понятие «анаграмма», способы разгадывания анаграмм. Игры:
«Подбери слова»,
«Путешествие в мир Анаграмм»,
«Собери клавиатуру».
Обобщающее повторение
Закрепление основных понятий, изученных в течение года. Проверка сформированности навыков работы с ПК
практикум
практическая работа
4 класс (35ч)
№
Раздел
Содержание
Кол-во часов
Форма организации
Виды деятельности
Информация вокруг тебя. Человек и компьютер
Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики.
Понятия «информация», «информационный объект», «информационный процесс», «источник информации», «приёмник информации», «естественный источник информации», «искусственный источник информации».
Человек и информация. Виды информации. Классификация видов информации по способам восприятия и представления. Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Знакомство с понятиями «код», «кодирование», «декодирование». Понятие «анаграмма», способы разгадывания анаграмм. Правила кодирования и декодирования слов и текста. Кодирование информации с помощью букв русского и английского алфавитов. Индейская азбука, азбука Морзе, флажковая (семафорная) азбука, Код Цезаря. азбука пляшущих человечков. Правила ввода букв и слов, удаления символов, форматирования и редактирования теста в MS Office Word.
Вычисление значений арифметических выражений с помощью программы Калькулятор. Понятия «таблица», «ячейка», «столбец», «строка», «диапазон ячеек». Создание и оформление таблиц для решения задач в MS Office Word. Границы ячеек. Создавать электронные таблицы, выполнение в них расчётов. Выполнение расчетов. Табличное решение математических задач.
Знакомство с мультимедиа технологиями. Интерфейс MS Office PowerPoint. Меню программы. Запуск готовых презентаций. Создание и дизайн слайда. Работа с текстом в презентации. Знакомство с объектами Word Art. Вставка готовых фигур и рисунков. Знакомство с понятием «анимация». Настройка анимации. Работа над творческим проектом. Защита творческих проектов.
Закрепление основных понятий, изученных в течение года. Проверка сформированности навыков работы с ПК.
познавательная игра, практическая работа
беседа, развивающая игра, практикум
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
2 класс
№
Раздел,
Тема занятия
Кол-во час
Теория
Практика
формы контроля
Знакомство с персональным компьютером
2 часа
2
1
Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики.
1
1
2
Компьютер и его устройство. Программы
1
1
Изучение простейшего графического редактора
17 часов
3
Инструменты для рисования.
1
0,5
0,5
4
Освоение среды графического редактора Paint
1
0,5
0,5
5
Сохранение рисунка на диске. Открытие файла с рисунком
1
0,5
0,5
6
Построения с помощью клавиши Shift.
1
0,5
0,5
7
Работа с фрагментами рисунков.
1
0,5
0,5
8
Графический редактор Paint. Составление рисунков на заданные темы
1
1
9-10
Графический редактор Paint. Составление рисунков на заданные темы
2
2
11-12
Проект «Цветы для мамы»
2
2
13
Проект «Мой край». Ландшафт. Животные.
1
1
14-15
Проект «Мой край». Объединение фрагментов
2
2
16-17
Проект «Зимние краски»
2
2
18-19
Проект «Поздравительная открытка»
2
2
Зачетная работа
Освоение клавиатурного тренажёра
9
20
Знакомство с клавишами компьютерной клавиатуры.
1
0,5
0,5
21
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "а" и "о". Игра «Тренируем пальчики».
1
1
22
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "а", "л", "м", "р", "ы". Игра «Тренируем пальчики».
1
1
23
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "в" и "л". Игра «Тренируем пальчики».
1
1
24
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "д" и "ы". Игра «Тренируем пальчики».
1
1
25
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "е" и "н". Игра «Тренируем пальчики».
1
1
26
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "и" и "т". Игра «Тренируем пальчики».
1
1
27
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "м" и "ь". Игра «Тренируем пальчики».
1
1
28
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "п" и "р". Игра «Тренируем пальчики».
1
1
Знакомство с текстовым процессором MSOfficeWord
3 часа
29
Игра «Подбери слова»
1
0,5
0,5
30
Игра «Путешествие в мир Анаграмм»
1
0,5
0,5
31
Игра «Собери клавиатуру»
1
0,5
0,5
Обобщающее повторение
3 часа
32-34
Игра «Весёлые художники»
3
3
Зачетная работа
35
Итоговое занятие
1
Итого:
35
7,5
27,5
3 класс
№
Раздел,
Тема занятия
Кол-во час
Теория
Практика
формы контроля
Знакомство с персональным компьютером
2 часа
1
Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики.
1
1
2
Компьютер и его устройство. Программы
1
1
Изучение простейшего графического редактора
17 часов
3
Инструменты для рисования.
1
0,5
0,5
4
Освоение среды графического редактора Paint
1
0,5
0,5
5
Сохранение рисунка на диске. Открытие файла с рисунком
1
0,5
0,5
6
Построения с помощью клавиши Shift.
1
0,5
0,5
7
Работа с фрагментами рисунков.
1
0,5
0,5
8
Графический редактор Paint. Составление рисунков на заданные темы
1
1
9-10
Графический редактор Paint. Составление рисунков на заданные темы
2
2
11-12
Проект «Цветы для мамы»
2
2
13
Проект «Мой край». Ландшафт. Животные.
1
1
14-15
Проект «Мой край». Объединение фрагментов
2
2
16-17
Проект «Зимние краски»
2
2
18-19
Проект «Поздравительная открытка»
2
2
Зачетная работа
Освоение клавиатурного тренажёра
9 часов
20
Знакомство с клавишами компьютерной клавиатуры.
1
0,5
0,5
21
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "а" и "о". Игра «Тренируем пальчики».
1
1
22
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "а", "л", "м", "р", "ы". Игра «Тренируем пальчики».
1
1
23
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "в" и "л". Игра «Тренируем пальчики».
1
1
24
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "д" и "ы". Игра «Тренируем пальчики».
1
1
25
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "е" и "н". Игра «Тренируем пальчики».
1
1
26
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "и" и "т". Игра «Тренируем пальчики».
1
1
27
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "м" и "ь". Игра «Тренируем пальчики».
1
1
28
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "п" и "р". Игра «Тренируем пальчики».
1
1
Знакомство с текстовым процессором MSOfficeWord (3 часа
29
Игра «Подбери слова»
1
0,5
0,5
30
Игра «Путешествие в мир Анаграмм»
1
0,5
0,5
31
Игра «Собери клавиатуру»
1
0,5
0,5
Обобщающее повторение
3 часа
32-34
Игра «Весёлые художники»
3
3
35
Итоговое занятие
1
Зачетная работа
Итого:
35
7,5
27,5
4 класс
№ п/п
Наименование разделов и дисциплин
Количество часов
Основные виды деятельности учащихся
всего
теория
практика
Информация вокруг тебя. Человек и компьютер (2 часа)
Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики.
1
1
Повторяют и применяют правила ТБ
Человек и информация
1
0,5
0,5
Кодирование информации (8 часов)
Знакомятся с видами информации, способами приема и передачи информации. знакомятся с историей возникновения кодировки,
учатся кодировать и декодировать информацию разными способами.
Придумывают свои способы кодирования и декодирования текста.
Виды информации
1
0,5
0,5
Источники и приёмники информации
1
0,5
0,5
Устройства компьютера и носители информации.
1
0,5
0,5
Кодирование информации.
1
0,5
0,5
Кодирование информации с помощью букв русского и английского алфавитов.
1
0,5
0,5
Кодирование и декодирование информации с помощью Кода Цезаря.
1
0,5
0,5
Кодирование и декодирование информации с помощью азбуки Морзе, флажковой азбуки.
1
0,5
0,5
Кодирование и декодирование информации с помощью индейской азбуки и азбуки пляшущих человечков.
1
0,5
0,5
Числовая информация и компьютерные программы (9 часов)
Обработка числовой информации.
1
0,5
0,5
Знакомятся с операциями по обработке числовой информации с помощью решения задач в MS Office Word. знакомятся с Калькулятором.
Практическая работа по решению задач.
Оформление решения задач в MS Office Word.
3
1,5
1,5
Знакомство с Калькулятором
1
0,5
0,5
Обработка числовой информации с помощью Калькулятора.
2
1
1
Табличное решение математических задач
2
1
1
Учимся создавать презентации в MSOfficePowerPoint (14 часов)
Знакомство с MS Office PowerPoint
1
0,5
0,5
Знакомятся с программой MS Office PowerPoint, ее возможностями. Изучают основные возможности, применяют полученные знания на практике. Создают разные виды текста, вставляют фигуры и рисунки, применяю готовые шаблоны и анимацию. Работают над собственным проектом. Представляют свой проект классу.
Создание и дизайн слайда.
1
0,5
0,5
Работа с текстом в презентации.
1
0,5
0,5
Вставка готовых фигур и рисунков.
1
0,5
0,5
Настройка анимации.
1
0,5
0,5
Работа над творческим проектом
8
4
4
Защита творческих проектов.
1
1
Публичная защита проектов.
Обобщающее повторение (2 часа)
Игра «Путешествие по информатике»
1
1
35.
Итоговое занятие
1
Итого:
35
18,5
16,5
IV. Список литературы, использованной при разработке программы
«Информатика. Программа для начальной школы: 2-4 классы» / Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – 133 с.
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика: учебник для 2 класса. - М.: Бином, 2008
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика: учебник для 3 класса. - М.: Бином, 2008
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н.А. Информатика: учебник для 4 класса. - М.: Бином, 2008