Урок информатики в 9 классе «Графический исполнитель ГРИС»
Цель урока: Дать представление о назначении и возможностях графического исполнителя ГРИС; познакомить учащихся с простыми командами ГРИС; научить работать в программном режиме.
учебные:
• Закрепить с учащимися понятия: «Алгоритм», «Исполнитель», «Система команд исполнителя»; типы и способы представления алгоритмов.
• Подробнее познакомить учащихся с графическим учебным исполнителем «Стрелочка».
• Отработать основные приемы работы в среде ГРИС
• Научить работать в программном режиме.
развивающие:
• Развивать у учащихся умение составляться линейные программы в среде ГРИС.
• Развивать способность учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы.
• Развивать алгоритмическое мышление.
• Активизировать познавательную активность учащихся через мультимедийные средства обучения, игровые технологии.
• Повысить мотивацию учащихся.
воспитательные:
• Достижение сознательного уровня усвоения материала учащимися.
• Формирование чувства коллективизма и здорового соперничества.
• Формирование патриотических чувств: гордости за свою страну, желания укреплять её мощь и потенциал, содействовать её продвижению и успешности.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте ребята! Нам с вами повезло – мы родились и живём в большой, сильной, великой стране – России! Безусловно, Россия занимает лидирующие позиции во многих наукоёмких и высокотехнологичных областях, и в первую очередь, как вам известно, в освоении космоса. Давайте знакомиться: я – Хамуева Лариса Анатольевна, ведущий специалист федерального Центра Управления Полётами, сокращённо – ЦУП (показала на свой бейдж). Внимание на экран.
Голос за кадром: Центр управления полётами обеспечивает практическое управление полётами космических аппаратов разных классов: пилотируемых орбитальных комплексов, космических кораблей, автоматических межпланетных станций и искусственных спутников Земли социально-экономического и научного назначения. Одновременно он ведёт научные и проектные исследования и разработку методов, алгоритмов и средств решения задач управления, баллистики и навигации, а также занимается экспертизой космических проектов по направлению своих работ.
Учитель: В настоящее время главная оперативная группа ЦУПа создаёт новый испытательный центр. Мне поручено сформировать школу младших специалистов и начать их обучение.
Ребята! Вы сейчас стоите на пороге взрослой жизни, и уже необходимо начинать задумываться о выборе своего жизненного пути, в частности – будущей профессии. Предлагаю вам хотя бы на тридцать минут стать специалистами Центра Управления Полётами: научиться планировать маршрут, управлять летательными объектами и аппаратами, контролировать состояние их полёта. Эти базовые умения необходимы специалистам практически всех высокотехнологичных компьютеризированных цифровых систем независимо от конкретной области применения: машиностроение, медицина, атомная энергетика и многое-многое другое. Вам по плечу такое испытание? Вы согласны?
- Тогда начинаем! При поступлении на работу вам необходимо пройти тестирование и получить допуск к прохождению стажировки.
Тест.
Допуск получен. Каждый получает вымпел стажера.
Следующее испытание: Вспомните, пожалуйста, что такое управление?
Это целенаправленное воздействие одних объектов (управляющие) на другие (управляемые).
- Каким образом можно управлять объектом?
Составить для него алгоритм.
- Как называют объект, который исполняет алгоритмы?
Исполнитель алгоритма.
- А если исполнитель занимается рисованием на экране компьютера, то как его можно назвать?
Графический исполнитель.
Сейчас вы определили тему нашего урока: Графический учебный исполнитель. Так как вы ещё не специалисты ЦУПа и космический аппарат вам не доверят, стажировку мы будем проходить на учебном исполнителе Стрелочка.
Ребята, как вы думаете, какую задачу перед вами сегодня ставит Центр Управления полётом?
Верно, научиться управлять исполнителем, а чтобы вас понял исполнитель и точно выполнил все ваши задания, что вы должны сделать?
- Написать алгоритм (программу).
А любая ли последовательность команд и инструкций будет считаться алгоритмом?
- Только та, которая удовлетворяет свойствам алгоритма: дискретность, понятность, точность, конечность.
Что вы должны знать, чтобы написать алгоритм для конкретного исполнителя?
В какой среде действует исполнитель, систему команд исполнителя и режимы работы.
Сейчас я прошу вас взять на столе буклет-кластер, в котором вам предстоит поработать, чтобы самостоятельно освоить среду графического исполнителя «СТРЕЛОЧКА». На рабочем столе компьютера у вас есть папка «Приложения», в которой содержится всё необходимое: программная оболочка графического исполнителя – файл 9.13, презентация, содержащая теоретический материал – «Исполнитель Стрелочка»). Время на работу –5 минут).
Во время работы прошу вас на полях буклета делать пометки: - я это уже знал, или думал, что знал; + - если то, что вы пишите, является для вас новым, «-» - если то, что вы пишите, противоречит тому, что вы знали, или думали, что знаете. Поставьте на полях «?», если то, что вы пишите, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. (Таблица ИНСЕРТ)
Ребята, вы справились с заданием? Скажите, у кого на полях есть пометка «минус»? А знак вопроса? (разбираем то, что осталось невыясненным).
Откройте среду графического исполнителя СТРЕЛОЧКА. Обратите внимание на то, что все команды – неактивны, какое действие необходимо? – Выполнить команду НАЧАТЬ. Что необходимо сделать, чтобы активировать команды исполнителя? Выполнить команду РАЗРАБОТКА. Чтобы запустить программу на исполнение нужно выполнить команду … ОТЛАДКА. (три режима).
Ребята, вам понятно, как СТРЕЛОЧКА выполняет команды? Чтобы не запутаться с командой - поворот вытяните руку вперёд и попробуйте выполнить команду (повернуться против хода часовой стрелки).
Для справки: Язык программирования для графического исполнителя – это учебный алгоритмический язык. Поэтому алгоритмы управления ГРИСом, записанные на алгоритмическом языке, являются для него одновременно и программами.
Ну а теперь -приготовиться к первому запуску объекта! Занимаем свои рабочие места – пульт управления полётом. И приступаем к первому запуску космического объекта СТРЕЛОЧКА.Вам предстоит написать программу для получения следующей траектории движения: ____ ____ ______ ______ .Если вы сомневаетесь или у вас что-то не получается, я готова вам помочь. УДАЧИ в ваших начинаниях! Не забывайте о панели управления: кнопки «Начать», «Разработка», «Отладка».
Ребята, какого типа алгоритм у вас получился? В каком режиме вы его выполнили?
Первые азы управления вы получили, пришло время первого квалификационного экзамена: Составьте алгоритм для СТРЕЛОЧКИ, под управлением которого на поле будет нарисована буква «С», что будет означать «старт» или «первые шаги» в профессии, которую мы осваиваем.
(самостоятельная работа)
Кто справился с первым заданием – тот получает отличительный знак «младший специалист школы ЦУП».
Кто не справился с квалификационным заданием – посмотрите на экран. Пример программы.
Ребята, скажите, как называется данная алгоритмическая конструкция (команды выполняются последовательно друг за другом) – ЛИНЕЙНАЯ.
Стажировка продолжается! Кто успешно выдержит следующее испытание, получает отличительный знак – «специалист школы ЦУП». Если вы заметили: кроме простых команд СТРЕЛОЧКА может выполнять сложные команды. Вспомните, о каких алгоритмических конструкциях (типах алгоритмов) сегодня мы ещё не вспомнили? (ветвление, циклы, вспомогательные алгоритмы).
Посмотрите на экран – здесь изображена траектория движения объекта. Чем она отличается от предыдущей? До каких пор СТРЕЛОЧКА продолжает движение? Хватит ли нам простых команд, чтобы разработать компактный алгоритм? - Нет.
Подсказка: Посмотрите внимательно на панель команд и поэкспериментируйте с управляющими структурами. Выбрали подходящую? Вспомните: мы с вами говорили, что СТРЕЛОЧКА спускается по ступенькам до тех пор, пока впереди не стена.
Эта структура называется циклом, ваша задача выделить повторяющиеся команды и записать их в эту структуру. Кто уверен в своих силах – приступайте к запуску, Кто сомневается – я дам вам инструкцию.
Повторяющиеся команды
Квалификационный экзамен прошли успешно: ____________________
Вы приняты на должность специалиста Центра Управления Полётами. Поздравляю! Ваши алгоритмы были самыми точными! Вы легко справитесь с работой программиста, легко освоите пульт слежения за безопасностью воздушного пространства нашей страны, сможете обеспечить информационную безопасность баз данных самой секретной информации!
Я уверена, что каждый из вас, если постарается, станет хорошим специалистом в своей области! А с такими информационно продвинутыми кадрами наша страна сможет преодолеть любые трудности и оставаться сильной, высокоразвитой державой!
Ребята, скажите пожалуйста, что для вас сегодня было новым? Что или кто вас приятно удивило? А что-то осталось не понятым?
Замечательно!
Я предлагаю вам, не останавливаться на достигнутом и продолжить нашу работу дома:
§ 28; Составить алгоритмы вычерчивания следующих рисунков:
Для проверки вы можете их прислать на e-mail: laran-0601@yandex.ru и ведущий специалист ЦУПа оценит вашу работу!
Спасибо за урок!