Организационный | Подготовить учащихся к работе на уроке | - Здравствуйте, давайте начнем наш сегодняшний урок информатики. Начать урок мне хочется с одного высказывания, обращенного к вам. Я вас попрошу прочитать слова известного французского ученого-просветителя Ж.-Ж. Руссо. Я думаю, что это высказывание задаст вам соответствующее настроение, чтобы наш урок с вами прошел удачно. А каким для этого должно быть ваше настроение? Я желаю вам сохранять хорошее настроение весь урок. | Учащиеся садятся на свои места, читают высказывание, дают ответ, настраиваются на работу |
Актуализация знаний | Актуализировать ранее полученные знания учащихся | - Давайте вспомним, как называется глава, которую мы с вами начали изучать? Мы с вами продолжаем изучать главу 3 «Алгоритмы и исполнители». Вы уже многое знаете из этой темы, и сейчас вам эти знания пригодятся. Обратите внимание на доску. Готова ли она к уроку? Она грязная, здесь есть надписи и все они относятся к тому, что уже вами изучено. Чтобы устранить эти надписи, вам нужно объяснить их, дать определение или же привести пример. Сейчас желающие дать ответ должны по очереди это сделать и убрать надписи. Алгоритм | Аль-Хорезми | Примеры алгоритмов | Примеры исполнителей | СКИ | Исполнитель | Среда исполнителя | Алгоритм – описание конечной последовательности шагов в решении задачи, приводящей от исходных данных к требуемому результату. Аль-Хорезми – арабский ученый, предложивший правила выполнения арифметических действий. От его имени произошел термин «алгоритм». Примеры алгоритмов: решение задачи, приготовление бутерброда, шитье юбки. Примеры исполнителей: человек, техническое устройство, животное. СКИ – система команд исполнителя, т.е. те команды, которые он может выполнить. Исполнитель – техническое устройство, человек, животное, способные выполнить определенные наборы команд. Среда исполнителя – та обстановка, в которой обитает исполнитель. | Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют предложенные задания |
Постановка темы, целей и задач урока | Определить тему урока, сообразно теме вывести цели и задачи урока | - Итак, мы с вами повторили, что такое алгоритм и кто является его исполнителем. Вы тоже постоянно выполняете определенные алгоритмы, так как постоянно решаете и повседневные задачи и учебные. Сейчас одну из таких учебных задач вы попробуете решить. Вам дан прямоугольник. Нужно найти его площадь. Какие действия нужно выполнить, чтобы решить эту задачу? 1. Найти длину прямоугольника-а 2. Найти ширину прямоугольника -b 3. Умножить длину на ширину 4. Получить ответ-S В виде чего мы представили этот алгоритм, это решение задачи? Это нумерованный список. А можно ли еще как-нибудь представить алгоритм? Сегодня на уроке мы должны об этом узнать. Тема нашего урока – Формы записи алгоритмов. Давайте попробуем подумать, какие задачи нашего урока сегодня? На уроке мы… | Учащиеся отвечают на вопросы |
Изучение нового материала | Дать учащимся конкретное представление об изучаемых явлениях, фактах; добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов получения знаний, оперирования ими | - Для начала мы определим, какие формы записи алгоритмов существуют, затем рассмотрим каждую подробнее. Итак, давайте обратимся к нашему примеру, который уже разобрали. Что было использовано для записи алгоритма в этом случае? Вы использовали слово. Соответственно, какая форма записи алгоритма существует? Запишем первую форму – словесную. Давайте подумаем, а есть ли еще формы записи алгоритмов? Где мы можем это узнать? Открываем учебник, материал, с которым мы работаем на странице 70, и находим, какая еще форма записи алгоритмов существует. Записываем вторую форму - графическую. С помощью чего организуется запись алгоритма графической формой? Используются геометрические фигуры. Каждая геометрическая фигура в блок-схеме несет определенный смысл и обозначает определенное действие. Давайте разберемся, что означает каждая фигура. - начало или конец - ввод или вывод - условие - выполнение действие Чем соединяются фигуры в блок-схеме? Стрелочками. Какой фигуры нет в блок-схеме? Треугольник. Посмотрите на тот пример, что дан в учебнике. Давайте попробуем составить блок-схему для нашего примера. Посмотрите, что получилось. Чего не хватает? Части блок-схемы нужно соединить между собой. Мы получили 2 формы записи алгоритма. Какие? Будут ли графическая и словесная форма понятны компьютеру? Сможет ли он выполнить это задание? Нет. Почему? Как нужно представить алгоритм так, чтобы он был понятен компьютеру? Как называется алгоритм, записанный на языке, понятном компьютеру? Программа – это третий способ записи алгоритма. Учиться писать программы мы будем пока не для компьютера, а для исполнителя, которого зовут Черепаха. Ее среда обитания называется Логомир. По тексту практической работы проследите, где найти эту программу. Итак, перед вами среда обитания исполнителя. Давайте посмотрим, какие у нее есть команды: По-Перо опусти (Черепаха после этой команды начнет рисовать) Пп-Перо подними (Черепаха перестанет рисовать) Вп-Вперед (Черепаха будет двигаться вперед) Пр-Поворот направо (Черепаха повернется вправо на угол, равный указанному числу градусов) Нд-Назад (Черепаха будет двигаться назад) Лв-Поворот налево (Черепаха повернется налево на угол, равный указанному числу градусов) Нл-Обнулить (команда очистит весь рабочий лист). С помощью этих команд Черепаха может передвигаться по листу и рисовать. Давайте посмотрим, как Черепаха нарисует квадрат. Для этого введем последовательность команд: По Вп 100 Пр 90 Вп 100 Пр 90 Вп 100 Пр 90 Вп 100 Перед нами рисунок, который нам создала исполнитель Черепаха. Сейчас мы с вами сделаем физминутку для глаз и продолжим работать. | Учащиеся слушают объяснение материала, отвечают на вопросы, выполняют предложенные задания. В ходе изучения делают необходимые записи. |
Закрепление полученных знаний, умений, навыков | Закрепить знания, умения, навыки у учащихся, необходимые для самостоятельной работы | - Итак, вспомните, пожалуйста, правила работы за компьютером. Они вам сейчас пригодятся при выполнении практической работы. Тексты работ перед вами. Ваша задача на практике поработать с третьей формой записи алгоритмов – программой. Учиться писать программы вы будете, работая с Черепахой. В тексте практической работы вам дается подробная инструкция, что вам нужно делать. Есть ли у вас вопросы по практической работе? Если вопросов нет, то вы можете приступить к работе. | Учащиеся выполняют практическую работу |
Подведение итогов урока | Подвести совместно с учащимися итоги урока | - Итак, какую тему мы изучали? Мы рассмотрели 3 формы записи алгоритмов и выполнили задания на представление алгоритмов с помощью этих форм. Попробуйте оценить вашу работу на уроке и поставить себе оценку: Прочитайте высказывания, если оно про Вас, то поставьте напротив него « +». 1. Я активно работал на уроке 2. Я внимательно слушал учителя 3. Я отвечал на вопросы 4. Я выполнял все задания 5. Я понял тему урока 6. Я соблюдал правила дисциплины на уроке 7. Я соблюдал правила работы за компьютером 8. Я выполнил практическую работу 9. Я мало или почти не обращался за помощью учителя во время практ. раб. 10. За работу на уроке я поставлю себе ту оценку, которую заслужил Посчитайте количество «+» и поставьте себе оценку. За урок я бы поставил себе:_________________________ Обведите тот смайлик, который считаете нужным: | Учащиеся поводят для себя итог урока, оценивают свою работу и свое эмоциональное состояние |