Просмотр содержимого документа
«Этапы компьютерного моделирования»
План-конспект урока информатики в 9 классе
Тема урока: Этапы компьютерного моделирования
Цели урока:
Формирование представления учащихся о процессе компьютерного моделирования.
Ознакомление с основными этапами разработки моделей.
Развитие умения анализировать процессы и явления с точки зрения возможности их формализации и автоматизации.
Организационная структура урока
I. Оргмомент
Приветствие учеников.
Проверка готовности класса к уроку.
II. Актуализация знанийВопросы классу:
Что такое компьютерное моделирование?
Какие преимущества даёт использование компьютерных моделей?
Чем отличается реальная система от её модели?
III. Изучение нового материала
Основные этапы компьютерного моделирования:
Постановка задачи
Определение цели исследования.
Анализ проблемы и выбор объекта моделирования.
Формализация задачи
Выбор метода описания системы (математический аппарат).
Составление схемы и структуры будущей модели.
Разработка компьютерной модели
Создание алгоритма и программы реализации модели.
Подбор необходимых инструментов программирования.
Проверка адекватности модели
Тестирование модели на реалистичность результатов.
Оценка точности предсказания поведения реальной системы.
Экспериментирование и анализ результатов
Проведение вычислительных экспериментов.
Интерпретация полученных данных.
Принятие решений
Обобщение выводов.
Использование результатов моделирования для решения исходной задачи.
IV. Закрепление изученного материала
Задача учащимся: приведите пример ситуации, когда целесообразно применить метод компьютерного моделирования.
Пример:Моделирование экологической обстановки города.
Цель: оптимизация транспортных потоков для снижения уровня загрязнения воздуха.
Этапы моделирования:
Постановка задачи → определение районов города с наибольшими выбросами CO₂.
Формализация → создание карты дорог и транспортных потоков.
Разработка модели → построение программного комплекса для расчёта концентрации вредных веществ.
Проверка → сравнение расчётных показателей с реальными замерами.
Экспериментирование → изменение маршрутов транспорта и оценка изменений качества воздуха.
Принятие решений → разработка рекомендаций органам власти по улучшению экологии.
V. РефлексияВопросы ученикам:
Какова роль каждого этапа в процессе компьютерного моделирования?
В чём сложность проверки адекватности модели?
VI. Домашнее заданиеПодготовьте сообщение о применении методов компьютерного моделирования в одной из областей (медицина, экономика, биология). Используйте Интернет-ресурсы и учебные пособия по предмету.
VII. Итог урокаОбобщение ключевых моментов урока учителем совместно с учениками.Оценка степени усвоения материала.