Эта презентация идет сопровождением урока "Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере", где составляется ппрограмма на языке Pascal для решения квадратных уравнений.
Цели урока: рассмотреть основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере; развитие логического мышления, математической речи, интерес к предмету; воспитывать прилежание.
Сопровождение: презентация «Компьютерное моделирование».
Ход урока:
- Организационный момент.
- Интеллектуальная разминка.
Задание: Разгадайте ребус и определите тему урока.
III. Постановка темы и цели урока.
Итак, как вы думаете какая тема сегодняшнего урока?
IV. Актуализация знаний.
- Ответьте на вопросы: Что такое алгоритм? Какие виды алгоритмов вы знаете? Что такое блок-схема? Из каких элементов состоит блок-схема? Что такое модель? А моделирование? Из каких этапов состоит процесс решения любой задачи?
- Поставьте в соответствие.
- Назовите общий вид условного оператора.
V. Изучение нового материала.
Класс делится на две группы.
Задание: Составьте алгоритм решения задач с помощью компьютера. (Задание выполняется на листах А4)
Проводится проверка предложенных алгоритмов с эталоном.
Итак, решение задач с помощью компьютера включает в себя следующие основные этапы, часть из которых осуществляется без участия компьютера (рис.1).
Рис.1. Этапы решения задач с использованием компьютера
Как видно из рисунка, процесс решения любой задачи начинается с постановки задачи. От того насколько точно будет поставлена задача, будет зависеть и результат ее решения. На данном этапе выполняются следующие действия:
- формулировка условия задачи;
- определение конечных целей решения задачи;
- определение формы выдачи результатов;
- описание данных (их типов, диапазонов величин, структуры и т.п.).
На уроках алгебры вы сейчас учитесь решать квадратные уравнения.
- Как вы думаете, можно ли их решать на компьютере?
- Да.
Рассмотрим процесс решения задачи с помощью компьютера на примере решения квадратного уравнения.
- Как вы думаете, какой из видов алгоритмов здесь подойдет?
- Алгоритм с ветвлением.
Проблемный вопрос (вопрос для исследования):
Сколько надо использовать условий в алгоритме решения квадратного уравнения?
Гипотеза исследования:
В алгоритме решения квадратного уравнения надо использовать _________ условий(я).
(Квадратное уравнение имеет либо два, либо одно или вообще не имеет действительного решения.)
Цель исследования:
Составить алгоритм решения квадратных уравнений для последующего программирования.
План исследования – этапы решения задач с помощью компьютера.
Напишите программу на языке Pascal по этому алгоритму.
program Quadratic;
var a,b,c,d: real;
begin
write('a = '); readln(a);
write('b = '); readln(b);
write('c = '); readln(c);
if (a=0) then writeln('Не квадратное уравнение.');
else d := b*b-4*a*c;
if (d<0) then writeln(' нет корней');
else if (d>0) then
begin
writeln('x1 = ',(-b + Sqrt(d))/(2*a):3:3);
writeln('x2 = ',(-b - Sqrt(d))/(2*a):3:3);
end
else writeln('x = ',(-b+Sqrt(d))/(2*a):3:3);
end.
Анализ результатов решения уравнения вида ax2 + bx + c = 0:
VI. Домашнее задание:
- Повторить основные этапы решения задач на компьютере.
2. Составить алгоритм решения не полных квадратных уравнений.