kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Электронные таблицы среда и принципы работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  информатики в 9 классе

«Электронные таблицы: среда и принципы работы»

 

Тип урока: закрепление.

Цели урока:

  1. Повышение информационной культуры учащихся и уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
  2. Развитие представлений учащихся о прикладном значении программы MS-Excel.

Задачи урока:
1. Показать обучающимся разнообразие применения электронных таблиц и вычислительной техники;

2. Научиться применять полученные знания при решении математических задач;
3.Научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач;
4. Закрепить основные навыки работы с электронными таблицами;
5. Повышение познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать.

Просмотр содержимого документа
«Электронные таблицы среда и принципы работы »

Составитель: учитель информатики Акулинин О.В.


Урок информатики в 9 классе

«Электронные таблицы: среда и принципы работы»


Тип урока: закрепление.

Цели урока:

  1. Повышение информационной культуры учащихся и уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

  2. Развитие представлений учащихся о прикладном значении программы MS-Excel.

Задачи урока:
1. Показать обучающимся разнообразие применения электронных таблиц и вычислительной техники;

2. Научиться применять полученные знания при решении математических задач;
3.Научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач;
4. Закрепить основные навыки работы с электронными таблицами;
5. Повышение познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать.


Оборудование: посадочные места, компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА.

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы закрепим и обобщим полученые знания по теме «Электронная таблица: среда и принципы работы».

Программа EXCEL

Программа EXCEL входит в состав стандартного пакета Microsoft Office наряду с другими полезными программами фирмы Microsoft. Но, на мой взгляд, EXCEL на много выделяется по своей функциональности от своих собратьев. И это понятно, ведь программа EXCEL это лучший, а иногда и главный помощник для бухгалтера, менеджера, налогового инспектора, конечно же, аудиторов всех мастей. То есть для всех тех, кто нашу жизнь переводит в столбики цифр и пытается составить хоть какую-нибудь систему отчетности.

На этом уроке будут описываться приемы, облегчающие работы с EXCEL.
Не секрет, что любую операцию на ПК можно выполнить несколькими способами, и EXCEL в этом не исключение. Например, чтобы итоговою сумму выделить жирным шрифтом, необязательно брать в руки мышку и целиться курсором в букву Ж на панели инструментов, просто достаточно находясь в данной ячейке нажать одновременно клавишу Ctr и цифру 2. Вот именно таким приемам, которые я условно назвал "Возможности и хитрости EXCEL".


II. Теоретический материал.

Возможности и хитрости EXCEL

На самом деле хитростей никаких нет, это просто владение электронной таблицей EXCEL, которое же конечно, является желательным, но необязательным условием для работы с программой EXCEL. Но лично я думаю, что всегда нужно осваивать приемы, которые облегчают нашу жизнь. И так, мы сегодня по - новому взглянем на программу EXCEL.

Навигация в Excel

Для быстрого перемещения по листу в Excel весьма кстати придутся "горячие" клавиши (кстати, они же работают и в Word). Вот некоторые из них:

  1. комбинация Ctrl+End перемещает курсор на последнюю заполненную ячейку рабочего документа;

  2. Ctrl+right и Ctrl-left позволяют "перепрыгнуть" в последнюю и первую ячейку строки соответственно.

Как ввести одни и те же данные в несколько ячеек одновременно

Чтобы ввести одни и те же данные в несколько ячеек одновременно, нужно выделить эти ячейки, ввести данные и, удерживая клавишу CTRL, нажать ENTER.

Вставка строк и столбцов в Excel

Допустим, у вас есть рабочий лист, который уже содержит данные. Вам потребовалось добавить новый столбец С, а текущий сместить вправо (и все остальные). Чтобы сделать, поставьте курсор в столбце С, нажмите Ctrl + Shift + „+” (знак плюс на основной клавиатуре). В диалоговом окне добавление ячеек, выберите переключатель Столбец и нажмите OK. По такому же принципу произойдет добавление строки, только со сдвигом данных вниз. Примечание: вместо Ctrl + Shift + „+”, можно использовать Ctrl + „+” на цифровой клавиатуре.

Как подсчитать сумму в одном столбце/строке

Для того, чтобы подсчитать сумму необходимо установить курсор на ячейку, расположенную после последней заполненной ячейки и нажать значок в верхнем меню, с большой греческой буквой Сигма, похожей на «Е». В этот момент произойдёт выделение всех ячеек, расположенных выше (ниже, левее, правее) мерцающей пунктирной линией и, если в диапазон этой линии попали все необходимые для суммирования ячейки — нажать ENTER.

Помните, в начале изучения программы Excel, вы говорили о том, что эта программа позволяет решать задачи самого разного характера? Сегодняшний урок мы посвятим тому, чтобы отчасти доказать это и показать насколько широка область применения электронных таблиц. Но в начале этой серьезной работы мы немного освежим в памяти навыки работы с электронными таблицами.

III. Практикум.

Задание 1. Решите графически систему уравнений.






Физкультминутка для снятия усталости



Задание 2: Моделирование биологических процессов. Биоритм.

Первый этап. Описание задачи:

Существует гипотеза, что жизнь человека подчиняется трем циклическим процессом, называемым биоритмами. Эти циклы описывают три стороны самочувствия человека:




За точку отсчета всех трех биоритмов берется день рождения человека. Биоритмы характеризуют подъемы и спады состояния. Считается, что «взлетам» графика, представляющего собой синусоидальную зависимость, соответствуют более благоприятные дни. Дни, в которые график переходит через ось абсцисс, считаются неблагоприятными.

Предлагаю осуществить моделирование биоритмов для конкретного человека от указанной текущей даты (дня отсчета) на месяц вперед с целью дальнейшего анализа данных.

Цель моделирования: На основе анализа индивидуальных биоритмов прогнозировать неблагоприятные дни, выбирать благоприятные дни для разного рода деятельности.

Формализация задачи: Объектом моделирования в этой задаче может быть любой человек или группа людей, для разного рода деятельности.

Уточняющий вопрос

Ответ

Что моделируется?

Процесс изменения состояния человека.

Чем характеризуется человек?

Датой рождения.

Какое состояние исследуется?

Физическое, эмоциональное, интеллектуальное.

Что известно о характере изменения состояния?

Синусоидальное изменение с периодом 23, 28 и 33 дня соответственно со дня рождения.

С каким шагом исследуется синусоида?

1 день.

Какой период жизни исследуется?

30 дней, начиная с текущего дня.

Что надо определить?

Дни, когда кривые пересекаются ось абсцисс.

Второй этап. Разработка модели.

Информационная модель.

Объект

Параметры

Назначение

Значение

Человек

Дата рождения

День отсчета

Длительность прогноза

Количество прожитых дней (х)

Физический биоритм

Эмоциональный биоритм

Интеллектуальный биоритм

Исходные данные

Исходные данные

Исходные данные

Расчетные данные

Результаты

Результаты

Результаты

Компьютерная модель.

Для моделирования выберем среду электронной таблицы. В этой среде информационная и математическая модели объединяются в таблицу, которая содержит две области:

  • Исходные данные;

  • Расчетные данные.

Составьте компьютерную модель по приведенному образцу. Введите в ячейки исходные данные, расчетные формулы:

Ячейка

Формула

Номер формулы

A9

=$B$5

1

A10

=A9+1

2

B9

=СИН(2*ПИ()*(A9-$B$4)/23)

3

C9

=СИН(2*ПИ()*(A9-$B$4)/28)

4

D9

=СИН(2*ПИ()*(A9-$B$4)/33)

5

Примечание: A9-$B$4 – вычисляет количество дней, прожитых человеком. При записи формул использовать вставку стандартных функций СИН(...) и ПИ(...).

Третий этап:

Компьютерный эксперимент.

Провести тестирование модели. Построить общую диаграмму для трех биоритмов.

Исследовать показания биоритмов.

Эксперимент:

  1. Введите В4 и В5 дату рождения конкретного человека.

  2. Проследите пересчет значений и изменения на диаграмме.

  3. Определите неблагоприятные дни для конкретного человека.

Четвертый этап: Анализ результатов моделирования.

  1. Проанализировать диаграмму, выбрать неблагоприятные для сдачи зачета по физической культуре (плохое физическое состояние).

  2. Выбрать день для похода в театр или на дискотеку (хорошее эмоциональное состояние).

  3. По кривой интеллектуального состояния выбрать дни, когда ответы на уроках будут наиболее/наименее удачными.

Задание 3: Ну а теперь, ребята, давайте попробуем стать на какое-то время экспертами-криминалистами. Каким бы странным не выглядело это предложение, но и в этой области человеческой деятельности возможно применение электронных таблиц. Итак, послушайте задание:
    На месте совершения преступления обнаружен след от обуви. Из протокола допроса свидетеля (показания бабушки 75 лет) "... ой, милок, какой он рассказать точно не смогу. Хотя, запомнила, что он человек молодой и лет ему 26-28, не больше... Рост, ну не знаю, для меня уж очень большой ... ". Подтвердите показания свидетеля и предоставьте следователю как можно больше информации о человеке, совершившем преступление.
Примечание: По следу (отпечатку обуви) можно узнать: рост человека; определить длину шага; создать модель человека. Если известен примерный возраст, то рассчитать идеальную массу.

Рост = ((длина ступни - 15)*100)/15,8

Длина шага = длина ступни * 3

Ширина ступни = Рост / 18

Длина пятки = Рост / 27

Голова = Рост / 8

Плечо = (Рост - 73,6) / 2,97

Предплечье = (Рост - 80,4) / 3,65

Бедро = (Рост - 69,1) / 2,24

Голень = (Рост - 72,6) / 2,53

Идеальная масса = ((Рост * 3) / 10 - 450 + Возраст) * 0,25 + 45


Сейчас вы попробуйте определить основные параметры преступника и помочь следствию.

Создайте данную таблицу. Выделите столбцы В2:В11 и нажмите правую кнопку мыши. В появившемся окне выберите Формат ячеек и нажмите. В закладке Число установите Числовой формат и Число десятичных знаков 1. После окончания нажмите ОК.


III. Домашняя работа.

Задание

Примечание

1

Решите графически систему уравнений.


IV. Подведение итогов.

В конце урока подводим его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Каждому ученику вручается сертификат на получение оценки за урок.








Сегодня мы еще раз убедились в многофункциональности и необходимости такой, непростой, на первый взгляд программы MS Exsel. Спасибо вам за урок, надеюсь, что сегодня вы открыли для себя неизвестные функции табличного процессора. Всем спасибо! Удачи вам! До свидания.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Электронные таблицы среда и принципы работы

Автор: Акулинин Олег Витальевич

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101448

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Статья на тему: "Инновационные подходы к созданию образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". "
    ["seo_title"] => string(146) "stat-ia-na-tiemu-innovatsionnyie-podkhody-k-sozdaniiu-obrazovatiel-noi-sriedy-dlia-obuchaiushchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "239946"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444908590"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Информационная сессия  "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. "
    ["seo_title"] => string(183) "informatsionnaia-siessiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-uchiebnykh-priedmietov-iz-opyta-raboty-uchitielia-informatiki-krapivnitskoi-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "166423"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422959898"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Разработка открытого урока на тему: "Работа. Мощность. Энергия." "
    ["seo_title"] => string(65) "razrabotka-otkrytogho-uroka-na-tiemu-rabota-moshchnost-enierghiia"
    ["file_id"] => string(6) "231097"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442370912"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Слайд-шоу к уроку "Работа. Мощность. Энергия." "
    ["seo_title"] => string(47) "slaid-shou-k-uroku-rabota-moshchnost-enierghiia"
    ["file_id"] => string(6) "231098"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442371450"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Презентация  на тему «Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада» "
    ["seo_title"] => string(97) "priezientatsiia-na-tiemu-primienieniie-ikt-v-rabotie-muzykal-nogho-rukovoditielia-dietskogho-sada"
    ["file_id"] => string(6) "138367"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417532552"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства