Сервисы Интернета заметки
Планируемые образовательные результаты:
- предметные – наличие основных представлений об организации и функционирования компьютерной сети Интернет; общие представления о файловых архивах, о структуре адреса документа в Интернете;
- метапредметные – представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
- личностные – способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Решаемые учебные задачи:
1) расширить, обобщить и систематизировать представления школьников о сервисах сети Интернет, в том числе Всемирной паутине и файловых архивах;
2) дать представление о протоколе HTTP;
3) рассмотреть примеры задач, предполагающих количественные оценки результатов поиска информации;
4) познакомить с подходами к анализу адресов документов в Интернете.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
- Всемирная паутина;
- универсальный указатель ресурса (URL);
- протокол HTTP;
- файловые архивы;
- протокол FTP.
Используемые на уроке средства ИКТ:
- персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
- ПК учащихся.
Электронные образовательные ресурсы
- презентация «Всемирная паутина. Файловые архивы».
- ресурсы федеральных образовательных порталов:
- анимация «Авторизация FTP»,
- анимация «Общая схема работы FTP»,
- анимация «Передача данных в активном режиме»,
- анимация «Передача данных на сервер»,
- анимация «Передача данных между двумя FTP-серверами».
Особенности изложения содержания темы урока
1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, проверить присутствие на уроке
2. Цифровой диктант (5 минут)
Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру 1, если нет - 0. Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках. Итак, дайте свой ответ на мои утверждения:
В какой системе исчисления представлен наш итог? А теперь расшифруйте зашифрованное сообщение, и мы узнаем тему нашего урока.
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания.
3. Изучение нового материала (20 минут)
Интернет - совокупность множества самых разных компьютеров и компьютерных сетей, охватывающих весь земной шар. В настоящее время услугами сети Интернет пользуется более 2,4 млрд. человек.
Эта сеть начала свою работу в 1969 году в качестве военного проекта. Информация, передаваемая через Интернет, перемещается от одного компьютера к другому наиболее коротким путем. По этой причине, любые два компьютера останутся соединенными до тех пор, пока есть хотя бы один маршрут между ними.
Благодаря Интернет, мы можем за считанные секунды послать письмо в самую дальнюю точку, поговорить с коллегами в США, Германии и других странах. Вы можете заказать понравившуюся вам книгу, узнать через Интернет новости, слушать радио, смотреть на мир через глазки разбросанных по всему миру видео камер, ходить в библиотеки, картинные галереи и заочно обучаться в университетах других стран. Планируется создание - телевидения.
Самой новой и самой интересной услугой, предоставляемых пользователям глобальной сети, с недавних пор стала возможность работы с информационной системой World Wide Web (WWW).
World Wide Web - всемирная паутина: распределенная по всему миру информационная система с гиперсвязями, существующая на технической базе мировой сети Internet. Всемирной Паутине исполнилось всего 23 года.
Датой рождения World Wide Web (WWW) считается 6 августа 1991 года.
В этот день Тим Бернерс-Ли, работавший в Европейском центре ядерных исследований в Женеве (Швейцария), опубликовал краткое описание проекта WWW.
Информация в WWW организована в виде Web-страниц.
Web-сайт – это несколько Web-страниц, связанных между собой по содержанию.
Гиперссылки – ключевые слова или изображения, от которых идут гиперсвязи. Они выделяются цветом или подчёркиванием.
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Всемирная паутина. Файловые архивы», анимаций «Авторизация FTP», «Общая схема работы FTP», «Передача данных в активном режиме», «Передача данных на сервер», «Передача данных между двумя FTP-серверами».
1 слайд — название презентации;
2 слайд — ключевые слова;
- Всемирная паутина
- универсальный указатель ресурса (URL)
- протокол HTTP
- файловые архивы
- протокол FTP
3 слайд — ресурсы и сервисы Интернет (схема);
Сеть Интернет привлекает пользователей своими информационными ресурсами и сервисами (услугами), наиболее востребованными из которых в настоящее время являются:
- Всемирная паутина;
- файловые архивы;
- электронная почта;
- сервисы коллективного взаимодействия (форум, телеконференция, чат, социальная сеть).
4 слайд — доступ к сервисам (таблица);
Для того чтобы пользоваться сервисами Интернета, необходимо пройти на соответствующих сайтах авторизацию, т. е. ввести в специальную форму свои логин и пароль.
Логин — это сочетание различных символов, которые сервис ассоциирует с пользователем; иначе говоря, это имя пользователя, под которым его будут «видеть» другие пользователи сети. Поэтому логин не должен быть бессвязным набором символов; желательно, чтобы логин был запоминающимся, как-то ассоциировался с пользователем. Логин должен быть уникальным. Один и тот же логин можно использовать на разных сайтах и сервисах.
Пароль — это сочетание различных символов, подтверждающих, что логином намеревается воспользоваться именно владелец логина. Пароль должен быть известен только пользователю и быть таким, чтобы его было сложно подобрать посторонним. Желательно придерживаться следующих правил при формировании пароля:
- пароль не должен совпадать с логином;
- пароль должен состоять не менее чем из шести символов (букв, цифр, знаков пунктуации и т. д.);
- символы в пароле не должны образовывать никаких слов, чисел, аббревиатур, связанных с пользователем;
- пароль должен быть достаточно простым, чтобы пользователь мог его запомнить.
5 слайд — доменная система имен (задача);
Всемирная паутина, или WWW, — это сервис, с помощью которого пользователи сети получают доступ к информационным ресурсам, хранящимся на компьютерах в разных частях света. Основой WWW являются Web-страницы и Web-сайты, на которых информация представлена в виде гипертекстовых и гипермедийных документов.
Вы уже неоднократно путешествовали по Всемирной паутине с помощью браузеров, осуществляя переходы по гиперссылкам; искали ответы на интересующие вас вопросы с помощью поисковых систем по ключевым словам.
Задача 1. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для обозначения логической операции ИЛИ в запросах используется символ |, а для логической операции И – символ &.
Изобразите графически количество страниц, которые найдёт поисковый сервер по каждому запросу. Расположите номера запросов в порядке убывания количества страниц.
6 слайд — решение задачи;
На слайде представлено решение задачи 1.
Ответ: 1342
7 слайд — адрес документа в интернете (схема);
Еще одна возможность поиска нужного документа в Интернете —
это использование адреса документа.
Адрес документа в Интернете — его URL (Uniform Resource Locator — универсальный указатель ресурса) состоит из следующих частей:
1) название протокола со знаками :// в конце названия;
2) доменное имя сервера со знаком / в конце имени;
3) полное имя файла на сервере, где он находится.
Рассмотрим пример адреса (URL):
http://fcior.edu.ru/card/701/algebraicheskie-uravneniya.html
Первая часть адреса — это имя протокола. Оно определяет тип документа. Запись HTTP:// указывает на то, что это Web-страница (протокол HTTP — Hyper Text Transfer Protocol — протокол передачи гипертекстовых файлов). Для других типов документов протоколы могут быть другими.
Вторая часть адреса — это доменное имя сервера, на котором хранится страница.
http://fcior.edu.ru/card/701/algebraicheskie-uravneniya.html
Третья часть адреса — полное имя файла, включающее путь к файлу, т. е. все каталоги, в которые следует последовательно зайти, чтобы открыть требуемый файл.
http://fcior.edu.ru/card/701/algebraicheskie-uravneniya.html
8 слайд — задача (с решением);
Задача 2. Доступ к файлу ftp.net, находящемуся на сервере txt.org, осуществляется по протоколу http.
В таблице фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите адрес указанного файла в сети Интернет и последовательность букв, кодирующую этот адрес.
Решение задачи представлено на слайде.
Ответ: http://txt.org/ftp.net, ГВЖЕДБА.
9 слайд — файловые архивы;
Файловые архивы – своего рода библиотеки, хранящие файлы с программным обеспечением, графикой, музыкой и другой информацией.
Доступ к файлам в файловых архивах возможен по протоколам:
- HTTP – протокол передачи гипертекстовых документов;
- FTP – специальный протокол передачи файлов.
Просмотр и обсуждение анимации «Авторизация FTP».
Просмотр и обсуждение анимации «Общая схема работы FTP».
Просмотр и обсуждение анимации «Передача данных в активном режиме».
Просмотр и обсуждение анимации «Передача данных на сервер».
Просмотр и обсуждение анимации «Передача данных между двумя FTP-серверами».
10 слайд — файловые архивы;
Адрес файла на сервере файлового архива включает в себя протокол доступа к файлу, имя сервера и полное имя файла. Так, если доступ к файлу htm.exe, находящемуся на сервере com.edu, осуществляется по протоколу ftp, то его адрес запишется следующим образом:
ftp://com.edu/htm.exe
Многие файлы, принимаемые по протоколу FTP, являются сжатыми, т. е. уменьшенными в размере. Сжатые файлы занимают меньше места на диске, быстрее передаются по сети. Имена таких файлов обычно заканчиваются расширениями zip, arj, rar и другими в зависимости от типа программы-архиватора, в котором они были созданы. После копирования сжатого файла его следует распаковать, т. е. восстановить его первоначальный вид.
11 слайд — самое главное.
Документ, размещённый в Интернете, имеет адрес - URL. Доступ пользователей к документам, размещённым на Web-сайтах, возможен по протоколу HTTP.
Файловый архив - хранилище в сети Интернет файлов с программным обеспечением, графикой, музыкой и другой информацией. Доступ к файловым архивам возможен по протоколу передачи файлов FTP.
Вопросы и задания
12 слайд – вопросы и задания;
Вопросы 2,3,4,6,9 к параграфу 4.3.
Если позволяет время выполнить задания 156-159 в рабочей тетради. Все невыполненные задания задаются на дом.
4. Практическая часть (15 минут)
В практической части урока организуется работа по поиску информации в сети Интернет.
5. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (4 минуты)
Вопросы к классу:
Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Чему вы научились сегодня на уроке?
Что такое Интернет? Всемирная паутина? Браузер?
Какие существуют способы поиска информации в Интернет?
Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
Что особенно понравилось?
13 слайд — опорный конспект;
14 слайд — Д/з.
Домашнее задание.
§4.3 (1, 2), вопросы № 1-8 к параграфу;
РТ: № 160-162
Индивидуальная карточка учащегося ______класса
Ф.И. __________________________________________
Задание 1. Цифровой диктант
Заполни таблицу, отвечая на вопросы: Да – 1; Нет – 0.
| Вопрос 1 | Вопрос 2 | Вопрос 3 | Вопрос 4 | Вопрос 5 |
ответы | | | | | |
Выберите из таблицы нужную комбинацию и узнаете название темы урока.
00110 | 11000 | 00111 | 01010 | 10101 | 11111 |
«Работа в текстовом редакторе» | «Создание изображений в среде «Paint» | «Всемирная паутина - WWW» | «Поиск информации в сети Интернет» | «Работа с базами данных» | «Игровые технологии» |
Задача 1
1 | Франция | Испания | История |
2 | Франция & Карта & История |
3 | Франция | История |
4 | Франция & История |
1) 2) 3) 4)
Ответ: _______________
Задача 2. Доступ к файлу ftp.net, находящемуся на сервере txt.org, осуществляется по протоколу http.
В таблице фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите адрес указанного файла в сети Интернет и последовательность букв, кодирующую этот адрес.
Ответ: _______________
Задание 2. Заполни пропуски
World Wide Web (WWW, Web) - всемирное хранилище __________________, существующее на технической базе сети Интернет. Датой рождения World Wide Web (WWW) считается _______________________________________. Там можно найти информацию самого разного характера: ______________, ____________________, ____________________, _______________________ .
Каждый сайт, и каждая страница имеют свой ___________, по которому к ним можно обратиться. Web-сайт – это несколько ______________, связанных между собой по содержанию. Браузер - специальная __________________, которая помогает перемещаться пользователю по «паутине».
Поиск информации можно осуществлять с помощью ___________________________________.
Три основных типа поиска: по любому из ___________; по всем ___________; точно по __________.
Задание 3. С помощью любой поисковой системы найди ответы на следующие вопросы:
Какова роль Норберта Винера в исследовании информационных процессов?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кем и когда были введены термины «гипертекст» и «гипермедиа»?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найдите последние данные о количестве пользователей сетью Интернет.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое «Фидонет»?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Ответь на вопросы теста, выбрав только один правильный вариант:
1. Всемирная глобальная компьютерная сеть, сеть сетей - это:
А) локальная сеть
Б) сеть с выделенным сервером
В) Интернет
Г) одноранговая сеть
2. Компьютер, предоставляющий свои ресурсы в пользование другим компьютерам при совместной работе, называется:
А) модемом
Б) коммутатором
В) сервером
Г) сетевой картой
3. Браузер – это программа для просмотра:
А) текстовых документов;
Б) Web – страниц;
В) электронных таблиц;
Г) поисковых систем.
4. Компьютер, подключённый к Интернету, обязательно имеет:
А) IP - адрес
Б) сервер
В) домашнюю Web - страницу
Г) доменное имя
5. Сервис для хранения и извлечения разнообразной взаимосвязанной информации, включающей в себя текстовые, графические, видео, аудио- и другие информационные ресурсы, - это:
А) URL
Б) WWW
В) протокол
Г) IP – адрес
Я сегодня получил за урок ( от 3 до 5 –«3», от 6 до 10 – «4», более 10 –«5»)_______
____________________________________________________________________
Оцени этот урок
____________________________________________________________________
ДЗ §4.3 (1, 2), вопросы № 2-8 к параграфу;
РТ: № 160-162
Успехов в дальнейшей работе!
Для заметок