Данный урок первый в серии занятий по системам счисления. В этом уроке учащиеся знакомятся с двоичной и восьмиричной системами счислени. Учатся переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную и обратно. А также из восьмиричной в десятичную и обратно. Затем работают с тремя системами сразу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема занятия: Системы счисления. Перевод чисел из одной системы в другую.
Цель занятия:
Образовательная:
Познакомить студентов с системами счисления (2СС, 8СС).
Научить переводить числа из одной системы в другую и наоборот.
Развивающая:
реализация межпредметных связей путем применения студентами ранее полученных знаний («Математика»).
Воспитательная:
формирование у студентов внимательности, аккуратности.
Оборудование занятия:
персональные компьютеры;
План занятия
Мотивация изучения нового материала
Изучение нового материала
Системы счисления, их типы.
Двоичная система счисления.
Перевод чисел из 2СС в 10СС и из 10СС в 2СС.
Восьмеричная система счисления.
Перевод чисел из 8СС в 10СС и из 10СС в 8СС, 2СС в 8СС, 8СС в 2СС.
Закрепление знаний
Для закрепления на 10 минут самостоятельная работа.
Перевести:
4710 – Х2
10101,012 – Х10
101101100,010112 – Х8
Задание на дом
Примеры:
7910 - Х2,
1011111,112 – Х10,
123,48 – Х10,
83,210 – Х8,
123,48 – Х2.
Конспект
Системы счисления
Под системой счисления понимают совокупность приемов для представления и записи чисел с помощью определенного количества знаков (цифр). Существуют позиционные и непозиционные системы счисления. В позиционных системах значение (вес) каждой цифры изменяется в зависимости от ее положения (позиции) в последовательности цифр, изображающих число. Примером позиционной системы является десятичная система счисления. Проанализируем вместе с учащимися, как представляются числа в этой системе.
Для представления чисел в десятичной системе используются десять цифр: от 0 до 9. Число записанное в десятичной системе, 2359,407 читается как две тысячи триста пятьдесят девять и четыреста семь тысячных и может быть представлено следующим образом:
2*1000 + 3*100 + 5*10 + 9*1 + 4*0,1 + 7*0,001.
Следует обратить внимание студентов, что множители каждого слагаемого представляют собой одну из степеней числа 10, т.е. можно записать:
Подчеркнем при этом, что положение (позиция) цифры определяет ее значение. Двойка, стоящая на первом месте, означает количество тысяч в этом числе, а четверка, стоящая после запятой, - количество десятых долей.
Системы счисления, в которых значение цифры зависит от ее позиции в последовательности цифр, изображающих число, принято называть позиционными.
В непозиционных системах значение цифры не зависит от ее позиции. Общеизвестным примером непозиционной системы является римская система счисления. Так, в числе МСХХХII (1132) значение цифры Х не изменяется и всегда равно десяти.
Двоичная система счисления
Двоичная система счисления – основание этой системы S=2, в ней используют лишь две цифры: 0 и 1. Ее используют в ЭВМ для представления чисел и выполнения над ними различных арифметических и логических операций. Поскольку в ней используют лишь две цифры: 0 и 1, она легко может быть реализована на элементах, обладающих двумя устойчивыми состояниями.
Чтобы перевести число из двоичной системы счисления в десятичную нужно записать его в виде многочлена, где коэффициенты числа будут умножаться на степени двойки и найти сумму слагаемых.
10 СС
2 СС
0
0000
2
0001
2
0010
3
0011
4
0100
5
0101
6
0110
7
0111
8
1000
9
1001
10
1010
А2 = А*23 + А2*22 + А*21+А*20.
Чтобы перевести число из десятичной системы счисления в двоичную нужно разделить его на два до тех пор пока последнее частное будет меньше 2. Остатки будут являться коэффициентами числа.
Восьмеричная система счисления
А8=ап*8п+…+ап*80+…
10 СС
2 СС
8 СС
0
000
0
1
001
1
2
010
2
3
011
3
4
100
4
5
101
5
6
110
6
7
111
7
Восьмеричную систему счисления применяют в ЭВМ как вспомогательную при подготовке задачи к решению (в процессе программирования), при проверке работы машины и отладке программы. Эта система дает более короткую запись числа по сравнению с двоичной системой счисления. В восьмеричной системе счисления используют восемь цифр от 0 до 7, а любое число в этой системе представляют самой суммой целых степеней основания S=8, умноженных на соответствующие коэффициенты
Пример:
173,28 – Х10
173,28=1*82+7*81+3*80+2*8-1=64+56+3+2/8=123,2510
Чтобы перевести число из 2 СС в 8 СС нужно разбить его от запятой вправо и влево на триады цифр. Недостающие цифры до 3 записать нулями, и записать эти триады в 8 СС.
Пример:
10101100,101112 – Х8
010 101 100 , 101 110
2 5 4 , 5 6 Ответ: 254,568
Чтобы перевести число из 8 СС в 2 СС нужно записать каждую цифру числа в виде триады цифр в 2 СС.
Для перевода целого числа из одной позиционной системы с основанием 10 в другую с основанием 8 надо это число последовательно делить на основание 8 новой системы счисления до тех пор, пока не получится частное, меньшее 8.
Для перевода восьмеричных чисел в двоичную систему счисления достаточно каждую их цифру заменить соответственно трех- или четырехразрядным двоичным числом.
Пример:
5718 – Х2 –?
5 7 1
101 111 001
Ответ: 1011110012.
Теория
Системы счисления
В этой главе речь пойдет о представлении числовой информации.
Человеку издревле приходилось считать различные предметы, нужно было и записывать их количество. Самой первой, вероятно, возникла унарная2 система записи, при которой числа обозначались соответствующим количеством черточек (или засечек на деревяшке).
Унарная запись получается очень громоздкой и неудобной, поэтому люди стали искать более компактные способы обозначать большие числа. Появились разные условные обозначения для различных чисел. Например, многие народы использовали в качестве цифр буквы, к которым добавляли специальные значки. На Руси таким знаком было титло
Но, все равно, число получалось сложением цифр, поэтому система оставалась сложной. Представьте: чтобы пользоваться древнерусской системой счисления, нужно было знать числовое значение 30 букв, а еще -- несколько особых символов, увеличивавших это значение ("тысяча", "тьма", "легион", "леодр"... -- все они получались при приписывании к "единице" -- букве "аз" разных значков). Вычисления же в таких системах были вообще чрезвычайно затруднены.
В римской системе счисления появилась одна новая идея: хотя там тоже для обозначения чисел использовали буквы (1 -- I, 5 -- V, 10 -- X, 50 -- L, 100 -- C, 500 -- D, 1000 -- M), но роль их зависела от порядка записи (значение могло не только прибавляться, но и вычитаться). Развитие этой идеи привело к появлению современных позиционных систем счисления.
Мы настолько привыкли к нашей обычной -- десятеричной -- системе, что даже не задумываемся, насколько гениальной была идея, положенная в ее основу3: в позиционных системах счисления значение цифры зависит от ее позиции (места) в числе. Например, число 444 записано тремя одинаковыми цифрами, но каждая из них имеет свое значение: четыре сотни, четыре десятка и четыре единицы. То есть его можно записать вот так:
444 = 4.100 + 4.10 + 4.1.
или
444 = 4.102 + 4.101 + 4.100.
Нетрудно заметить, что если обозначить цифры числа как a2, a1 и a0, то любое трехзначное число может быть представлено в виде:
N = a2.102 + a1.101 + a0.100.
Число 10, степени которого используются в этой формуле (и именно столько разных цифр есть в десятичной системе), называют основанием системы счисления, а степени десятки -- весами разрядов.
Вообще, выбор в качестве основания позиционной системы именно числа 10 объясняется традицией, а не какими-то особыми свойствами этого числа. С не меньшим успехом можно использовать и любое другое. В общем случае, если основание системы счисления равно p, число, записанное в этой системе, можно представить в виде:
N = aipi + ... + a2p2 + a1p1 + a0p0, [1]
причем каждый из коэффициентов-цифр должен быть меньше p.
Пользуясь этой формулой можно легко перевести число из системы счисления с любым основанием в десятеричную.
А как выполнить обратный перевод? Для этого нам нужно будет последовательно делить нацело наше число на основание новой системы счисления, запоминая остатки. Пусть нужно перевести число 2000 в восьмеричную систему счисления.
Теперь запишем все остатки, не забывая о нулевых, с последнего до первого4:
3720
Это и будет искомое представление.
200010 = 37208.
Контрольные вопросы
Что такое система счисления?
Чем отличаются позиционные системы счисления от непозиционных, в чем их преимущества?
Переведите в десятеричную систему счисления: а) 47619; б) 33425; в) 221234; г) 110101002.
Переведите число 199810 в системы счисления с основаниями 2, 3, 8.
Примечания
От лат. Unus -- один
Мы обычно называем такую запись чисел арабской. На самом деле, изобретена она в Индии, но европейцы впервые узнали о ней от арабов
Этим мы, фактически, определили, что 2000 = ((3.8 + 7).8 + 2).8 + 0 или, раскрывая скобки, 3.83 + 7.82 + 2.8 + 0. Сравните этот результат с формулой [1]