Цель урока: Создание модели предприятия по продаже бытовой техники.
Задачи образовательной ситуации:
Осознание личностного и социального значения учебного труда и коллективного решения проблемы.
Создание условий для проявления самовыражения и творческой активности.
Продолжить формирование навыков работы в группе.
Проверить знание учащимися основных понятий темы “электронные таблицы” и умение решать прикладные задачи с помощью электронных таблиц.
Взаимодействие и сотрудничество на этапе подготовки к учебному занятию:
Классу было предложено разделиться на 2 группы, в каждой группе проводилось обсуждение и выдвижение лидера (директора будущего предприятия), распределялись должности: главный бухгалтер, бухгалтер-расчетчик, менеджеры по продажам.
Учащимся было предложено придумать название и девиз для своего предприятия, а также создать визитки-бейджики для каждого сотрудника предприятия.
Раздаточный материал (выдается каждой команде):
Таблица закупок
Наименование
Стоимость в долларах
Количество
Микроволновая печь
330
Видеомагнитофон
280
Телевизор
500
Видеодвойка
680
Музыкальный центр
750
Видеокамера
900
Стиральная машина
400
Таблица продаж (количество штук):
Микроволновая печь
Видеомагнитофон
Телевизор
Видеодвойка
Муз. центр
Видеокамера
Стиральная машина
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПЯТ
СУБ
Содержимое доски:
Начальный капитал : 46000 $
Предприятие № 1
Предприятие № 2
Объем продаж за неделю
Затраты на приобретение
Прибыль от продаж
Фонд заработной платы
Чистая прибыль
Ход игры
I. Введение
Учитель: На предыдущих уроках мы рассмотрели основные понятия электронных таблиц. Сегодня вы должны показать, насколько хорошо владеете понятиями: ячейка, абсолютный и относительный адрес, видите сферу применения электронных таблиц и умеете решать прикладные задачи с их использованием.
Сегодня мы проведем деловую игру “Создание малого предприятия”.
Вы знаете, что сейчас все больше и больше получает развитие малый и средний бизнес, и кто знает, может среди вас сидят будущие предприниматели, директора, бухгалтера, менеджеры, и уже сейчас вы должны понимать суть выполняемой работы на той или иной должности и меру ответственности перед людьми и предприятием. Я беру на себя роль директора фирмы по продаже бытовой техники, который создает два дочерних предприятия по продаже техники, и объявляю конкурс “Лучший филиал”.
Хочу представить директоров филиалов. Директор первого филиала – Чечерина Екатерина, директор второго филиала – Климко Денис
Прошу директоров представить свои команды (директора представляют свои команды, называя должность, фамилию и имя).
Критерии оценки конкурса:
Точность и правильность выполнения поставленных задач.
Слаженность работы коллектива.
Быстрота выполнения поставленной задачи.
Представление результатов работы директорами филиалов.
II. Задание №1 (работа в группах)
Каждому из филиалов предоставляется в распоряжение сумма в 46000 долларов и список предлагаемых для закупки товаров с закупочными ценами.
Сейчас каждому филиалу предлагается:
Заполнить таблицу закупок товара, т.е. решить сколько единиц каждого наименования вы будете брать, при этом необходимо по максимуму использовать начальный капитал. (при этом можно использовать заготовленную таблицу – смотри Приложение1)
Заполнить таблицу продаж, т.е. записать какое количество каждого наименования было продано в каждый день недели.
После того как вы выполните эти задания каждый сотрудник преступает к выполнению своих должностных обязанностей.
Прошу директоров филиалов получить пакеты с заданиями. В пакетах содержатся задания для каждого сотрудника фирмы.
Менеджер по продажам № 1: составление электронного прайс листа.
Менеджер по продажам № 2: расчет объема продаж за неделю.
Бухгалтер-расчетчик: составление расчетной ведомости для выплаты заработной платы.
Главный бухгалтер: расчет прибыли от продаж.
Директор: учет и распределение чистой прибыли.
Обратите внимание на табло нашего конкурса и не забудьте, что каждый сотрудник должен представить результаты своей работы на это табло.
Итак, ни пуха ни пера!
III. Индивидуальная работа за компьютерами
Ниже приведены задания, которые выполняет каждый сотрудник.
Менеджер по продажам №1
Составить электронный прайс-лист, в котором должно быть предусмотрено ввод курса доллара и отражены следующие параметры: наименование, покупная стоимость($), продажная стоимость ($), продажная стоимость (руб).
Менеджер по продажам № 2
Используя, составленную таблицу продаж, составить таблицу “График продаж”, построить диаграмму графика продаж за неделю.
Запишите на доске объем продаж за неделю (количество проданных единиц товара за неделю).
Таблица “График продаж”
Микроволновая печь
Видеомагнитофон
Телевизор
Видеодвойка
Муз. центр
Видеокамера
Стиральная машина
Общее количество:
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПЯТ
СУБ
Всего
Бухгалтер-расчетчик
Создать расчетную ведомость для выплаты заработной платы сотрудникам вашей фирмы. Предусмотреть ввод следующих данных: фамилия имя, оклад (оплата за неделю), уральские (15%), премия, налоги (13%), всего к выдаче. Вычислите фонд оплаты труда (общая сумма средств для выплаты сотрудникам оклада, премии и уральского коэффициента).
Запишите на доске сумму фонда оплаты труда.
Главный бухгалтер
Рассчитать прибыль от продаж техники, если известно, что продажная стоимость выше покупной на 28%. Предусмотреть ввод следующих данных: наименование, количество проданных единиц, покупная стоимость, продажная стоимость, прибыль от продаж. Найти общую прибыль от продаж всей техники.
Запишите на доске общую прибыль от продаж.
Директор
Подсчитать чистую прибыль вашего предприятия ( - - ) .
Записать на доске чистую прибыль вашего предприятия.
Составить таблицу распределения чистой прибыли.
Статья
Сумма
Развитие предприятия
Социальная сфера
Премиальный фонд
Чистая прибыль
Подготовить отчет о работе вашего предприятия, ответив на вопросы:
Каков был ваш стартовый капитал?
Какую сумму вы потратили на приобретение товара?
Какую прибыль от продаж получило ваше предприятие?
Какую чистую прибыль получило ваше предприятие и из чего она состоит?
Как вы распределяете чистую прибыль (т.е. какие суммы вы выделяете на развитие предприятия, социальную сферу, премиальный фонд)?
Оцените работу вашего коллектива. Слаженно ли сработал ваш коллектив? Была ли в вашей команде взаимопотдержка и взаимопомощь? Довольны ли вы работой вашего коллектива?
Как ваша команда охарактеризовала свое впечатление от урока?
III. Подведение итогов
1. Отчеты директоров предприятий.
2.Учитель подводит результаты работы предприятий, и каждому сотруднику лучшего филиала выдаются нагрудные знаки, предложенные в Приложении 2