Действия с фрагментом рисунка в графическом редакторе
Тип урока: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний
Форма работы: Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная
Методы: Объяснительно - иллюстративный, словесный (беседа), практическая работа, применение этнокультурного компонента, применение здоровье сберегающих технологий.
Цели урока:
расширить представления о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы её представления за счет графики; акцентировать внимание на графических возможностях компьютера.
Задачи урока:
Обучающая – привитие учащимся техники создания изображений с помощью инструментов графического редактора, знакомство учащихся с техникой гжельской, хохломской и уральской лаковой росписи, ввести новые понятия, закрепить основной программный материал в процессе выполнения заданий.
Развивающая – развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения.
Воспитательная – развивать познавательный интерес, воспитывать коммуникативную культуру, уважительное отношения к национальным традициям
Оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер, карточки с заданиями, презентация “Компьютерная графика”, учебник Л. Л. Босовой “Информатика. 6 класс”
Программное обеспечение:
1. Графический редактор Paint;
2. Презентация к уроку.
Время: 45 минут
Ход урока:
1. Организационный момент.
2.Мотивационное начало урока.
Появившийся на свет младенец не умеет ни говорить, ни ходить. Он очень беспомощен. Но с самого рождения ему дарована удивительная способность - видеть мир своими глазами. Пройдет немало времени, прежде чем малыш сможет выразить свои мысли и желания словами, и далек еще тот день, когда он напишет первое слово. Но получив в руки карандаш, он неумело, но настойчиво пытается что – то нарисовать. Эти рисунки – одно из средств самовыражения маленького человека. Современная жизнь не представляется нам без использования компьютера, и даже самые маленькие дети используют его в своей игровой деятельности. Первое чему учится малыш, работая за компьютером, – это создание графического рисунка. Рисунки помогают нам не только выражать свои мысли, но и, например, лучше понять и усвоить даже самый трудный материал. Не случайно ваши первые детские книжки были очень красочными, со множеством картинок. Эти картинки хотелось долго рассматривать, они казались волшебными. Да и сейчас, ваши школьные учебники тоже содержат много рисунков, которые помогают лучше понять и усвоить материал.
Значение изобразительного искусства в нашей жизни переоценить достаточно трудно. В современной жизни изобразительное искусство тесно связано с компьютерной графикой (Примеры компьютерной графики: мультфильмы, кинофильмы, реклама, клипы).
Работа с компьютерной графикой - одно из самых популярных направлений использования персональных компьютеров, причем занимаются этой работой не только профессиональные художники и дизайнеры, но и множество любителей, таких, как мы с вами.
Без компьютерной графики не обходится ни одна современная мультимедийная программа. Работа над графикой занимает до 90% рабочего времени программистских коллективов выпускающих программы массового применения.
Широкое применение компьютерная графика нашла в оформлении открыток, приглашений, буклетов, а также репродукций картин известных художников. Для этих целей можно обойтись собственными силами и доступными программными средствами.
Сегодня мы с вами продолжим формировать наше представление об одном из видов современного искусства «Компьютерная графика». Расширим наше представление о возможностях графического редактора Paint.
3. Проверка выполнения домашнего задания
Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, давайте проверим как вы усвоили предыдущий материал и повторим основные приемы работы с Графическим редактором Paint.
ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ
1. Графический редактор PAINT предназначен для…
Создания и редактирования текстов
Создание и редактирование графических изображений
Создания презентаций
Работы со звуком
2. PAINT включается следующим образом:
Пуск-Документы-Стандартные-PAINT
Пуск-Стандартные-PAINT
Пуск-Программы-Стандартные-PAINT
Мой компьютер-Программы-PAINT
3. Завершить работу в графическом приложении можно следующим образом:
Файл-Завершить работу
клавишами Alt+F2
Файл-Выход
Кнопкой"Свернуть"
4. Рисование выполняют с помощью инструментов путём…
протягивания мыши по рабочей области с нажатием левой кнопки
щелчка мыши в рабочей области
двойного щелчка мыши в рабочей области
протягивания мыши по рабочей области с нажатием правой кнопки
5. Чтобы провести линию строго горизонтально, нужно:
взять инструмент Карандаш
взять инструмент Линия и рисовать,удерживая клавишу Shift
взять инструмент Линия
взять инструмент Кисть
6. Чтобы стереть часть изображения, можно воспользоваться …
инструментом рис.2(а)
инструментом рис.2(б)
инструментом рис.2(в)
выбором меню:Рисунок-Очистить
7. При закрашивании части рисунка произошло закрашивание всей рабочей области. В чём ошибка?
закрашиваемая область имеет сплошной контур
закрашиваемая область имеет разорванный контур
закрашивание выполнено инструментом Распылитель
заркашивание выполнено инструментом Заливка-правой кнопкой
8. Надпись выполняют:
инструментом рис.1(а)
инструментом рис.1(б)
инструментом рис.1(в)
выбором меню:Правка-Вставить
9. Последовательность копирования рисунка такова:
выделить рисунок, Правка-Копировать, Правка-Вставить
выбрать в меню:Правка-Копировать, Правка-Вставить
выделить рисунок, Правка-Вырезать, Правка-Вставить
выделить рисунок, удерживая Shift, двигать
10. Чтобы сохранить рисунок, нужно сделать выбор меню:
Файл-Сохранить как
Правка-Сохранить
Рисунок-Сохранить как
Рисунок-Сохранить
4. Объяснение нового материала:
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с графическим редактором, а именно поговорим о приёмах работы с фрагментом рисунка. Научившись выполнять действия с фрагментом рисунка в графическом редакторе, мы с вами попытаемся представить себя мастерами декоративно прикладного искусства по росписи подносов.
Прежде чем рассмотреть действия с фрагментом рисунка в графическом редакторе, давайте ответим на вопрос: а что же такое фрагмент?
Фрагмент компьютерного рисунка – это не просто его часть, а специальным образом выделенная область.
Это определение записано в ваших опорных конспектах. Внимательно прочтите его ещё раз и постарайтесь ответить на вопрос:
Как вы считаете, какие слова в этом определении являются главными, ключевыми? (Выделенная область.) Давайте это подчеркнем для лучшего запоминания.
Для дальнейшей работы нам нужно запомнить главное правило: выдели объект и выполни над ним действие.
Поговорим теперь об инструментах для выделения фрагмента рисунка. В графическом редакторе их два. С их помощью можно выделить прямоугольную область, в этом случае фрагментом окажется все, что попало в рамку выделения.
Если же необходимо выделить область рисунка, не захватывая расположенные рядом элементы, то следует использовать инструмент для выделения произвольной области.
Этими инструментами пользоваться достаточно просто.
После того как фрагмент будет выбран, над ним можно будет производить следующие операции:
1 вырезать в буфер обмена;
2 копировать в буфер обмена;
3 копировать его в отдельный файл;
4 переместить в другое место текущего рисунка;
5 скопировать его в пределах данного рисунка;
6 «размножить» его по рисунку;
7 изменить форму и размер;
8 изменить масштаб и искривить его;
9 перевернуть и развернуть;
10 изменить его цвет;
11 удалить;
12 и так далее.
С помощью слайдов продемонстрировать приёмы работы с фрагментом рисунка.
Итак, надеюсь, что теперь каждый из вас без проблем сможет выполнить любые действия с фрагментом рисунка. А для того чтобы применить свои знания на практике я хочу предложить вам расписать подносы в разных стилях.
Для начала давайте узнаем о некоторых из них.
Итак, я ещё раз хочу напомнить вам, что декоративно-прикладное искусство наиболее приближено к человеку. Оно тесно связано с его жизнедеятельностью. Мебель, одежда, посуда. Каждая вещь занимает определённое место не только в созданной человеком пространственной среде, но и в его духовном мире.
Народное искусство во всём многообразии его проявлений - это великая память народа это “духовный мост” между днем сегодняшним и днём вчерашним, между прошлым и настоящим. Человек без памяти прошлого, лишенный исторических корней, не способен осмыслить себя, найти своё место в жизни.
Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.
Народные промыслы России представлены производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков, лаковой миниатюрой. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа.
ГЖЕЛЬ
Необыкновенная фарфоровая посуда сине-белого цвета завораживает взор, окутывает дымчатым туманом – это знаменитая гжель – народный керамический промысел. Живописный подмосковный регион Гжель расположен в 60 км от Москвы. Гжель известна и популярна не только в России, но и далеко за пределами страны. Голубая сказка, воплощенная мастерами Гжели в изящных чайниках, чашках, кувшинах, вазах и тарелках радует глаз и греет душу. Традиционный орнамент, украшающий фарфоровые изделия – синие и голубые цветы, листья, злаки, и гжельская синяя роза. Большие блюда украшают синей росписью диковинных птиц, изображением бытовых сцен. История гжельского фарфора начинается в 14 веке с изготовления предметов домашнего обихода, изразцов и черепицы. Затем был сложный путь к майоликовой посуде, фаянсу, а в 19 веке гжельские мастера стали изготавливать посуду из фарфора. Сегодня в Гжели производят не только посуду, но и игрушки, камины, люстры. Мастера расписывают свои изделия только вручную, вкладывая в каждый штрих свое умение и душу.
ХОХЛОМА
С древних времен люди стремятся украсить свое жилище и предметы быта. В городе Семенов, который расположен в Нижегородском крае, издревле украшали росписью деревянную посуду. Так появилась «Золотая Хохлома» – искусство росписи красками по дереву. Технология росписи золотыми красками появилась еще в 17 веке, и с тех пор на золотом фоне живут диковинные цветы – яркие алые и задумчивые черные. Золотой орнамент украшает деревянную мебель. Расписные ложки и куклы-матрешки известны во всем мире. Сегодня мастера предлагают не только расписную деревянную посуду, но и детскую мебель, подсвечники, декоративные блюда. Нарядность и особую красочность изделиям из дерева придает специальная технология лакирования. Благодаря сушке лакированного изделия в печах при высокой температуре, изделие приобретает особый золотисто-медовый оттенок.
УРАЛЬСКОЙ художественной лаковой росписи по металлу более 250 лет. Этот промысел возник у демидовских крепостных мастеров. Превосходное качество металла позволяло изготавливать подносы различной формы: овальные, прямоугольные, многогранные и даже гитарообразные. Цвет фона мог быть синим, зеленым, красным и излюбленным черным. Сначала подносы просто покрывали лаком, чтобы сохранить изделие от коррозии, позднее по ним стали писать красками, золотом, серебром, изображая цветы, плоды, сцены из жизни.
Особенно известны и популярны тагильские расписные подносы, благодаря знаменитому “хрустальному” лаку крепостного художника Худоярова.
Мастерству росписи подносов будущие “лакировальные” мастера обучались более 10 лет в “живописном училище”. А мы с вами поставили цель – расписать поднос за урок.
5. Минутка релаксации
Давайте немного отдохнём, а потом продолжим нашу работу.
6. Постановка художественной задачи.
Ну а сейчас вам предстоит самим стать чудо – мастерами и создать свой эскиз подноса. Работать вы будете с помощью компьютера. У каждого из вас на компьютере заготовлена папка с заданиями. Файлы, содержат элементы гжельской, хохломской и уральской росписи. Вам нужно собрать из них свой неповторимый узор.
Если у вас останется свободное время, можете попробовать изобразить с помощью графического редактора Paint гжельскую птицу счастья, используя для этого Технологическую карту с эскизами. Рисунок выполняется при помощи инструмента «Кривая линия». В дальнейшем вы сможете украсить такой птицей любую открытку или подарок.
Желаю вам творческих успехов! Можете приступать к созданию ваших шедевров!
7. Подведение итогов
Итак, сегодня на уроке вы соприкоснулись с тайной древнего искусства и “перекинув” мостик в сегодняшний день, осуществили такую же работу при помощи компьютерной техники.
Понравилось ли вам рисовать при помощи компьютера?
Что запомнилось из сегодняшнего урока? Что удивило и что поразило?
Какая информация помогла вам испытать чувство гордости за свой народ?
Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
8. Домашнее задание
§ 2.3 стр. 42-45 (повторить), Пр/р № 10 стр. 150 (разобрать этапы выполнения заданий)
Молодцы, (оценивание работ и комментирование). Всем спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.
ое место на карточке. егодняшнего урока. гиваем в нужное место).
лых ножках.