Урок информатики в 6 классе
Чувственное познание окружающего мира
Время проведения: Второй урок раздела «Человек и информация».
Оборудование: компьютерный класс, оснащённый компьютерной техникой, мультимедийным проектором и современным программным обеспечением.
Цели и задачи урока: Создание условий для знакомства учащихся с процессом восприятия мира через органы чувств.
Образовательная:
расширить представление учащихся о чувственном познании окружающего мира;
усвоить, что ощущение и восприятие – основа получения знаний;
закрепить навыки создания таблиц в текстовом редакторе Word.
Воспитательная: развитие познавательного интереса, логического мышления.
Развивающая: развитие алгоритмического мышления, речи, памяти и внимания учащихся.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: проектор, компьютер, компьютерная презентация.
Тип урока: комбинированный, объяснение нового материала.
Метод: эвристическая беседа с последовательным изложением материала.
Основные понятия:
Ощущение;
Восприятие;
Представление;
Список использованной литературы:
Босова Л.Л., Информатика, учебник для 6 класса, – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Преподавание информатики в 5–7 классах. Босова Л. Л. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Программа курса информатики 5-6 класс / Босова Л.Л. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Подробный план урока.
Организационный момент. 1-2 мин.
Актуализация знаний. - 3 мин.
Объяснение нового материала. 10 мин.
Закрепление нового материала. 3 мин.
Информация о д/з, инструктаж по его выполнению. 1 мин.
Нацеливание на практическую работу. – 2 мин.
Практическая часть урока. Выполнение практической работы на компьютере. 20 мин.
Итог урока. – 4 мин.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Объявление плана урока.
2. Актуализация знаний.
Чем является информация для человека? (Знания, получаемые из разных источников)
На какие группы делятся знания? (Факты и правила)
Как называется процесс получения знаний? (Познание)
Что делает человек с полученными знаниями? (Запоминает, обрабатывает, применяет их на практике).
Правильно, полученные знания или познание реальной действительности отражается в сознании человека. Существует две формы познания: чувственное (с помощью органов чувств) и логическое, которое называют абстрактным мышлением. Сегодня на уроке мы познакомимся с чувственным познанием окружающего мира. Одной из задач урока познакомиться с понятиями: ощущение, восприятие, представление. Запишем в тетради тему урока: "Чувственное познание окружающего мира".
Объяснение нового материала.
С первых минут жизни человек воспринимает окружающую его действительность с помощью органов чувств: видит, слышит, осязает и т.д. таким образом - органы чувств человека – это его основной инструмент - средства приёма сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг.
Игра Робот
Представь, что ты робот. Ты должен выполнять только мои команды. Подойди ко мне. Закрой глаза. Протяни руку. Достань из мешочка предмет. Опиши свои ощущения.
В непрозрачный мешочек кладутся конфета, фотография, флакон духов, деревянные бусы, игрушка. Учащиеся выходят по одному и с закрытыми глазами достают из мешочка один из предметов. С закрытыми глазами они должны определить, что за предмет им попался: игрушка, деревянные бусы, фотография, флакон духов.
Если учащийся достал духи, после описания флакона он открывает глаза, нюхает духи и пытается описать их запах.
Если учащийся достал конфету, после описания предмета он ест конфету и описывает её вкус (шоколадная или карамель, с какой начинкой и т.д.).
В одном из случаев, когда учащийся закрыл глаза, учитель режет ножницами лист бумаги, учащийся должен определить действие учителя по звуку.
Если учащийся достал фотографию, он должен описать, что и кого он на ней видит.
В каждом из случаев учащиеся должны назвать органы чувств, с помощью которых они получили информацию о предмете и вид информации, которую они получили, описать свои ощущения.
Отдельные свойства объектов вызывают у нас ощущения.
(В тетради: Ощущения - отдельные свойства объектов, воздействующие на наши органы чувств)
Всегда ли можно по одному ощущению определить объект, вызвавший его?
Объект значительно проще узнать по совокупности ощущений.
Работа в группах. Каждой группе даны понятия (апельсин, ёлка, яблоко, фейхоа, персик). Ваша задача: ответить на вопрос: Какой он, этот объект?
Заполните карточки. (2 минуты)
Фейхоа - вечнозеленый плодовый субтропический кустарник высотой 2-3 м. Плод - крупная, мясистая, сочная ягода, семена окружены белой полупрозрачной кисло-сладкой мякотью. Форма плода от удлиненно-овальной до широкоокруглой. Кожура от желто-зеленой гладкой до темно-зеленой бугристой. Длина плода от 2 до 5 см,
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос по группам. Возможно группа, которой досталось слово фейхоа, не сможет описать объект или опишет неправильно.
Мы видим, что каждый объект имеет множество свойств, и целостный образ того или иного объекта – это восприятие объекта всеми органами чувств.
Восприятие – это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств.
Перед вами картина Исаака Левитана «Владимирка». Я предлагаю вам, работая в группах, дать описание картины с разных точек зрения.
Работа в группах.
1-я группа – описать картинку с точки зрения художника.
2-я группа – с точки зрения фермера
3-я группа – с точки зрения шофера
Обсуждение итогов
Почему видя один и тот же пейзаж, мы по-разному воспринимаем его?
Вывод: Разные люди, разное восприятие объекта.
Восприятие каждого человека зависит от его прежнего опыта и знания.
А теперь, пожалуйста, дайте описание следующих объектов:
Почему вы так рассказали об этих объектах, вы же их не видите?
Представление – это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее.
Т.е. когда-то мы видели объект, знаем что-либо о нем, но если в данный момент времени он недоступен, то мы можем представить его себе.
Закрепление нового материала. 3 мин.
Давайте подведем итог всему вышесказанному: Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств и вызывают: ощущения, восприятия, представления.
Можно ли только при помощи чувственного познания познавать окружающий мир?
Почему?
При помощи чего можно познать законы мира, сущность предметов и явлений и т.п.? (При помощи мышления.)
Сущность предметов и явлений, законы мира мы не можем понять с помощью чувственного познания. Их мы познаем с помощью мышления. Но об этом мы будем говорить на следующем уроке.
Информация о д/з, инструктаж по его выполнению.
Сейчас давайте запишем домашнее задание – п. 2.2, РТ № 7 - стр. 41.
Нацеливание на практическую работу.
А сейчас мы перейдем к практической части нашего урока. Ваша задача сегодня – создать таблицу на основе текстового материала. Вы откроете папку «Заготовки», найдете там файл «Семь чудес света», создадите таблицу по образцу.
Но при выполнении данного задания вы должны продемонстрировать не только свои практические умения, но и определенные знания. Вы все знаете о древних памятниках архитектуры - чудесах света: Египетских пирамидах, Колоссе Родосском и т.д. Наверняка слышали и о таких памятниках, созданных в средние века. О них сказано в тексте. Но ваша задача – самим привести примеры архитектурных памятников или памятников природы, которые сегодня можно назвать чудесами света.
При выполнении данной работы у вас так же появятся какие-то представления о рассматриваемых чудесах света. После выполнения работы мы посмотрим презентацию и узнаем, верны ли были ваши представления об этих памятниках.
Критерии оценки:
«5» - если все задание выполнено верно;
«4» - если не выполнен 1 пункт задания;
«3» - если не выполнены 2 пункта задания
Практическая часть урока. Выполнение практической работы на компьютере.
Итог урока.
Работу закончили. Давайте узнаем, что вы отнесли к новым чудесам света. (ответы ребят.
Теперь пора подвести итог нашей с вами работы.
Что нового и полезного вы узнали сегодня на уроке?
Пригодятся ли вам полученные знания?
А теперь мне хочется, чтобы вы оценили урок и свою деятельность. У вас на столах лежат карточки. В одной графе вам нужно оценить урок в целом, а в другой – собственную работу на уроке.
Если вы довольны уроком, своей работой – поставьте «!»
Если вам не все понравилось в уроке, что-то вы не поняли, недостаточно хорошо поработали сами, можно было бы и лучше – поставьте «.»
Если вы чувствуете неудовлетворение от урока, от собственной деятельности – поставьте «?»
Мне же на уроке хочется отметить заинтересованную работу всех ребят. Может не все успели сделать таблицу, но не беда, в свободное время вы можете прийти и доделать ее, повысив оценку. Всем спасибо за урок. До свидания.
Оцените урок | Оцените свою деятельность на уроке |
Если вы довольны уроком – поставьте «!» Если вам не все понравилось в уроке, что-то вы не поняли – поставьте «.» Если вы чувствуете неудовлетворение от урока – поставьте «?» | | Если вы довольны своей работой – поставьте «!» Если вы недостаточно хорошо поработали сами, можно было бы и лучше – поставьте «.» Если вы чувствуете неудовлетворение от собственной деятельности – поставьте «?» | |
Апельсин | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ёлка | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Яблоко | |
|
|
|
|
|
|
|
|
Фейхоа | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самоанализ урока информатики в 6 классе
«Чувственное познание окружающего мира»
Время проведения: Второй урок раздела «Человек и информация», он тесно связан с предыдущим и работает на следующий урок, на котором будет рассматриваться вопрос «Логическое познание».
Цели урока:
Образовательная:
Формирование учебно-познавательной, информационной компетентностей через расширение представления учащихся о чувственном познании окружающего мира, формирование целостной картины мира на основе собственного опыта, формирование понимания, что ощущение и восприятие – основа получения знаний;
закрепить навыки создания таблиц в текстовом редакторе Word.
Воспитательная: развитие коммуникативной компетентности через развитие речи учащихся, развитие познавательного интереса, умение работать в паре, в группе, учитывать мнение одноклассников, давать оценку собственной деятельности.
Развивающая: развитие алгоритмического мышления, речи, памяти и внимания учащихся.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: проектор, компьютер, компьютерная презентация.
Метод: эвристическая беседа с последовательным изложением материала, практическая работа.
Тип урока: объяснение нового материала. По УМК Босовой каждый урок состоит из двух основных этапов: теоретическая часть и практическая. К сожалению не всегда эти части связаны между собой содержательно и приходится «подтягивать» их друг к другу.
Подбор учебного материала проводился с целью достижения образовательной цели: понимания учащимися о значении чувственного познания мира. Большинство учащихся относятся к предмету информатика, как к развлекательному предмету – сиди и играй. На своих уроках я стараюсь показать ученикам, что мы живем в информационном мире, и на первое место в деятельности людей выходит умение работать с информацией, и что информатика – интересная наука, изучающая способы и средства работы с информацией. У ребят должно быть полное представление об этом понятии, сформированы навыки получения, обработки информационных объектов.
При изучении данной темы «Чувственное познание мира» очень легко проводить различные рассуждения, опираясь на жизненный опыт детей, что, на мой взгляд, повышает интерес учеников к предмету. Происходит развитие кругозора детей, развитие их речи, мышления, внимания.
Учитывая, что в данном классе у большинства детей хорошо развита зрительная память, а слуховая значительно хуже, я постаралась наполнить урок яркими, запоминающимися образами, выводя каждое определение на экран, что способствует и зрительному и слуховому запоминанию информации.
В практической части урока происходит закрепление навыков работы по созданию таблиц в текстовом редакторе. Подобное задание ребята уже выполняли, что предусмотрено программой и поэтому особых затруднений оно не вызвало. Содержательная часть была подведена к содержанию первой части, произошло закрепление понятия «представление», а так же развитие кругозора учащихся.
В конце урока мне хотелось, чтоб учащиеся сами дали оценку и уроку в целом и своей деятельности, используя оценки:
«!» - хорошо и отлично
«.» - неплохо, но можно было бы и лучше.
«?» - было неинтересно, собственная работа не удалась.
В целом, считаю, что урок прошел не плохо, поставленные цели были достигнуты.