kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект отчета по самообразованию на тему: «Чувственное восприятие окружающего мира»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный отчет по самообразованию направлен на выявление чувственного восприятия окружающего мира детей дошкольного возраста. Работа над программой профессионального самообразования помогла мне: создать развивающую среду в группе; развить у детей сенсорные эталоны вкуса, слуха, запаха, зрения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект отчета по самообразованию на тему: «Чувственное восприятие окружающего мира»»

7







Администрация муниципального Образования муниципального района «Сыктывдинский»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 общеразвивающего вида» с.Выльгорт

«Челядьöс сöвмöдан 7 №-а видзанiн» школаöдз велöдан Выльгорт сиктса муниципальнöй сьöмкуд учреждение»





Конспект отчета по самообразованию

на тему: «Чувственное восприятие окружающего мира»






Подготовила:

Воспитатель Филиппова Лариса Ивановна.









с. Выльгорт

2015


Цель: создание развивающей среды, обеспечивающей развитие сенсорных эталонов вкуса, слуха, запаха, зрения и тактильных ощущений.


Задачи: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне: создать развивающую среду в группе; развить у детей сенсорные эталоны вкуса, слуха, запаха, зрения.


Оборудование: методическая литература, ИКТ, наглядный материал.
























Ход отчета по самообразованию

на тему: «Чувственное восприятие окружающего мира»


Одним из основных направлений работы российской системы дошкольного образования является познавательное развитие детей. Современные исследователи все чаще отмечают односторонность этого процесса в детском саду - стремление педагогов дать детям знания посредством слова. Но уже давно известно, что знания, полученные словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом неясны, неотчетливы и непрочны. Познание должно начинаться с ощущения и восприятия, физиологическую основу которых составляет деятельность органов чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха, вкуса. Чем более развиты органы чувств, тем больше информации получает ребенок, тем успешнее его развитие.

О некоторых детях мы говорим: смотрит, а не видит, слушает, а не слышит, ничего не чувствует. Это может свидетельствовать о том, что у этих детей не развиты анализаторы. Соответственно, необходимо развивать сенсорную чувствительность у детей. Есть мнение, что достаточно лишь направить внимание детей на объект, а рассмотреть его они смогут сами. Но это не так: дети, как правило, не могут рассматривать предметы самостоятельно, подмечать характерные черты. Необходимо развивать у детей умение концентрировать свое внимание на определенных качествах предмета и воспринимать их с особой тщательностью. Классическая дидактика выделила форму, величину и другие категории действительности как самостоятельные. Этот мир отвлеченностей и становится содержанием работы с детьми. В результате дети овладевают узкими мыслительными операциями (запоминание, узнавание), но у них не складывается потребности применять эти операции в каких либо жизненных ситуациях. Для ребенка куб, треугольник есть такой же предмет, как и всякий другой, но существующий почему-то только в обстановке детского сада.

Таким образом, проблема развития сенсорных способностей у детей, как и много лет назад остается одной из важнейших проблем дошкольной педагогики. В основе большинства способностей человека лежит именно его сенсорный опыт. Значение сенсорного воспитания трудно переоценить. Это основа и для познавательно-речевого развития, и для художественно-эстетического, и для физического, и для социально-личностного.

В 2014-2015 учебном году я работала над темой самообразования «Чувственное восприятие окружающего мира». Работая над данной темой я ставила перед собой цель: создание развивающей среды обеспечивающей развитие сенсорных эталонов вкуса, слуха, запаха, зрения и тактильных ощущений.

Сентября по май изучала нормативные документы: ФЗ З-247 «Об образовании РФ», ФГОС ДО, САНПИН, 2.4.1.3049 Использование нормативно-правовых материалов в работе, анализировала методическую литературу. Создала картотеку дидактических игр по сенсорике, которые использовались в работе с детьми, и сделала папку-передвижку для родителей «Игры на развитие тактильных ощущений», «Игры и упражнения на развитие обоняния и вкуса у детей».

Провела анкетирование среди родителей, участвовали 16 человек. Анкетирование родителей показало, что все родители считают нужным необходимость сенсорного развития и воспитания ребёнка, у одного родителя нет игр по сенсорному развитию. Трое родителей оценивают высокий уровень сенсорного развития ребёнка, а остальные средний уровень сенсорного развития.

Основным методом накопления сенсорных ощущений был выбран метод обследования предметов, в первую очередь, в процессе различных наблюдений, как на прогулке, так и в повседневной деятельности. Для накопления чувственных представлений часто проводилась опытническая деятельность с водой, снегом, льдом, песком, глиной в уголке экспериментирования.

Очень интересны и привлекательны для детей были игры и упражнения с сенсорным содержанием («Узнай на ощупь», «Тактильная дорожка, «Найди такую же ткань, дощечку», «Узнай по запаху», «Догадайся, что за предмет», «Узнай фигуру», «Определи на ощупь», «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Что в мешочке», «Найди предмет указанной формы», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя», «Составь целое из частей», «Сравни предмет по высоте», «Самая длинная, самая короткая», «Пирамидки», «Матрёшки», «Разноцветные кружки», «Разложи по размеру», «Расставь по порядку», «Какого цвета не стало?», «Собери гирлянду», «Сложи радугу», «Неразлучные цвета», «Какие цвета использованы?», «Уточним цвет предмета»).

Также увлекательны игры и упражнения на развитие обоняния и вкуса у детей( «Фрукт или овощ?», «Поможем обезьянке», «Что приготовил повар на обед?», «Коробочка с запахами»)

Большой отклик у детей нашли игры на развитие мелкой моторики руки

( игры с пинцетом: раскладывание бусинок по ячейкам, игры с пипеткой: «Собери капельки», «Разложи капельки», «Смешивание красок», игры с водой: «Взбивание пены», «Выжимание губки»).

Детям стремились применять сенсорный материал и в сюжетно-ролевых играх. Так, освоив упражнения с пинцетом и пипеткой, дети применили умения в игре «Больница», «Аптека». Эксперименты с цветом, окрашивание воды в разные цвета по инициативе детей переросло в игру «Магазин «Соки-воды».

Режимные моменты давали уникальную возможность в свободной непринужденной обстановке развивать сенсорные навыки и умения. Так, собираясь на прогулку дети сравнивали свои шарфики по длине, сапожки по высоте и длине, ощупывали у кого из какой ткани курточка, шапочка, штанишки. Придя с прогулки, дети с удовольствием отгадывали, что сегодня приготовили на обед (по запаху). Успокоиться помогала специальная, расслабляющая музыка (звуки природы: шум моря, лесные звуки и т.д.).

В уголке художественного творчества дети отображали свои ощущения и впечатления различными изобразительными средствами.

Таким образом, задачи формирующего эксперимента решались в различных видах деятельности. По итогам проведенной работы можно отметить следующие качественные изменения в поведении и деятельности детей:

  • Внимательность и наблюдательность

  • Самостоятельность и целеустремленность

  • Возрастание интереса к организованной образовательной деятельности.

  • Появление вопросов поискового, уточняющего характера

  • Желание отразить свои ощущения и впечатления в продуктивных видах деятельности. Работы воспитанников стали ярче, интереснее, выразительнее

  • Употребление в речи ярких, образных слов

  • Упорядоченные и систематизированные знания об объектах окружающего мира.

Во многом формирующий этап показал успешность данной работы, но для отслеживания динамики уровня развития сенсорных умений и навыков было проведено диагностика, опираясь на разделы:1 Формирование элементарных математических представлений.2 Развитие познавательно-исследовательской деятельности. В начале года были получены следующие результаты: по 1 разделу0%-высокого уровня,100%-среднего уровня, 0%-низкого уровня; по 2 разделу 24%-высого уровня,76%-среднего уровня,0%-низкого уровня. В конце года были получены следующие результаты: по 1 разделу 92%-высокого уровня,2%-среднего уровня,0%-низкого уровня; по 2 разделу: 92%-высого уровня,2%-среднего уровня,0%-низкого уровня.

В результате проведённой работы были достигнуты немалые результаты. Дети стали лучше ориентироваться в форме, величине предметов. Улучшилось тактильное восприятие. Дети учатся словесно подкреплять увиденное, осязаемое, тем самым закрепляют полученные знания, умения, навыки, пополняют свой активный словарь. Выявлены наиболее эффективные дидактические игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию детей.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект отчета по самообразованию на тему: «Чувственное восприятие окружающего мира»

Автор: Филиппова Лариса Ивановна

Дата: 01.02.2016

Номер свидетельства: 286547


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства