Игровые приемы в воспитании эстетического отношения старших дошкольников к окружающему миру.
Игровые приемы в воспитании эстетического отношения старших дошкольников к окружающему миру.
Игровые приемы в воспитании эстетического отношения старших дошкольников к окружающему миру.
Воспитание красотой, по мнению В. А. Сухомлинского, является началом сложного духовного взаимодействия воспитателя и ребенка. Врожденная способность воспринимать красоту должна вследствие работы педагога стать потребностью воспринимать красоту. Научить ребенка чувствовать красоту, а в красоте видеть добро, сердечность – значит помочь ребенку утвердить прекрасное в самом себе, в других людях!
Наверняка, не вызовет сомнений, что дошкольник воспринимает мир несколько иначе, чем взрослый или даже старший ребенок. Иной взрослый замечает куда меньше удивительных «чудес» в привычном взгляду окружении, чем дошкольник, вступающий в «художественную игру» (понятие, введенное детским психологом Конрадом фон Лонге, подразумевающее активную работу фантазии) с даже мало привлекательными объектами. Для того чтобы уметь показать ребенку красоту действительности, педагог в первую очередь должен уметь взглянуть на действительность глазами своего воспитанника: дошкольник всегда заведомо художник. Эстетическоеотношение выражается в том, что чувственный облик предметов и явлений мира выступает для человека как непосредственное выражение некоторой родственной ему жизни, настроения характера (А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская).
Как помочь ребенку обратить внимание на красоту привычных предметов, как включиться в художественную игру» самому взрослому? Об этом расскажет наш опыт. Но прежде хотелось бы обратить внимание воспитателей и родителей на особенности эстетического отношения детей 5 – 7 лет к действительности.
Восприятие красоты действительности старшим дошкольником носит ярко выраженный действенный характер: ребенок стремится дотронуться, погладить, повернуть, даже подбросить привлекший внимание предмет. Восприятие ребенка – это эмоция-действие, то есть эстетическая эмоция оказывает не только отсроченное влияние на поведенческую установку, но и выражается в мимике, жесте, действии мгновенно.
Еще одной характерной чертой эстетического отношения старших дошкольников является высокая эмоциональность восприятия, восприимчивость к чувственным свойствам действительности (А. А. Адаскина). По мнению ряда исследователей (А. А. Мелик-Пашаев и З. Н. Новлянская, А. А. Адаскина, Н. Ф. Чубук), ребенок старшего дошкольного возраста – заведомо художник: «свежесть восприятия», «острота взгляда», «непредвзятость», «яркость впечатлений» - вот те присущие детской природе особенности, определяющие эстетическое отношение дошкольника в первую очередь как высокую эмоциональную отзывчивость на чувственные характеристики действительности.
Данные психологи позволяют установить, что наглядное, предметное, яркое, воспринимается ребенком прежде всего как прекрасное, вызывает у ребенка интерес, он испытывает радость и удовольствие при взаимодействии с ним (Н. А. Ветлугина). Наиболее привлекательными современные дошкольники считают игрушки, объекты и явления природы. Представляется очевидным, что эстетическое удовольствие ребенок получает за счет подключения фантазии (легко увидеть в растении, в кукле одухотворенное существо, обладающее судьбой, настроением, особым характером). Отметим, что игрушка никогда не остается для ребенка просто вещью, близким предметом, она становится символом детских мечтаний и фантазий.
Эстетическая эмоция требует мгновенного выхода – как в действии (мы говорили об этом выше), так и в суждении. С одной стороны, это обуславливает необходимость постоянной эмоциональной включенности взрослого, его готовности к контактам, с другой – объясняет появление в речи детей слов-меток, описывающих сиюминутные переживания, ощущения. Дети дошкольного возраста внимательны к внешним характеристикам предмета, явления, опора на них дает возможность создавать образы. Дошкольники склонны к тому, чтобы одушевлять тот или иной предмет, наделять его знакомыми чертами характера, поступками, приключениями. Примечательно то, что дети готовы фантазировать о многом: и о карандашах, и об опавших листьях, о распускающихся почках, об игрушках, предметах одежды.
Представленные особенности эстетического отношения старших дошкольников к миру позволили разработать и применить на практике приемы привлечения внимания детей к красоте окружающей действительности и развития эстетического отношения к миру у детей 5 – 7 лет.
Прежде чем перейти к описанию игровых приемов, необходимо сформулировать несколько правил, необходимо сформулировать несколько правил, следование которым обеспечит радостный совместный поиск красивого, позволит увидеть и взрослому, и ребенку за привычными объектами действительности удивительное, прекрасное и доброе.
Поскольку обмен эстетическими оценками происходит в процессе общения, следует уделить внимание установлению или развитию дружеского контакта с воспитанниками, думается, что рождение суждений происходит в диалоге
Важно снять барьер «Так не говорят, так нельзя…», радоваться пусть и «новому», но точно передающему отношение, эмоцию слову.
Лучше, если эмоциональная реакция взрослого будет опережающей: «Какие красивые цветы!»
Не нужно бояться задействовать фантазию детей.
Необходимы активные действия ребенка с объектом окружающего мира. Самой природе детства свойственно проявление эмоции через действие, поэтому так важно предоставить ребенку возможность потрогать, погладить, даже побегать вокруг того или иного объекта. Если привлекшие внимание предмет, явление труднодосягаемы или же тактильное взаимодействие с объектом нежелательно (например, ребенка привлекла красота крыльев бабочки), всегда остается возможность обыграть ситуацию, используя стихи, песни, подражая движениям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игровые приемы в воспитании эстетического отношения старших дошкольников к окружающему миру. »
Игровые приемы в воспитании эстетического отношения старших дошкольников к окружающему миру.
Воспитание красотой, по мнению В. А. Сухомлинского, является началом сложного духовного взаимодействия воспитателя и ребенка. Врожденная способность воспринимать красоту должна вследствие работы педагога стать потребностью воспринимать красоту. Научить ребенка чувствовать красоту, а в красоте видеть добро, сердечность – значит помочь ребенку утвердить прекрасное в самом себе, в других людях!
Наверняка, не вызовет сомнений, что дошкольник воспринимает мир несколько иначе, чем взрослый или даже старший ребенок. Иной взрослый замечает куда меньше удивительных «чудес» в привычном взгляду окружении, чем дошкольник, вступающий в «художественную игру» (понятие, введенное детским психологом Конрадом фон Лонге, подразумевающее активную работу фантазии) с даже мало привлекательными объектами. Для того чтобы уметь показать ребенку красоту действительности, педагог в первую очередь должен уметь взглянуть на действительность глазами своего воспитанника: дошкольник всегда заведомо художник. Эстетическоеотношение выражается в том, что чувственный облик предметов и явлений мира выступает для человека как непосредственное выражение некоторой родственной ему жизни, настроения характера (А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская).
Как помочь ребенку обратить внимание на красоту привычных предметов, как включиться в художественную игру» самому взрослому? Об этом расскажет наш опыт. Но прежде хотелось бы обратить внимание воспитателей и родителей на особенности эстетического отношения детей 5 – 7 лет к действительности.
Восприятие красоты действительности старшим дошкольником носит ярко выраженный действенный характер: ребенок стремится дотронуться, погладить, повернуть, даже подбросить привлекший внимание предмет. Восприятие ребенка – это эмоция-действие, то есть эстетическая эмоция оказывает не только отсроченное влияние на поведенческую установку, но и выражается в мимике, жесте, действии мгновенно.
Еще одной характерной чертой эстетического отношения старших дошкольников является высокая эмоциональность восприятия, восприимчивость к чувственным свойствам действительности (А. А. Адаскина). По мнению ряда исследователей (А. А. Мелик-Пашаев и З. Н. Новлянская, А. А. Адаскина, Н. Ф. Чубук), ребенок старшего дошкольного возраста – заведомо художник: «свежесть восприятия», «острота взгляда», «непредвзятость», «яркость впечатлений» - вот те присущие детской природе особенности, определяющие эстетическое отношение дошкольника в первую очередь как высокую эмоциональную отзывчивость на чувственные характеристики действительности.
Данные психологи позволяют установить, что наглядное, предметное, яркое, воспринимается ребенком прежде всего как прекрасное, вызывает у ребенка интерес, он испытывает радость и удовольствие при взаимодействии с ним (Н. А. Ветлугина). Наиболее привлекательными современные дошкольники считают игрушки, объекты и явления природы. Представляется очевидным, что эстетическое удовольствие ребенок получает за счет подключения фантазии (легко увидеть в растении, в кукле одухотворенное существо, обладающее судьбой, настроением, особым характером). Отметим, что игрушка никогда не остается для ребенка просто вещью, близким предметом, она становится символом детских мечтаний и фантазий.
Эстетическая эмоция требует мгновенного выхода – как в действии (мы говорили об этом выше), так и в суждении. С одной стороны, это обуславливает необходимость постоянной эмоциональной включенности взрослого, его готовности к контактам, с другой – объясняет появление в речи детей слов-меток, описывающих сиюминутные переживания, ощущения. Дети дошкольного возраста внимательны к внешним характеристикам предмета, явления, опора на них дает возможность создавать образы. Дошкольники склонны к тому, чтобы одушевлять тот или иной предмет, наделять его знакомыми чертами характера, поступками, приключениями. Примечательно то, что дети готовы фантазировать о многом: и о карандашах, и об опавших листьях, о распускающихся почках, об игрушках, предметах одежды.
Представленные особенности эстетического отношения старших дошкольников к миру позволили разработать и применить на практике приемы привлечения внимания детей к красоте окружающей действительности и развития эстетического отношения к миру у детей 5 – 7 лет.
Прежде чем перейти к описанию игровых приемов, необходимо сформулировать несколько правил, необходимо сформулировать несколько правил, следование которым обеспечит радостный совместный поиск красивого, позволит увидеть и взрослому, и ребенку за привычными объектами действительности удивительное, прекрасное и доброе.
Поскольку обмен эстетическими оценками происходит в процессе общения, следует уделить внимание установлению или развитию дружеского контакта с воспитанниками, думается, что рождение суждений происходит в диалоге
Важно снять барьер «Так не говорят, так нельзя…», радоваться пусть и «новому», но точно передающему отношение, эмоцию слову.
Лучше, если эмоциональная реакция взрослого будет опережающей: «Какие красивые цветы!»
Не нужно бояться задействовать фантазию детей.
Необходимы активные действия ребенка с объектом окружающего мира. Самой природе детства свойственно проявление эмоции через действие, поэтому так важно предоставить ребенку возможность потрогать, погладить, даже побегать вокруг того или иного объекта. Если привлекшие внимание предмет, явление труднодосягаемы или же тактильное взаимодействие с объектом нежелательно (например, ребенка привлекла красота крыльев бабочки), всегда остается возможность обыграть ситуацию, используя стихи, песни, подражая движениям.