Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Игровые приемы в воспитании эстетического отношения старших дошкольников к окружающему миру.
Воспитание красотой, по мнению В. А. Сухомлинского, является началом сложного духовного взаимодействия воспитателя и ребенка. Врожденная способность воспринимать красоту должна вследствие работы педагога стать потребностью воспринимать красоту. Научить ребенка чувствовать красоту, а в красоте видеть добро, сердечность – значит помочь ребенку утвердить прекрасное в самом себе, в других людях!
Наверняка, не вызовет сомнений, что дошкольник воспринимает мир несколько иначе, чем взрослый или даже старший ребенок. Иной взрослый замечает куда меньше удивительных «чудес» в привычном взгляду окружении, чем дошкольник, вступающий в «художественную игру» (понятие, введенное детским психологом Конрадом фон Лонге, подразумевающее активную работу фантазии) с даже мало привлекательными объектами. Для того чтобы уметь показать ребенку красоту действительности, педагог в первую очередь должен уметь взглянуть на действительность глазами своего воспитанника: дошкольник всегда заведомо художник. Эстетическое отношение выражается в том, что чувственный облик предметов и явлений мира выступает для человека как непосредственное выражение некоторой родственной ему жизни, настроения характера (А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская).
Как помочь ребенку обратить внимание на красоту привычных предметов, как включиться в художественную игру» самому взрослому? Об этом расскажет наш опыт. Но прежде хотелось бы обратить внимание воспитателей и родителей на особенности эстетического отношения детей 5 – 7 лет к действительности.
Восприятие красоты действительности старшим дошкольником носит ярко выраженный действенный характер: ребенок стремится дотронуться, погладить, повернуть, даже подбросить привлекший внимание предмет. Восприятие ребенка – это эмоция-действие, то есть эстетическая эмоция оказывает не только отсроченное влияние на поведенческую установку, но и выражается в мимике, жесте, действии мгновенно.
Еще одной характерной чертой эстетического отношения старших дошкольников является высокая эмоциональность восприятия, восприимчивость к чувственным свойствам действительности (А. А. Адаскина). По мнению ряда исследователей (А. А. Мелик-Пашаев и З. Н. Новлянская, А. А. Адаскина, Н. Ф. Чубук), ребенок старшего дошкольного возраста – заведомо художник: «свежесть восприятия», «острота взгляда», «непредвзятость», «яркость впечатлений» - вот те присущие детской природе особенности, определяющие эстетическое отношение дошкольника в первую очередь как высокую эмоциональную отзывчивость на чувственные характеристики действительности.
Данные психологи позволяют установить, что наглядное, предметное, яркое, воспринимается ребенком прежде всего как прекрасное, вызывает у ребенка интерес, он испытывает радость и удовольствие при взаимодействии с ним (Н. А. Ветлугина). Наиболее привлекательными современные дошкольники считают игрушки, объекты и явления природы. Представляется очевидным, что эстетическое удовольствие ребенок получает за счет подключения фантазии (легко увидеть в растении, в кукле одухотворенное существо, обладающее судьбой, настроением, особым характером). Отметим, что игрушка никогда не остается для ребенка просто вещью, близким предметом, она становится символом детских мечтаний и фантазий.
Эстетическая эмоция требует мгновенного выхода – как в действии (мы говорили об этом выше), так и в суждении. С одной стороны, это обуславливает необходимость постоянной эмоциональной включенности взрослого, его готовности к контактам, с другой – объясняет появление в речи детей слов-меток, описывающих сиюминутные переживания, ощущения. Дети дошкольного возраста внимательны к внешним характеристикам предмета, явления, опора на них дает возможность создавать образы. Дошкольники склонны к тому, чтобы одушевлять тот или иной предмет, наделять его знакомыми чертами характера, поступками, приключениями. Примечательно то, что дети готовы фантазировать о многом: и о карандашах, и об опавших листьях, о распускающихся почках, об игрушках, предметах одежды.
Представленные особенности эстетического отношения старших дошкольников к миру позволили разработать и применить на практике приемы привлечения внимания детей к красоте окружающей действительности и развития эстетического отношения к миру у детей 5 – 7 лет.
Прежде чем перейти к описанию игровых приемов, необходимо сформулировать несколько правил, необходимо сформулировать несколько правил, следование которым обеспечит радостный совместный поиск красивого, позволит увидеть и взрослому, и ребенку за привычными объектами действительности удивительное, прекрасное и доброе.
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт