Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сергеевская средняя общеобразовательная школа
Пермский край
Гайнский район
Открытый урок информатики
по теме: «Аналогия между компьютером и человеком» 8 класс
Петрова Надежда Михайловна, учитель информатики и ИКТ, 1 квалификационной категории МБОУ «Сергеевская средняя общеобразовательная школа»
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности 3 минут.
Здравствуйте, ребята! Сегодня урок информатики проведу у вас я. Меня зовут Надежда Михайловна, я учитель информатики Сергеевской школы.
Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.
Сегодня у нас урок открытия новых знаний. А как происходит познание нового? Узнавать новое мы будем, опираясь на ранее изученное, (слайд 1)
для этого нам необходимо повторить уже известное;
вспомнить то, что вы узнали на прошлых уроках;
правильно определить то, что мы не знаем;
найти способ преодоления затруднения,
сформулировав новый способ (алгоритм, формулу, правило), научиться его применять.
Прежде чем открывать новые знания, давайте проверим, какими внимательными вы были на прошлых уроках.
На рабочем столе у вас находится карточка Приложение 1. В этом листе 3 задания определённого уровня сложности, вы по своему желанию выбираете задание и выполняете его. (Учащиеся выполняют задание)
Итак, работа выполнена. Подведём итоги по образцу. (Проверяют по образцу). (слайды 2,3,4)
Поднимите руки, кто справился с заданием. Молодцы!
Кто не справился с заданиями?
В каких заданиях вы допустили ошибку? Давайте вместе их исправим.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Пробное действие 6 минут
А сейчас всё внимание на слайд. На слайде представлены имена великих людей. Как вы думайте, что может объединять их? (слайд 5)
французский ученый Герберт он же Папа Римский Сильвестр II.
немецкий ученый, профессор математики и восточного языка Вильгельм Шиккард
французский математик, физик и философ Блез Паскаль
немецкий математик и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц.
английский математик Вильям Оутред
английский математик Чарльз Беббидж
английский математик Ада Лавлейс
американский инженер Герман Холлерит
немецкий инженер Конрад Цузе
американский инженер Говард Эйкен и т.д.
То что объединяет всех этих известных людей, вы узнаете, выполнив задание из Приложения 2, которое у вас лежит на парте. Работаем мы в парах. Попробуйте сформулировать ваше задание? Что вам нужно здесь сделать?
На листочках закодировано слово, применив специальный код, вы должны декодировать данную информацию. У вас у всех практически разный способ кодирования информации. У кого-то это Азбука Морзе, у кого-то шифр римского императора Гая Юлия Цезаря, ну а кто-то воспользуется шифром «Пляшущие человечки» из рассказа английского писателя Артура Конана Дойля о сыщике Шерлоке Холмсе.
Какое слово было у вас закодировано? (слайд 6)
Правильно, это компьютер. И все эти известные люди внесли большой вклад в изобретении данного устройства. А какой они внесли вклад, об этом вы узнаете на следующих уроках информатики.
С давних времен люди стремились облегчить свой труд. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека, т.е. работы с информацией.
Из истории науки и техники известно, что идеи многих изобретений человек подглядел в природе. Например, еще в XV веке великий итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи изучал строение тел птиц и использовал эти знания для конструирования летательных аппаратов. (слайд 7) Русский ученый Николай Егорович Жуковский, основоположник науки аэродинамики, также исследовал механизм полета птиц. (слайд 8)
А есть ли в природе прототип у компьютера? (слайд 9)
Учащиеся предлагают свои ответы.
А с кого человек списал компьютер?
Давай сейчас порассуждаем. Как человек изобретает.
Тогда понятно станет всем. Как создавалась ЭВМ.
По небу вертолет летает. Кого он нам напоминает? ………..
Он схож, конечно, не с козой. А с попрыгуньей стрекозой.
На землю самолет садится – огромная стальная птица.
А лодка, что по морю ходит, немного на кита походит.
Так за природой наблюдая. Ее законы открывая,
Все человек изобретал, идеи у природы брал.
Не может человек создать, что невозможно увидать. (слайд 10)
Все, что придумать он сумел. То у природы подглядел.
И вывод сделать нам осталось, когда задумал ЭВМ,
На самого себя смотрел.
С самого себя!
Что общего у компьютера и человека? (слайд 11)
Разве компьютер похож на человека внешне или по устройству?
Чем же схожи компьютер и человек?
На столах перед вами лежит карточка Приложение 3. Попробуйте сформулировать ваше задание? Что вам нужно здесь сделать? Правильно, нужно вставить пропущенные слова. Я предлагаю вам выполнить это задание парах. Заполните схему «Аналогия между компьютером и человеком», в пустые клетки надо вписать устройства компьютера.
Выявление места и причины затруднений. 1 минута
Кто не справился с заданием?
Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли заполнить схему.)
В чем возникли затруднения? (Мы не знаем, какие устройства входят в состав компьютера и за что они «отвечают»)
Кто справился с заданием? Докажите, что вы правы. (Мы не можем обосновать)
Построение проекта выхода из затруднения. 1 минута
Так как мы не знаем, какие устройства входят в состав компьютера и за что они отвечают, давайте сформулируем учебную задачу и тему урока (узнать какие основные устройства входят в состав компьютера и за что они отвечают, а так же провести аналогию между человеком и компьютером)
Давайте сформулируем тему нашего урока? («Аналогия между компьютером и человеком»). (слайд 12)
Ребята, у меня на слайде шаги плана открытия новых знаний. (слайд 13)
На экране
Рассмотреть схему устройства компьютера.
Прочитайте текст.
Выполнить задание в конце текста.
Заполните таблицу «Аналогия между компьютером и человеком».
Реализация проекта выхода из затруднения. 10 мин
Ребята для открытия нового знания нам необходимо ответить на ряд вопросов.
Очень часто компьютер сравнивают с человеком. Что же у них общего?
В состав современного компьютера входят различные устройства. Функции, которые выполняют эти устройства, подобны функциям мыслящего человека.
Определим функции человека и компьютера.
Давайте вспомним какие информационные процессы выполняет человек?
Имеются четыре основных компонента информационной функции человека: (слайд 14)
прием информации;
запоминание информации
процесс мышления
передача информации.
Компьютер включает в себя устройства, выполняющие эти функции мыслящего человека, т.е. компьютер, как и человек, может выполнять информационные процессы. И сейчас Вы узнаете, какие устройства входят в состав компьютера, и для каких информационных процессов эти устройства предназначены.
Для того, чтобы узнать какие это устройства и функцию каждого из них я предлагаю поработать со схемой и текстом Приложением 4, а так же выполнить задание Приложение 5. Работу вы будете выполнять в парах.
Учащиеся работают с текстом.
Первичное закрепление во внешней речи. 2 мин
Что же представляет собой персональный компьютер?
Ответ: Персональный компьютер представляет собой комплекс взаимосвязанных устройств
Какие основные узлы включает в свой состав компьютер? (слайд 15)
Ответ: процессор, память, устройства ввода и вывода.
Проверка выполненного задания.
А сейчас мы с вами поиграем в игру название которой «Согласен – Не согласен». Вам нужно будет выразить своё отношение к ряду утверждений. Если я всё сказала правильно, то вы говорите хором согласны, если нет то не согласны.
У человека есть органы чувств, с помощью которых он воспринимает информацию – у компьютера есть устройства ввода информации. (Согласны)
У человека есть мозг, в котором он хранит информацию – у компьютера есть устройства хранения информации. (Согласны)
С помощью мозга человек может мыслить, обрабатывать информацию – у компьютера есть процессор – устройство обработки информации. (Согласны)
Через речь, жесты, письмо человек может передавать информацию – у компьютера есть устройства ввода информации. (Не согласны, устройства вывода информации)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 2 мин
А теперь вернемся к пробному действию и на основе полученных новых знаний, выполним Задание «Аналогия между человеком и компьютером», Приложение 3.
Самостоятельная работа
Проверим по образцу (на слайде показана заполненная таблица) (слайд 16)
У кого возникли затруднения при выполнении задания?
В каком месте возникли затруднения?
В чем причина, что у вас возникли затруднения?
Что вам необходимо сделать, чтобы в дальнейшем не возникало затруднений?
Человек информацию может принимать, хранить, обрабатывать, передавать. То же самое с информаций может делать компьютер.
Включение в систему знаний.
Какой вывод можно сделать о схожести компьютера и человека? (слайд 17)
Компьютер похож на человека интеллектуальными возможностями.
Компьютер – модель человека, работающего с информацией.
Можно ли поставить знак = между человеком и компьютером? (слайд 18)
Между их работой с информацией?
А чем отличается компьютер от человека?
Ответы учащихся. (слайд 19)
Главное отличие компьютера от человека – человек умеет мыслить, может принимать решения, компьютер – исполнитель программ, созданных человеком. Работа компьютера строго подчинена заложенной в него программе, человек же сам управляет своими действиями.
Где вы сможете применить новые знания?
Рефлексия деятельности на уроке. 2 мин
Вернемся к нашей теме и учебной задаче, поставленной в начале урока.
Выполнили ли мы поставленную учебную задачу?
Раскрыли ли тему урока?
На ваших столах найдите оценочный лист Приложение 5 работы на уроке. Заполните его (слайд 20)
Задание различного уровня сложности на тему «Восприятие информации» | 3 балла – самостоятельно выполнено задание 3 (повышенный уровень) 2 балла - самостоятельно выполнено задание 2 (средний уровень) 1 балл - самостоятельно выполнено задание 1 (низкий уровень). |
Задание на кодирование информации. | 1 балл за правильный ответ. |
Задание на проверку полученных знаний. | 3 балла – выполнено все 3 задания 2 балла – выполнено 2 задания 1 балл - выполнено 1 задание |
Исследовательская деятельность, заполнение схемы «Аналогия между компьютером и человеком» | 3 балла – самостоятельно заполнено все 5 пропусков 2 балла - самостоятельно заполнено 4 пропуска 1 балл - самостоятельно заполнено 3 пропуска. |
Результат: | Если вы набрали за урок 10 баллов – оценка 5; 7-9 баллов – оценка 4; 4-6 балла – оценка 3. Менее 4 баллов – повтори пройденный материал дома и исправся на следующем уроке. |
Домашнее задание.
(задание на использование полученных знаний). (слайд 21)
На ваших столах есть карточка Приложение 6 с разноуровневым домашним заданием.
Базовый уровень:
Прочитать учебник на стр. 273-275 тема «Компьютер как средство обработки информации», устно ответы на вопросы в конце темы.
Повышенный уровень:
Прочитать учебник на стр. 273-275 тема «Компьютер как средство обработки информации», устно ответы на вопросы в конце темы.
Разгадать кроссворд.
Высокий уровень:
Прочитать учебник на стр. 273-275 тема «Компьютер как средство обработки информации», устно ответы на вопросы в конце темы.
Разгадать кроссворд.
Продолжить сказку: «Жили были: Клавиатура, Монитор, Память и Процессор. Жили они дружно, пока не возникли у них разногласия, кто из них самый главный?»
Всем спасибо за урок!
8