Тип урока: изучение нового материала.
Цель: сформировать у учащихся представление об алгоритмах с ветвлениями
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с правилами построения алгоритмов с ветвлением; продолжить знакомство с графическим способом записи алгоритмов.
Развивающая: способствовать развитию логического и алгоритмического мышления, умению планировать последовательность действий для достижения поставленной цели;
Воспитательная: создать условия для воспитания творческой активности учащихся, самостоятельности.
Оборудование: компьютеры, проектор, экран, учебник: Информатика для 6 класса, Босова Л.Л.
Методы: объяснительно-иллюстративный (беседа, демонстрация презентации), частично-поисковый (постановка задачи, поиск решения), практическая самостоятельная работа.
Ход урока:
I Организационный этап. (1 мин)
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Александровна. Сегодня мы с вами будем изучать тему: «Алгоритмы ветвления». Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему.
II Актуализация знаний. (5 мин)
Для того чтобы начать нашу сегодняшнюю тему, давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке:
- Ребята, кто мне скажет, что такое алгоритм? (это последовательность команд, выполнение которых приводит к решению поставленной задачи.)
- Чтобы составить подробный план, т.е. алгоритм, нужно по порядку перечислить все шаги действия. Ребята, как принято называть каждый шаг в алгоритме? (Командой)
- Что такое исполнитель алгоритма? (это человек (группа людей) или техническое устройство (робот, компьютер), которые понимают команды алгоритма и умеют правильно их выполнят.)
- Что понимают под системой команд исполнителя? (Команды, которые понимает и может выполнить исполнитель команд, образуют).
Молодцы, вспомнили!
2.Из каких произведений данные отрывки?
"Идет налево – песнь заводит,
Направо – сказку говорит...» (слайд 2)
"Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир".
"Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала б я полотна".
"Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря". (слайд 3)
Что общего в этих отрывках по структуре?
III. Мотивационный этап. (2 мин)
Ситуации, когда заранее известна последовательность требуемых действий, встречаются крайне редко. В жизни часто приходится принимать решение в зависимости от сложившейся обстановки. Если едет дождь, мы берем зонт и надеваем плащ; если жарко, надеваем легкую одежду. Встречаются и более легкие условия выбора. В некоторых случаях от выбранного решения зависит судьба человека.
IV. Изложение нового материала. (8 мин)
Логику принятия решения можно описать так:
ЕСЛИ ТО
ИНАЧЕ
ЕСЛИ ласточки низко летают, ТО будет дождь,
ИНАЧЕ дождя не будет (слайд 4)
В виде блок-схемы это можно представить следующим образом: (слайд 5)
В некоторых случаях может отсутствовать:
ЕСЛИ ТО
ЕСЛИ хочешь быть здоров, ТО закаляйся (слайд 6)
(cлайд 7)
Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий, называется ветвлением. (слайд 8)
V Первичное закрепление изученного материала. (10 мин)
1. Прочитайте отрывок из стихотворения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?
У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идешь мастерской —
Стружкою пахнет, и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофера пахнет бензином,
Блуза рабочего — маслом машинным. (слайд 9)
Перефразируйте информацию о профессиях с помощью слов «ЕСЛИ … ТО».
2. Запишите алгоритм решения задачи в виде блок-схемы.
Задача. (слайд 10)
Лена попросила Сашу задумать двузначное число и, если задуманное число четное, то разделить его на 2 и назвать результат. Если задуманное число нечетное, то просто назвать число.
Решение. (слайд 11)
VI. Компьютерный практикум. (12 мин)
За компьютерами с помощью программы OpenOffice.org Draw записать следующие пословицы в виде блок-схем:
Болен — лечись, а здоров — берегись.
Поспешишь — людей насмешишь. (слайд 12)
VII. Подведение итогов урока. Домашнее задание (слайд 13) (2 мин)
Итак, ребята, какую тему сегодня изучили на уроке? (Алгоритмы с ветвлениями). Какие бывают алгоритмы? (С одним или двумя действиями). А теперь запишите домашнее задание: привести три примера из повседневной жизни на алгоритмы с ветвлением и записать их с помощью блок-схем. Выставление оценок: учащимся раздаются листочки с критериями, они сами оценивают себя и подписывают листочки, сдают учителю.
Критерии оценивания учащихся:
1.Активность учащихся на уроке;
2.Решение практической работы;
3. Дисциплинированность.
Спасибо за урок, до свидания!