Тема "Измерение информации" - одна из важных и тяжеловоспринимаемых тем учащимися. Поэтому при передаче учебной информации были использованы как словесный, так и наглядный и практический методы (беседа, объяснение, обсуждение, демонстрация). Подобранное сочетание методов преподавания, считаю достаточно оптимальным, дает возможность добиваться поставленных целей. Контроль за деятельностью учащихся проходил на протяжении всего урока. В ходе урока я визуально контролировала степень усвоения материала, возможные затруднения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Алфавитный подход к измерению информации »
Чурбанова Ольга Викторовна, МАОУ «Лицей № 78 им. А.С. Пушкина» Урок "Алфавитный подход к измерению информации"
Объяснительная записка
При передаче учебной информации были использованы как словесный, так и наглядный и практический методы (беседа, объяснение, обсуждение, демонстрация). Подобранное сочетание методов преподавания, считаю достаточно оптимальным, дает возможность добиваться поставленных целей. Контроль за деятельностью учащихся проходил на протяжении всего урока. В ходе урока я визуально контролировала степень усвоения материала, возможные затруднения.
С моей точки зрения интерес к уроку поддерживался на всем его протяжении. Я постаралась менять формы организации учебной деятельности – фронтальный опрос, работа со всей группой, работа у доски, индивидуальная работа – и считаю, что их сочетание удачное.
Раздел программы:«Представление информации».
Тема урока:«Алфавитный подход к изучению информации»
Тип урока:урок изучения нового материала
Вид:комбинированный урок.
Технология:личностно - ориентированная.
Время проведения:4 урок по разделу «Представление информации»
Оборудование:
компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением.
На компьютерах установлена операционная система Windows 2000 и пакет Microsoft Office.
Мультимедийный проектор, экран
Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ» Учебник для 8 класса
Залогова Л.А., Плаксин М.А. Информатика. Задачник-практикум том 1.
Цель урока:
Познакомить учащихся с методом измерения информации в символьном сообщении;
Повторить понятие алфавита, ввести понятие мощности алфавита;
Способствовать формированию умений и навыков вычисления количества информации в тексте, составленном из символов определенного алфавита.
Задачи урока:
Воспитательная — способствовать развитию познавательного интереса, логического мышления; художественного вкуса и навыка результативности.
Учебная — способствовать изучению и закреплению основных умений и навыков работы с измерением информации.
Развивающая — способствовать развитию у школьников логического мышления, памяти, внимания.
План урока
Организационный момент -1 мин.
Объявление темы урока. Мотивационное начало урока. Постановка целей урока - 2 мин.
Фронтальный опрос – 5 мин
Проверка домашнего задания – 5 мин
Изучение нового материала, используя компьютерные технологии - 25 мин
Подведение итогов – 3 мин
Выставление оценок – 2 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами изучим новую тему «Алфавитный подход к измерению информации». Рассмотрим…. Но прежде чем изучить новую тему проверим Ваши знания.
Фронтальный опрос.
– Назовите два подхода к измерению информации. Содержательный и алфавитный.
– Чему равно количество информации в неинформативном сообщении. Нулю.
– Что такое неопределенность знаний о некотором событии. Количество возможных результатов события.
– Как она называется единица измерения информации. Бит.
– Дайте определение бита с точки зрения неопределенности знаний и с точки зрения равновероятных событий. Приведите примеры. Сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 2 раза несет один бит информации. Сообщений о том, что произошло одно из двух равновероятных событий, несет один бит информации.
– Какие события называют равновероятными. Ни одно из событий не имеет преимущества над другим.
– Как определяется количество информации в сообщении о том, что произошло одно из двух равновероятных событий. Из уравнения 2i=N.
4. Проверка решения домашних задач (задачник-практикум стр. 18, №№ 10, 13, 15)
Образцы решения даны на доске.
Изложение нового материала. «Алфавитный подход к измерению информации» (объяснение нового материала)
Интерактивная лекция (проектор + экран) в диалоге с учащимися с использованием программного обеспечения: презентация «Алфавитный подход к измерению информации»
Здесь речь идет об измерении количества информации в тексте (символьном сообщении), составленном из символов некоторого алфавита, К содержанию текста такая мера информации отношения не имеет. Поэтому такой подход можно назвать объективным, то есть не зависящим от воспринимающего его субъекта.
Алфавитный подход — это единственный способ измерения информации, который может применяться по отношению к информации, циркулирующей в информационной технике, в компьютерах.
Алфавит. Мощность алфавита
Полное число символов в алфавите принято называть мощностью алфавита. Будем обозначать эту величину буквой N.
Например: мощность алфавита из русских букв равна 33.
Алфавит — это вся совокупность символов, используемых в некотором языке для представления информации.
Мощность алфавита — это число символов в нем.
Запиши!
Информационный вес символа
При алфавитном подходе считается, что каждый символ текста имеет определенный информационный вес. Информационный вес символа зависит от мощности алфавита.
А каким может быть наименьшее число символов в алфавите?
Запиши:
Минимальная мощность алфавита, пригодного для передачи информации, равна 2.
Такой алфавит называется двоичным алфавитом.
Информационный вес символа двоичного алфавита принят за единицу информации и называется 1 бит.
С увеличением мощности алфавита увеличивается информационный вес символов этого алфавита. Так один символ из четырехсимвольного алфавита (N = 4) «весит» 2 бита. Объяснение этому можно дать следующее: все символы такого алфавита можно закодировать всеми возможными комбинациями из двух цифр двоичного алфавита.
Комбинацию из нескольких (двух, трех и т. д.) знаков двоичного алфавита назовем двоичным кодом.
Порядковый номер символа
1
2
3
4
Двузначный двоичный код
00
01
10
11
Используя три двоичные цифры, можно составить 8 различных комбинаций.
Порядковый номер символа
1
2
3
4
5
6
7
8
Трехзначный двоичный код
000
001
010
011
100
101
110
111
Следовательно, если мощность алфавита равна 8, то информационный вес одного символа равен 3 битам,
Четырехзначным двоичным кодом может быть закодирован каждый символ из 16-символьного алфавита. И так далее.
Найдем зависимость между мощностью алфавита N и количеством знаков в коде i.
N
2
4
8
16
i
1 бит
2 бита
3 бита
4 бита
Заметим, что 2 = 21, 4 = 22, 8 = 23, 16 = 24.
В общем виде это записывается следующим образом:N= 2i
Запиши:
Информационный вес каждого символа, выраженный в битах (i) и мощность алфавита (N) связаны между собой формулой:
N= 2i .
Открываем задачник и решаем задания № 19 на странице 19.
Алфавит племени Мульти состоит из 8 букв. Какое количество информации несет одна буква этого алфавита?
Какой объем информации несет сообщение «Информация», записанное русскими буквами?
Количество информации во всем тексте I, состоящем из K символов, равно произведению информационного веса символа i на K:
I= K · i
Информационный объем текста складывается из информационных весов составляющих его символов. Например, следующий текст, записанный с помощью двоичного алфавита:1101001011000101110010101101000111010010 содержит 40 символов,
Так как мощность алфавита N=2 [
2=2i [21=2i[ 1= i
I = K· i[I = 40· 1= 40.
Ответ: информационный объем равен 40 битам.
Подведение итогов – 3 мин
Выставление оценок – 2 мин.
Домашнее задание
Учебник стр.22-26 прочитать, определения выучить
Задачник-практикум стр.18 № 21,29 решить в тетради