kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

5 класс Урок 3 Виды информации и способы ее обработки. Свойства информации + тест

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек получает информацию о внешнем мире с помощью своих органов чувств. Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% – при помощи органов слуха (аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). Следует отметить, что органы чувств человека получили название анализаторов, поскольку именно через эти органы информация попадает в головной мозг. А вот, например, для лисы, собаки и многих других животных основная информация та, которая поступает через нос. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация – звуковая, они воспринимают ее своими большими, чуткими ушами.

Компьютер, помогающий человеку хранить и обрабатывать информацию, приспособлен в первую очередь для обработки текстовой, числовой, графической информации.

Прилагается ТЕСТ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«Информация 5»

Информация и информационные процессы

Информация и

информационные процессы

Цель изучения темы :  формирование основ научного мировоззрения, целостного миропонимания, которые основаны на понимании единства основных информационных законов в природе и обществе.

Цель изучения темы :

формирование основ научного мировоззрения, целостного миропонимания, которые основаны на понимании единства основных информационных законов в природе и обществе.

Основные вопросы темы :

Основные вопросы темы :

  • Понятие информации
  • Информационные процессы
  • Информационные процессы в живой природе, обществе, технике
  • Информационные основы процессов управления
  • Информационная культура человека
  • Информационное общество: его особенность и основные черты
В субъективном подходе информация рассматривается с точки зрения ее роли в жизни и деятельности человека. С этой позиции информация — это знания, сведения, которыми обладает человек, которые он получает из окружающего мира.

В субъективном подходе информация рассматривается с точки зрения ее роли в жизни и деятельности человека. С этой позиции информацияэто знания, сведения, которыми обладает человек, которые он получает из окружающего мира.

Информация для человека — это знания, которые он получает из различных источников :

Информация для человекаэто знания, которые он получает из различных источников :

Содержание информации . В информации различают содержание и форму представления. Главное в информации - это, конечно, ее содержание, смысл. Содержание информации определяет, как и для чего будет использована информация. Получатель информации оценивает такие свойства ее содержания, как :  - новизну  - увлекательность  - полезность  - краткость  - доступность  - изменчивость  - области использования и т.д.  Каждое свойство содержания можно оценить. Например, изменчивость информации имеет две оценки : информация меняется, информация не меняется. В этом случае говорят о двух  видах информации :  статической  (постоянной) и  динамической  (переменной).

Содержание информации .

В информации различают содержание и форму представления. Главное в информации - это, конечно, ее содержание, смысл. Содержание информации определяет, как и для чего будет использована информация. Получатель информации оценивает такие свойства ее содержания, как :

- новизну

- увлекательность

- полезность

- краткость

- доступность

- изменчивость

- области использования и т.д.

Каждое свойство содержания можно оценить. Например, изменчивость информации имеет две оценки : информация меняется, информация не меняется. В этом случае говорят о двух видах информации : статической (постоянной) и динамической (переменной).

Если оценивается увлекательность, то можно ввести такие оценки : увлекательно, занимательно, неинтересно.  Тогда можно говорить о трех видах информации :  - увлекательной  - занимательной  - неинтересной  Если оценивать области использования информации, то всю информацию можно разделить на  несколько видов :  - общественно- политическая информация  - социально-экономическая  - научно-техническая и т.п.  Деление информации на виды достаточно условно. Все зависит от того, кто и как оценивает свойства ее содержания.

Если оценивается увлекательность, то можно ввести такие оценки : увлекательно, занимательно, неинтересно.

Тогда можно говорить о трех видах информации :

- увлекательной

- занимательной

- неинтересной

Если оценивать области использования информации, то всю информацию можно разделить на несколько видов :

- общественно- политическая информация

- социально-экономическая

- научно-техническая и т.п.

Деление информации на виды достаточно условно. Все зависит от того, кто и как оценивает свойства ее содержания.

Основные формы представления информации Визуальная информация  - это информация в форме, которую мы воспринимаем зрением (рисунки, фотографии, надписи, тексты). Визуальная информация заключена в положении, форме, цвете, движении живых существ, предметов и явлений. Звуковая информация - это информация, которую мы воспринимаем слухом. Это человеческая речь, музыка , сигнальные звуки (например, школьный звонок, сигналы точного времени по радио, сирена машины скорой помощи.

Основные формы представления информации

Визуальная информация - это информация в форме, которую мы воспринимаем зрением (рисунки, фотографии, надписи, тексты). Визуальная информация заключена в положении, форме, цвете, движении живых существ, предметов и явлений.

Звуковая информация - это информация, которую мы воспринимаем слухом. Это человеческая речь, музыка , сигнальные звуки (например, школьный звонок, сигналы точного времени по радио, сирена машины скорой помощи.

Генетическая информация

Генетическая информация

  • Во многом определяет строение и развитие живых организмов и передается по наследству. Хранится генетическая информация в структуре молекул ДНК. Молекулы ДНК состоят из четырех различных составляющих (нуклеотидов), которые образуют генетический алфавит.
естественные    и    формальные.  Важным является понятие о языке как некотором знаковом (символьном) способе представления информации. английский ; русский ; немецкий и т.д.  Язык  двоичного  кодирования ; языки программирования и др .

естественные и формальные.

Важным является понятие о языке как некотором знаковом (символьном) способе представления информации.

английский ;

русский ;

немецкий и т.д.

Язык двоичного кодирования ;

языки программирования и др .

Языковая форма представления информации — это последовательности знаков, сигналов (звуков). Ниже представлены тексты программ на учебном алгоритмическом языке, на языках Бейсик и  Паскаль  алг. функция (арг вещ.х)   program func;  10 REM Функция    20 INPUT X  нач вещ y  кон

Языковая форма представления информацииэто последовательности знаков, сигналов (звуков).

Ниже представлены тексты программ на учебном

алгоритмическом языке, на языках Бейсик и

Паскаль

алг. функция (арг вещ.х)

program func;

10 REM Функция

20 INPUT X

нач вещ y

кон

Особую форму записи представляют ноты - алфавит символов для записи музыкальных произведений.  Нотная форма текстовой информации легко узнаваема по внешнему виду и является единой для музыкантов всего мира.

Особую форму записи представляют ноты - алфавит символов для записи музыкальных произведений.

Нотная форма текстовой информации легко узнаваема по внешнему виду и является единой для музыкантов всего мира.

Любое сообщение, научное знание, человеческий опыт можно представить в текстовой или графической формах. Чаще встречается текстовая форма с элементами графической. Одним из примеров является книга.  Комиксы - это пример, когда основной является графическая форма. Именно эти формы визуальной информации позволили человечеству накапливать и передавать информацию.

Любое сообщение, научное знание, человеческий опыт можно представить в текстовой или графической формах. Чаще встречается текстовая форма с элементами графической. Одним из примеров является книга.

Комиксы - это пример, когда основной является графическая форма.

Именно эти формы визуальной информации позволили человечеству накапливать и передавать информацию.

Второй подход можно назвать кибернетическим , ибо зародился он в кибернетике. Именно этот подход позволяет создавать машины, работающие с информацией. С этой точки зрения информация  — это содержание последовательностей символов (сигналов) из некоторого алфавита.

Второй подход можно назвать кибернетическим , ибо зародился он в кибернетике. Именно этот подход позволяет создавать машины, работающие с информацией. С этой точки зрения информацияэто содержание последовательностей символов (сигналов) из некоторого алфавита.

Информационные процессы :

Информационные процессы :

  • Хранение информации
  • Передача информации
  • Обработка информации
Человек обладает множеством каналов , по которым в его мозг ( память ) поступает информация. Эти каналы — наши органы чувств. Их пять: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Мы помним запахи знакомых предметов, вкус знакомой пищи, на ощупь узнаем некоторые вещи. Но то, что мы помним — хранится в нашей памяти. Значит, это тоже наши знания, а стало быть — информация.

Человек обладает множеством каналов , по которым в его мозг ( память ) поступает информация. Эти каналынаши органы чувств. Их пять: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Мы помним запахи знакомых предметов, вкус знакомой пищи, на ощупь узнаем некоторые вещи. Но то, что мы помнимхранится в нашей памяти. Значит, это тоже наши знания, а стало бытьинформация.

    При этом, так же как при обмене и хранении, человек зачастую использует различные технические средства, наиболее универсальным из которых является компьютер.

    При этом, так же как при обмене и хранении, человек зачастую использует различные технические средства, наиболее универсальным из которых является компьютер.

    Передача и получение информации   В   А  ИНФОРМАЦИЯ   B    В   ИНФОРМАЦИЯ  A   A   C   С   D   D

    Передача и получение информации

    В

    А

    ИНФОРМАЦИЯ

    B

    В

    ИНФОРМАЦИЯ

    A

    A

    C

    С

    D

    D

    Обмен информацией. Запись и считывание информации   А   В   А носитель   В  носитель

    Обмен информацией. Запись и считывание информации

    А

    В

    А

    носитель

    В

    носитель

    Информационный процесс  В  А  носитель  носитель  ЗАПИСЬ

    Информационный процесс

    В

    А

    носитель

    носитель

    ЗАПИСЬ

    • Процессы, цель которых найти, передать, сохранить или изменить информацию, называют информационными процессами
    Информационные процессы протекают не только в человеческом обществе  Почему осенью опадают листья, и вся растительность засыпает на время холодов, а с приходом весны вновь появляются листья, трава? Это все результат информационных процессов. Клетка любого растения воспринимает изменения внешней среды и реагирует на них.

    Информационные процессы протекают не только в человеческом обществе

    Почему осенью опадают листья, и вся растительность засыпает на время холодов, а с приходом весны вновь появляются листья, трава?

    Это все результат информационных процессов. Клетка любого растения воспринимает изменения внешней среды и реагирует на них.

    Информация в обществе

    Информация в обществе

    • Человек — существо социальное, для общения с другими людьми он должен обмениваться с ними информацией. В обыденной жизни понятие “информация” применяется как синоним слов: сведения, сообщение, осведомленность о положении дел
    Информация в кибернетике

    Информация в кибернетике

    • В кибернетике (науке об управлении) понятие “ информация ” используется для описания процессов управления в сложных динамических системах (живых организмах или технических устройствах). Жизнедеятельность любого организма или нормальное функционирование технического устройства связано с процессами управления, благодаря которым поддерживаются в необходимых пределах значения его параметров. Процессы управления включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информации.
    Аналогично можно проанализировать работу человека (управляющий объект) за компьютером (управляемым объектом).  Человек с помощью органов чувств (зрения и слуха) получает информацию о состоянии компьютера по каналу обратной связи с помощью устройств вывода информации (монитор, акустические колонки). Эта информация анализируется человеком, который принимает решения о тех или иных управляющих действиях, которые по каналу прямой связи с помощью устройств ввода информации (клавиатуры или мыши) передаются компьютеру.

    Аналогично можно проанализировать работу человека (управляющий объект) за компьютером (управляемым объектом).

    Человек с помощью органов чувств (зрения и слуха) получает информацию о состоянии компьютера по каналу обратной связи с помощью устройств вывода информации (монитор, акустические колонки). Эта информация анализируется человеком, который принимает решения о тех или иных управляющих действиях, которые по каналу прямой связи с помощью устройств ввода информации (клавиатуры или мыши) передаются компьютеру.

    Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

    Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

    Характерные черты информационного общества

    Характерные черты информационного общества

    • любой индивид, группа лиц или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности; в обществе производится и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология; имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, соответствую-щем постоянно убыстряющемуся научно-технологическому и социально-историческому прогрессу; происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления; происходят радикальные изменения социальных структур, следствием чего оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг
    • любой индивид, группа лиц или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности; в обществе производится и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология; имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, соответствую-щем постоянно убыстряющемуся научно-технологическому и социально-историческому прогрессу; происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления; происходят радикальные изменения социальных структур, следствием чего оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг
    • любой индивид, группа лиц или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности; в обществе производится и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология; имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, соответствую-щем постоянно убыстряющемуся научно-технологическому и социально-историческому прогрессу; происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления; происходят радикальные изменения социальных структур, следствием чего оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг
    • любой индивид, группа лиц или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности;
    • в обществе производится и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;
    • имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, соответствую-щем постоянно убыстряющемуся научно-технологическому и социально-историческому прогрессу;
    • происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
    • происходят радикальные изменения социальных структур, следствием чего оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг
    «Информационная культура» Умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.        Макарова Н.В.        Информатика.10,11 классы.

    «Информационная культура»

    Умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

    Макарова Н.В. Информатика.10,11 классы.

    Информационная культура проявляется в следующих аспектах:  в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);  в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;  в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;  в овладении основами аналитической переработки информации;  в умении работать с различной информацией;  в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

    Информационная культура проявляется в следующих аспектах:

    • в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
    • в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
    • в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
    • в овладении основами аналитической переработки информации;
    • в умении работать с различной информацией;
    • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

    «Информационная культура» Уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию.

    «Информационная культура»

    Уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию.


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Информатика

    Категория: Уроки

    Целевая аудитория: 5 класс.
    Урок соответствует ФГОС

    Скачать
    5 класс Урок 3 Виды информации и способы ее обработки. Свойства информации + тест

    Автор: Затонская Вера Васильевна

    Дата: 11.06.2014

    Номер свидетельства: 101986

    Похожие файлы

    object(ArrayObject)#853 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(133) "Урок для 5 класса по предмету информатика "Способы обработки информации" "
        ["seo_title"] => string(74) "urok-dlia-5-klassa-po-priedmietu-informatika-sposoby-obrabotki-informatsii"
        ["file_id"] => string(6) "108400"
        ["category_seo"] => string(11) "informatika"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1403688986"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#875 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(128) "Поурочные планы по информатике для 5 класса с русским языком обучения "
        ["seo_title"] => string(77) "pourochnyie-plany-po-informatikie-dlia-5-klassa-s-russkim-iazykom-obuchieniia"
        ["file_id"] => string(6) "200742"
        ["category_seo"] => string(11) "informatika"
        ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
        ["date"] => string(10) "1428913923"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#853 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(72) "Конспект урока по технологии в 3 классе "
        ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-po-tiekhnologhii-v-3-klassie"
        ["file_id"] => string(6) "188511"
        ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1426689233"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#875 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(114) "Рабочая программа по математике для 2 класса ("Планета знаний") "
        ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-2-klassa-planieta-znanii"
        ["file_id"] => string(6) "172405"
        ["category_seo"] => string(10) "matematika"
        ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
        ["date"] => string(10) "1423816389"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#853 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(186) "Использование методики вовлеченного обучения на уроках информатики ПО ТЕМЕ: «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА» "
        ["seo_title"] => string(110) "ispol-zovaniie-mietodiki-vovliechiennogho-obuchieniia-na-urokakh-informatiki-po-tiemie-komp-iutiernaia-grafika"
        ["file_id"] => string(6) "158571"
        ["category_seo"] => string(11) "informatika"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1421763791"
      }
    }
    


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства