Информация и
информационные процессы
Цель изучения темы :
формирование основ научного мировоззрения, целостного миропонимания, которые основаны на понимании единства основных информационных законов в природе и обществе.
Основные вопросы темы :
- Понятие информации
- Информационные процессы
- Информационные процессы в живой природе, обществе, технике
- Информационные основы процессов управления
- Информационная культура человека
- Информационное общество: его особенность и основные черты
В субъективном подходе информация рассматривается с точки зрения ее роли в жизни и деятельности человека. С этой позиции информация — это знания, сведения, которыми обладает человек, которые он получает из окружающего мира.
Информация для человека — это знания, которые он получает из различных источников :
Содержание информации .
В информации различают содержание и форму представления. Главное в информации - это, конечно, ее содержание, смысл. Содержание информации определяет, как и для чего будет использована информация. Получатель информации оценивает такие свойства ее содержания, как :
- новизну
- увлекательность
- полезность
- краткость
- доступность
- изменчивость
- области использования и т.д.
Каждое свойство содержания можно оценить. Например, изменчивость информации имеет две оценки : информация меняется, информация не меняется. В этом случае говорят о двух видах информации : статической (постоянной) и динамической (переменной).
Если оценивается увлекательность, то можно ввести такие оценки : увлекательно, занимательно, неинтересно.
Тогда можно говорить о трех видах информации :
- увлекательной
- занимательной
- неинтересной
Если оценивать области использования информации, то всю информацию можно разделить на несколько видов :
- общественно- политическая информация
- социально-экономическая
- научно-техническая и т.п.
Деление информации на виды достаточно условно. Все зависит от того, кто и как оценивает свойства ее содержания.
Основные формы представления информации
Визуальная информация - это информация в форме, которую мы воспринимаем зрением (рисунки, фотографии, надписи, тексты). Визуальная информация заключена в положении, форме, цвете, движении живых существ, предметов и явлений.
Звуковая информация - это информация, которую мы воспринимаем слухом. Это человеческая речь, музыка , сигнальные звуки (например, школьный звонок, сигналы точного времени по радио, сирена машины скорой помощи.
Генетическая информация
- Во многом определяет строение и развитие живых организмов и передается по наследству. Хранится генетическая информация в структуре молекул ДНК. Молекулы ДНК состоят из четырех различных составляющих (нуклеотидов), которые образуют генетический алфавит.
естественные и формальные.
Важным является понятие о языке как некотором знаковом (символьном) способе представления информации.
английский ;
русский ;
немецкий и т.д.
Язык двоичного кодирования ;
языки программирования и др .
Языковая форма представления информации — это последовательности знаков, сигналов (звуков).
Ниже представлены тексты программ на учебном
алгоритмическом языке, на языках Бейсик и
Паскаль
алг. функция (арг вещ.х)
program func;
10 REM Функция
20 INPUT X
нач вещ y
кон
Особую форму записи представляют ноты - алфавит символов для записи музыкальных произведений.
Нотная форма текстовой информации легко узнаваема по внешнему виду и является единой для музыкантов всего мира.
Любое сообщение, научное знание, человеческий опыт можно представить в текстовой или графической формах. Чаще встречается текстовая форма с элементами графической. Одним из примеров является книга.
Комиксы - это пример, когда основной является графическая форма.
Именно эти формы визуальной информации позволили человечеству накапливать и передавать информацию.
Второй подход можно назвать кибернетическим , ибо зародился он в кибернетике. Именно этот подход позволяет создавать машины, работающие с информацией. С этой точки зрения информация — это содержание последовательностей символов (сигналов) из некоторого алфавита.
Информационные процессы :
- Хранение информации
- Передача информации
- Обработка информации
Человек обладает множеством каналов , по которым в его мозг ( память ) поступает информация. Эти каналы — наши органы чувств. Их пять: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Мы помним запахи знакомых предметов, вкус знакомой пищи, на ощупь узнаем некоторые вещи. Но то, что мы помним — хранится в нашей памяти. Значит, это тоже наши знания, а стало быть — информация.
При этом, так же как при обмене и хранении, человек зачастую использует различные технические средства, наиболее универсальным из которых является компьютер.
Передача и получение информации
В
А
ИНФОРМАЦИЯ
B
В
ИНФОРМАЦИЯ
A
A
C
С
D
D
Обмен информацией. Запись и считывание информации
А
В
А
носитель
В
носитель
Информационный процесс
В
А
носитель
носитель
ЗАПИСЬ
- Процессы, цель которых найти, передать, сохранить или изменить информацию, называют информационными процессами
Информационные процессы протекают не только в человеческом обществе
Почему осенью опадают листья, и вся растительность засыпает на время холодов, а с приходом весны вновь появляются листья, трава?
Это все результат информационных процессов. Клетка любого растения воспринимает изменения внешней среды и реагирует на них.
Информация в обществе
- Человек — существо социальное, для общения с другими людьми он должен обмениваться с ними информацией. В обыденной жизни понятие “информация” применяется как синоним слов: сведения, сообщение, осведомленность о положении дел
Информация в кибернетике
- В кибернетике (науке об управлении) понятие “ информация ” используется для описания процессов управления в сложных динамических системах (живых организмах или технических устройствах). Жизнедеятельность любого организма или нормальное функционирование технического устройства связано с процессами управления, благодаря которым поддерживаются в необходимых пределах значения его параметров. Процессы управления включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информации.
Аналогично можно проанализировать работу человека (управляющий объект) за компьютером (управляемым объектом).
Человек с помощью органов чувств (зрения и слуха) получает информацию о состоянии компьютера по каналу обратной связи с помощью устройств вывода информации (монитор, акустические колонки). Эта информация анализируется человеком, который принимает решения о тех или иных управляющих действиях, которые по каналу прямой связи с помощью устройств ввода информации (клавиатуры или мыши) передаются компьютеру.
Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.
Характерные черты информационного общества
- любой индивид, группа лиц или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности; в обществе производится и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология; имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, соответствую-щем постоянно убыстряющемуся научно-технологическому и социально-историческому прогрессу; происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления; происходят радикальные изменения социальных структур, следствием чего оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг
- любой индивид, группа лиц или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности; в обществе производится и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология; имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, соответствую-щем постоянно убыстряющемуся научно-технологическому и социально-историческому прогрессу; происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления; происходят радикальные изменения социальных структур, следствием чего оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг
- любой индивид, группа лиц или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности; в обществе производится и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология; имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, соответствую-щем постоянно убыстряющемуся научно-технологическому и социально-историческому прогрессу; происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления; происходят радикальные изменения социальных структур, следствием чего оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг
- любой индивид, группа лиц или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности;
- в обществе производится и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;
- имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, соответствую-щем постоянно убыстряющемуся научно-технологическому и социально-историческому прогрессу;
- происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
- происходят радикальные изменения социальных структур, следствием чего оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг
«Информационная культура»
Умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Макарова Н.В. Информатика.10,11 классы.
Информационная культура проявляется в следующих аспектах:
- в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
- в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
- в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
- в овладении основами аналитической переработки информации;
- в умении работать с различной информацией;
- в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
«Информационная культура»
Уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию.