Цель урока: формирование представления об алгоритме и исполнителе алгоритма как фундаментальных понятиях информатики.
Задачи:
Образовательные:
сформировать понятия «алгоритм» и «исполнитель»;
способствовать использованию этих понятий при решении задач, на описание последовательности действий (алгоритмических );
способствовать закреплению навыков работы за ПК в программах Paint и Ritter.
Развивающие:
способствовать развитию алгоритмического и логического мышления, творческой активности учащихся;
способствовать развитию умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели;
продолжить развитие навыка работы по инструкции;
Воспитательные:
способствовать формированию познавательного интереса к предмету информатики;
продолжить развитие навыка сознательного и рационального использования ПК в своей учебной деятельности.
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; словесный (фронтальная беседа); наглядный (демонстрация компьютерной презентации); практический (исполнение алгоритма на компьютере).
Средства обучения: авторская презентация; учебник («Информатика и ИКТ». 6 класс./Под ред. Л. Л. Босовой); технические (компьютер, мультимедиа проектор с экраном, компьютеры для учеников).
Компьютерное программное обеспечение: Linux
Этапы урока:
Организационный момент
Интеллектуальная разминка
Мотивационное начало урока
Изучение нового материала
Физкультминутка
Практическая работа
Подведение итогов урока
Рефлексия урока
Домашнее задание
Ход урока:
Организационный момент(слайд 1)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Проверьте, пожалуйста, себя, все ли готовы к уроку, у каждого на столе должен быть учебник и тетрадь. На лице улыбка и в душе хорошее настроение. Если все на месте, то мы начинаем наш урок.
Ученики: проверяют готовность к уроку, садятся на место
Интеллектуальная разминка
Учитель: для того, чтобы сконцентрироваться на нашем занятии, я предлагаю вам небольшую интеллектуальную разминку. Включаю слайд с ребусами, в которых зашифрованы основные понятия по информатике. (слайд 2)
Ученики: разгадывают ребусы.
Мотивационное начало урока
Учитель: Сегодня ребята мы побываем с вами в городе Алгоритм-сити (слайд 3),а я буду вашим гидом в путешествии по этому городу.
Учитель: По ходу нашей экскурсии мы познакомимся с основными достопримечательностями этого города: (слайд 4) Алгоритм и Исполнитель алгоритма, побываем на площади алгоритмических задач и посетим музей истории Алгоритмов. А какие же вопросы у вас возникают, когда вы слышите эти понятия?
Ученики: Предлагают варианты вопросов
Учитель: Итак, исходя из предложенных Вами вопросов вот и определилась цель нашего путешествия (слайд 5). Читаю цель. В ходе экскурсии мы должны узнать что такое алгоритм и «исполнитель алгоритма», кто составляет алгоритм и кто может быть его исполнителем, а так же где они встречаются и историю их возникновения. (слайд 6)
Изучение нового материала
Учитель: Итак, ребята, давайте же начнем наше путешествие! (слайд 7) Посмотрите на экран перед нами первая достопримечательность города - Алгоритм (слайд 8). С помощью алгоритмов решаются не только традиционные для математики вычислительные задачи, но и многие другие, возникающие в быту или на производстве. Чтобы узнать откуда же он появился я предлагаю вам посетить музей истории Алгоритмов. (слайд 9), а не заблудится нам в нем поможет экскурсовод Алина, которая нам расскажет краткую историю появления алгоритмов. (слайд 10)
Ученик: выходит и рассказывает краткую историю возникновения алгоритмов (опережающее задание)
Учитель: Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т.п. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, открывая дверь ключом, никто не размышляет над тем, в какой последовательности выполнять действия. Однако чтобы научить кого-нибудь открывать дверь, придется четко указать и сами действия, и порядок их выполнения. Кто же нам может рассказать как порядок действий при открывании двери?
Ученики: рассказывают алгоритм посадки дерева (слайд 11)
Учитель: То же потребуется и, например, при приготовлении какого-нибудь блюда. Кто может рассказать нам как приготовить бутерброд?
Ученики: рассказывают как приготовить бутерброд(слайд 12)
Учитель: Давайте сравним эти алгоритмы. Как вы думаете между ними есть что-нибудь общее? (слайд 13)
Ученики: предлагают свои варианты.
Учитель: На первый взгляд, между ними нет ничего общего. Одно дело – открывать дверь, другое – готовить бутерброд. Но если приглядеться внимательно, можно заметить существенное сходство между ними. Прежде всего, это строгий порядок выполнения действий. Если один из пунктов алгоритма будет нарушен или выполнен не в том порядке-мы можем достичь указанной цели или не решить поставленную задачу. (предлагаю выполнить задание и обсудить)
Ученики: рассказывают что будет если нарушить алгоритм (слайд 14)
Учитель: Исходя из всего выше сказанного давайте попробуем сформулируем понятие алгоритма. А Юля Козина найдет нам определения алгоритма в интернете.
Ученики: Высказывают основные принципы алгоритма
Учитель: Прошу одного ученика прочитать определение со слайда.
Ученики: Алгоритм - это точное и понятное указание (инструкция) совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи. (слайд 15)
Ученик: Читает определение, найденное в интернете и рассказывает как он это делал (алгоритм поиска).
Учитель: А как вы думаете кто же может исполнять алгоритмы?
Ученики: Предлагают варианты ответов
Учитель: Для точного ответа на этот вопрос давайте посетим третью достопримечательность города Алгоритм-сити - Исполнители. (слайд 16) В качестве исполнителя алгоритмов в "докомпьютерную" эру подразумевался человек (в крайнем случае, животное - в цирке). Человек постоянно пользуется алгоритмами при решении задач, не задумываясь над этим, машинально (автоматически). Сегодня в качестве исполнителей алгоритмов человеку служат многие автоматические устройства и, прежде всего, конечно, компьютер. При этом составление алгоритма должно быть особенно ответственным и тщательным, так как машина не может домысливать и исправлять ошибки. В этом смысле она - идеальный исполнитель. Итак, давайте обобщим кто же такие исполнители и кто ими может быть.
Ученики: Высказывают предположения.
Учитель: Для более точного определения давайте откроем учебник на странице 124 и найдем определение исполнителей.
Ученики: Исполнитель-это устройство или живое существо, способное выполнить действия, предписываемые алгоритмом.(слайд 17)) Примеры исполнителей: человек, компьютер, стиральная машинка, собака и т.д (слайд 18)
Учитель: Теперь каждый приведет по 1 примеру исполнителя.
Ученики: Приводят свои примеры исполнителей
Физкультминутка
Учитель: А теперь давайте поиграем! Для этого, пожалуйста, встаньте и выйдете в проход. Я включу вам видео, а вы должны внимательно смотреть и четко выполнять движения, которые вам предлагают. (слайд 19)
Ученики: Выполняют упражнения
Учитель: А теперь с новыми силами садимся на свои места.
Практическая работа
Учитель: Сейчас я предлагаю вам отправиться на площадь Алгоритмических задач (слайд 20), где каждый из вас сможет попробовать себя в роли исполнителя определенного алгоритма. Для этого вам нужно занять места за компьютером.
Ученики: Занимают места за компьютерами
Учитель: Раздаю листы с практическими работами разного уровня сложности. Если кому то будет не понятен какой–либо пункт алгоритма, то тихонечко поднимаете руку я подойду и поясню. Чтобы заработать 3 бала необходимо выполнить с 1 по 5 пункт, на 4: с 1 по 8; на 5: с 1 по 9.
Ученики: Начинают выполнять практические задание.
Учитель: Проверяю задания по ходу выполнения
Подведение итогов урока
Учитель: - А теперь давайте вспомним, с какими достопримечательностями мы познакомились?
Ученики: Алгоритм и исполнитель алгоритма
Учитель: - Что такое алгоритм?
Ученики: Инструкция, точное и понятное указание (инструкция) совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи
Учитель: - Что вы можете рассказать про исполнителя алгоритма?
Ученики: - Исполнитель - это устройство или живое существо, способное выполнить действия, предписываемые алгоритмом. Примеры исполнителей: человек, компьютер, стиральная машинка, собака и т.д
Учитель: -Приведите примеры исполнителей.
Ученики Приводят примеры.
Учитель: -От имени какого ученого появилось понятие «алгоритм»?
Ученики: Абу-Абдуллы аль Хорезми.
Учитель: После каждого ответа учеников прикрепляю на доске к солнцу лучик с правильным ответом. Прошу одного ученика в общем вспомнить что же мы узнали сегодня на уроке.(слайд 21)
Рефлексия
Учитель: На доске вы видите дерево с яблоками трех цветов. Каждый цвет яблока соответствует вашим ощущениям после урока. Красный – урок был интересным, было все понятно; Желтый – урок был интересный, но не все было понятно; Зеленый – урок был не интересный, все было не понятно. Сейчас каждый подойдет, сорвет то яблоко, которое считает нужным и положит его в корзину. (слайд 22)
Ученики: «Рвут» яблоки того цвета, который соответствует их ощущения после занятия.
Учитель: Оценки за сегодняшний урок : оценка складывается из балов за работу на уроке и за практическую работу. Объявляю оценки. На этом наша экскурсия по городу Алгоритм – сити закончена. (слайд 23) С вами было очень приятно путешествовать. Узнать еще много нового про город алгоритмов и еще раз побывать в роли исполнителей какого-нибудь алгоритма вы сможете на страницах 120-124 нашего учебника и выполнив задания 4 и 5, (слайд 24), а особые любители могут сами попутешествовать по просторам интернета и найти много интересного. Всем спасибо. До свидания. (слайд 25)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Алгоритмы и исполнители »
Тема: «Алгоритмы и исполнители»
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: Комбинированный
Цель урока: формирование представления об алгоритме и исполнителе алгоритма как фундаментальных понятиях информатики.
Задачи:
Образовательные:
сформировать понятия «алгоритм» и «исполнитель»;
способствовать использованию этих понятий при решении задач, на описание последовательности действий (алгоритмических );
способствовать закреплению навыков работы за ПК в программах Paint и Ritter.
Развивающие:
способствовать развитию алгоритмического и логического мышления, творческой активности учащихся;
способствовать развитию умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели;
продолжить развитие навыка работы по инструкции;
Воспитательные:
способствовать формированию познавательного интереса к предмету информатики;
продолжить развитие навыка сознательного и рационального использования ПК в своей учебной деятельности.
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; словесный (фронтальная беседа); наглядный (демонстрация компьютерной презентации); практический (исполнение алгоритма на компьютере).
Средства обучения: авторская презентация; учебник («Информатика и ИКТ». 6 класс./Под ред. Л. Л. Босовой); технические (компьютер, мультимедиа проектор с экраном, компьютеры для учеников).
Компьютерное программное обеспечение: Linux
Этапы урока:
Организационный момент
Интеллектуальная разминка
Мотивационное начало урока
Изучение нового материала
Физкультминутка
Практическая работа
Подведение итогов урока
Рефлексия урока
Домашнее задание
План урока
№
Этап урока
Задачи этапа
Форма организации деятельности
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
Организационный момент (2 минуты)
настроить учащихся на работу на уроке.
Фронтальный
приветствие учащихся;
визуальный контроль готовности учащихся к уроку
проверяют наличие всех необходимых принадлежностей;
настраиваются на работу на уроке.
2
Интеллектуальная разминка (2 минуты)
способствовать развитию творческого и нестандартного мышления
мобилизация внимания учащихся
способствуют повышению интереса школьников к знаниям
Фронтальная
включать задания на презентации;
контролировать правильность ответа.
Разгадывать ребусы, представленные на презентации.
3
Мотивационное начало урока (2 минуты)
Сформулировать цель урока
Активировать познавательный интерес учеников
Фронтальная беседа
Задавать вопросы, контролировать правильность, точность и развернутость ответа.
Отвечать на вопросы полно и правильно.
4
Изучение нового материала (10 мин)
Познакомить учащихся с понятиями «алгоритм» и «исполнитель алгоритма»;
Рассказать краткую историю возникновения этих понятий.
фронтальная
Рассказ по презентации про алгоритм и исполнителя алгоритмов
Внимательно слушать, отвечать на вопросы и участвовать в беседе.
5
Физкультминутка(2 минуты)
Сменить вид деятельности учеников.
Создание условий для физической активности учащихся
фронтальная
Включить видео с упражнениями
Выполнять упражнения
6
Практическая работа (15 мин)
Продолжить формирование навыков работы в графическом и текстовом процессорах
Индивидуальная и парная
Постановка задания, пояснение хода выполнения,
определение критериев оценивания,
проверка выполнения задания
Выполнение задания по инструкции
7
Подведение итогов урока (5 минут)
Проверить усвоение изученного материала
Фронтальная беседа
Опрос
Отвечать на вопросы учителя
8
Рефлексия(3-4 минут)
Посмотреть отношение детей к уроку
Методика «Дерево ощущений»
Провести рефлексию.
Отразить свое отношение к данному уроку
9
Домашнее задание 2 минуты
Закрепление изученного материала
Фронтальная
Объяснение
Записать в дневники
Ход урока:
Организационный момент(слайд 1)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Проверьте, пожалуйста, себя, все ли готовы к уроку, у каждого на столе должен быть учебник и тетрадь. На лице улыбка и в душе хорошее настроение. Если все на месте, то мы начинаем наш урок.
Ученики: проверяют готовность к уроку, садятся на место
Интеллектуальная разминка
Учитель: для того, чтобы сконцентрироваться на нашем занятии, я предлагаю вам небольшую интеллектуальную разминку. Включаю слайд с ребусами, в которых зашифрованы основные понятия по информатике. (слайд 2)
Ученики: разгадывают ребусы.
Мотивационное начало урока
Учитель: Сегодня ребята мы побываем с вами в городе Алгоритм-сити (слайд 3),а я буду вашим гидом в путешествии по этому городу.
Учитель: По ходу нашей экскурсии мы познакомимся с основными достопримечательностями этого города: (слайд 4) Алгоритм и Исполнитель алгоритма, побываем на площади алгоритмических задач и посетим музей истории Алгоритмов. А какие же вопросы у вас возникают, когда вы слышите эти понятия?
Ученики: Предлагают варианты вопросов
Учитель: Итак, исходя из предложенных Вами вопросов вот и определилась цель нашего путешествия (слайд 5). Читаю цель. В ходе экскурсии мы должны узнать что такое алгоритм и «исполнитель алгоритма», кто составляет алгоритм и кто может быть его исполнителем, а так же где они встречаются и историю их возникновения. (слайд 6)
Изучение нового материала
Учитель: Итак, ребята, давайте же начнем наше путешествие! (слайд 7) Посмотрите на экран перед нами первая достопримечательность города - Алгоритм (слайд 8). С помощью алгоритмов решаются не только традиционные для математики вычислительные задачи, но и многие другие, возникающие в быту или на производстве. Чтобы узнать откуда же он появился я предлагаю вам посетить музей истории Алгоритмов. (слайд 9), а не заблудится нам в нем поможет экскурсовод Алина, которая нам расскажет краткую историю появления алгоритмов. (слайд 10)
Ученик: выходит и рассказывает краткую историю возникновения алгоритмов (опережающее задание)
Учитель: Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т.п. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, открывая дверь ключом, никто не размышляет над тем, в какой последовательности выполнять действия. Однако чтобы научить кого-нибудь открывать дверь, придется четко указать и сами действия, и порядок их выполнения. Кто же нам может рассказать как порядок действий при открывании двери?
Ученики: рассказывают алгоритм посадки дерева (слайд 11)
Учитель: То же потребуется и, например, при приготовлении какого-нибудь блюда. Кто может рассказать нам как приготовить бутерброд?
Ученики: рассказывают как приготовить бутерброд(слайд 12)
Учитель: Давайте сравним эти алгоритмы. Как вы думаете между ними есть что-нибудь общее? (слайд 13)
Ученики: предлагают свои варианты.
Учитель: На первый взгляд, между ними нет ничего общего. Одно дело – открывать дверь, другое – готовить бутерброд. Но если приглядеться внимательно, можно заметить существенное сходство между ними. Прежде всего, это строгий порядок выполнения действий. Если один из пунктов алгоритма будет нарушен или выполнен не в том порядке-мы можем достичь указанной цели или не решить поставленную задачу. (предлагаю выполнить задание и обсудить)
Ученики: рассказывают что будет если нарушить алгоритм (слайд 14)
Учитель: Исходя из всего выше сказанного давайте попробуем сформулируем понятие алгоритма. А Юля Козина найдет нам определения алгоритма в интернете.
Ученики: Высказывают основные принципы алгоритма
Учитель: Прошу одного ученика прочитать определение со слайда.
Ученики: Алгоритм - это точное и понятное указание (инструкция) совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи. (слайд 15)
Ученик: Читает определение, найденное в интернете и рассказывает как он это делал (алгоритм поиска).
Учитель: А как вы думаете кто же может исполнять алгоритмы?
Ученики: Предлагают варианты ответов
Учитель: Для точного ответа на этот вопрос давайте посетим третью достопримечательность города Алгоритм-сити - Исполнители. (слайд 16) В качестве исполнителя алгоритмов в "докомпьютерную" эру подразумевался человек (в крайнем случае, животное - в цирке). Человек постоянно пользуется алгоритмами при решении задач, не задумываясь над этим, машинально (автоматически). Сегодня в качестве исполнителей алгоритмов человеку служат многие автоматические устройства и, прежде всего, конечно, компьютер. При этом составление алгоритма должно быть особенно ответственным и тщательным, так как машина не может домысливать и исправлять ошибки. В этом смысле она - идеальный исполнитель. Итак, давайте обобщим кто же такие исполнители и кто ими может быть.
Ученики: Высказывают предположения.
Учитель: Для более точного определения давайте откроем учебник на странице 124 и найдем определение исполнителей.
Ученики: Исполнитель-это устройство или живое существо, способное выполнить действия, предписываемые алгоритмом.(слайд 17)) Примеры исполнителей: человек, компьютер, стиральная машинка, собака и т.д (слайд 18)
Учитель: Теперь каждый приведет по 1 примеру исполнителя.
Ученики: Приводят свои примеры исполнителей
Физкультминутка
Учитель: А теперь давайте поиграем! Для этого, пожалуйста, встаньте и выйдете в проход. Я включу вам видео, а вы должны внимательно смотреть и четко выполнять движения, которые вам предлагают. (слайд 19)
Ученики: Выполняют упражнения
Учитель: А теперь с новыми силами садимся на свои места.
Практическая работа
Учитель: Сейчас я предлагаю вам отправиться на площадь Алгоритмических задач (слайд 20), где каждый из вас сможет попробовать себя в роли исполнителя определенного алгоритма. Для этого вам нужно занять места за компьютером.
Ученики: Занимают места за компьютерами
Учитель: Раздаю листы с практическими работами разного уровня сложности. Если кому то будет не понятен какой–либо пункт алгоритма, то тихонечко поднимаете руку я подойду и поясню. Чтобы заработать 3 бала необходимо выполнить с 1 по 5 пункт, на 4: с 1 по 8; на 5: с 1 по 9.
Ученики: Начинают выполнять практические задание.
Учитель: Проверяю задания по ходу выполнения
Подведение итогов урока
Учитель: - А теперь давайте вспомним, с какими достопримечательностями мы познакомились?
Ученики: Алгоритм и исполнитель алгоритма
Учитель: - Что такое алгоритм?
Ученики: Инструкция, точное и понятное указание (инструкция) совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи
Учитель: - Что вы можете рассказать про исполнителя алгоритма?
Ученики: - Исполнитель - это устройство или живое существо, способное выполнить действия, предписываемые алгоритмом. Примеры исполнителей: человек, компьютер, стиральная машинка, собака и т.д
Учитель: -Приведите примеры исполнителей.
Ученики Приводят примеры.
Учитель: -От имени какого ученого появилось понятие «алгоритм»?
Ученики: Абу-Абдуллы аль Хорезми.
Учитель: После каждого ответа учеников прикрепляю на доске к солнцу лучик с правильным ответом. Прошу одного ученика в общем вспомнить что же мы узнали сегодня на уроке.(слайд 21)
Рефлексия
Учитель: На доске вы видите дерево с яблоками трех цветов. Каждый цвет яблока соответствует вашим ощущениям после урока. Красный – урок был интересным, было все понятно; Желтый – урок был интересный, но не все было понятно; Зеленый – урок был не интересный, все было не понятно. Сейчас каждый подойдет, сорвет то яблоко, которое считает нужным и положит его в корзину. (слайд 22)
Ученики: «Рвут» яблоки того цвета, который соответствует их ощущения после занятия.
Учитель: Оценки за сегодняшний урок : оценка складывается из балов за работу на уроке и за практическую работу. Объявляю оценки. На этом наша экскурсия по городу Алгоритм – сити закончена. (слайд 23) С вами было очень приятно путешествовать. Узнать еще много нового про город алгоритмов и еще раз побывать в роли исполнителей какого-нибудь алгоритма вы сможете на страницах 120-124 нашего учебника и выполнив задания 4 и 5, (слайд 24), а особые любители могут сами попутешествовать по просторам интернета и найти много интересного. Всем спасибо. До свидания. (слайд 25)
На всех этапах урока учащиеся проявили активность и дисциплинированность. Быстро переключались с одного вида деятельности на другой. Проявили уважительное отношение к учителю, интерес к изучению темы. Соблюдали все правила техники безопасности в компьютерном классе. В конце урока ребята «собрали плоды» дерева своих ощущений. По результатам рефлексии всем ученикам урок был интересен, изложение нового материала понятно. Общая цель всего урока была достигнута, задачи выполнены.