Значение пространственного мышления в учебной деятельности обучающихся
Значение пространственного мышления в учебной деятельности обучающихся
Данная статья обобщает опыт работы творческих объединений технической направленности и показывает, что грамотное владение компьютером способствует развитию пространственного мышления, а это, в свою очередь, необходимо для формирования успешности у подрастающего поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Значение пространственного мышления в учебной деятельности обучающихся»
Значение пространственного мышления
в учебной деятельности обучающихся
Тарабанчук Владимир Иценович,
педагог дополнительного образования
МОУ ДО Центр анимационного творчества «Перспектива»,
г. Ярославль
Мышление субъекта может выделять только те стороны и свойства действительности, которые составляют содержание его преобразующей деятельности. Будучи обобщённым и опосредованным отражением действительности, мышление может быть направленно на анализ качественно различных сторон этой действительности, что определяется направленностью, избирательностью, познавательной активностью человека, его потребностями, мотивами, сложившимися у него средствами деятельности (знаниями, умениями, навыками).
Именно сфера деятельности (теоретическая или эмпирически-практическая) определяет содержание индивидуального мышления, специализируя его, направляя на анализ тех сторон действительности, которые наиболее важны для продуктивного осуществления этой деятельности. Есть такие области человеческой деятельности, в которой установление пространственных соотношений, их преобразование являются специальной и нередко очень сложной задачей. Все это даёт основание для выделения этой сферы человеческой деятельности в особый вид и обозначения её соответствующим термином.
Мышление, которое обеспечивает создание образов объектов (явлений) с их свойствами в пространстве, и оперирование ими в процессе решения разнообразных задач есть "пространственное мышление".
Пространственное мышление выполняет весьма важную познавательную функцию и обладает ярким качественным своеобразием в обеспечении преобразования пространственных соотношений объектов: их формы, величины, взаимного расположения частей, которые выражаются понятиями о направлении, расстоянии, местоположении, протяжённости и т.п.
Одной из первостепенных задач обучения детей является развитие их интеллекта. Важной стороной интеллектуального развития является пространственное мышление, обеспечивающее в ходе познания выделение в объектах и явлениях действительности пространственных свойств и отношений, создание на этой основе пространственных образов и оперирование ими в процессе решения задач.
Многочисленными исследованиями, выполненными в рамках общей, возрастной и педагогической психологии показано, что интеллектуальное развитие личности в индивидуальном развитии неразрывно связано с овладением пространством сначала практически, а затем и теоретически. Развитие овладения пространством понимается при этом, как усложнение и качественное изменение видов и способов ориентации. Трудно назвать хотя бы одну область человеческой деятельности, где создание пространственных образов и оперирование ими не играло существенной роли.
Особое значение пространственное мышление имеет в различных видах конструктивно-технической, изобразительной, графической деятельности (исследования Б. Афанасьева, А. Д. Ботвинникова, Л. Л. Гуровой, Е. И. Игнатьева, С. Н. Кабановой - Миллер, В. И. Киреенко, Т. В. Кудрявявцева, Н. П. Линьковлой, Б. Ф. Ломова, В. А. Моляко, В. С. Мухиной, Н. П. Сакулиной и другие).
Роль пространственного мышления в овладении различными видами деятельности особенно возросла в настоящее время в связи с широким использованием в науке и технике моделирования, позволяющего более наглядно, и вместе с тем достаточно формализовано выявлять и описывать исследуемые теоретические зависимости и прогнозировать их проявление в различных областях действительности.
Отличительной особенностью труда в условиях современного производства является опосредованный характер управления автоматически действующими техническими объектами и процессами, на основе сигнализирующих устройств, где усиливается роль схематизации, формализации изображений. Замена наглядных изображений условными обозначениями с целью придания им более универсального значения позволяющего тем самым отображать большое количество реальных объектов, отличающихся разнообразием свойств и функций, различных не только по своему производственному содержанию, но и тем требованиям, которые они предъявляют к пространственному мышлению.
С этой точки зрения все применяемые в настоящее время в технике сигнализирующие устройства различают на воспроизводящие реальные свойства объектов и обозначающие их с помощью специальной системы символов и знаков. Технологические исследования (М. В. Гамезо, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломов, В. Н. Пушкин, В. Ф. Рубахин и другие) показывают, что в этих условиях скорость, надёжность приёма и переработки зрительной информации об управляемых объектах зависит главным образом от умения создавать адекватные зрительные образы. Свободно переходить от одной знаковой системы к другой, "перекодировать" поступающую информацию с учётом динамики сигналов-кодов, не допуская рассогласования между восприятием непосредственно поступающей на пульт управления звуковой информации и образами конкретных производственных объектов. Вся эта деятельность протекает в уме, без зрительной опоры на реально действующие механизмы и процессы, что требует хорошо развитого пространственного мышления.
Все это не может не сказаться на содержании и методах усвоения общеобразовательных программ, где также большое распространение получил метод графического моделирования. Как отмечается в ряде исследований (П. Р. Атутов, В. Г. Болтянский, А. Д. Ботвинников и др.) условные графические модели являются наглядностью принципиально иного содержания и характера, чем изображения конкретных объектов. Оперирование пространственными графическими моделями во многих предметах, изучаемых в школе, становится самостоятельным видом учебной деятельности и широко используется при усвоении не только физико-математических, но и гуманитарных дисциплин (В. В. Давыдов, Л. И. Айдарова, А. И. Маркова, Л. М. Фридман и др.). Повышение теоретического содержания знаний, исполнение метода графического моделирования и структурного анализа в изучении объектов и явлений объективной действительности, развитие и совершенствование средств знаковой культуры - всё это приводит к тому, что человек в процессе деятельности постоянно оперирует пространственными образами, перекодирует их, что создаёт принципиально новые требования к развитию пространственного мышления.
Образы, формируемые на основе различных графических моделей, имеют иную психологическую природу, чем те, которые возникают на основе наглядных изображений конкретных предметов. По своему содержанию и функциям они скорее приближаются к понятиям, чем к представлениям - иллюстрациям.
Всё это побуждает к дополнительному изучению особенностей пространственного мышления с учётом современных требований к его развитию.
Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков. - М, 2003г. - с. 38-40.
Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся. - М. 2004 г. - с. 23-38.
Анастази А. В. Психологическое тестирование: в 2 кн. Кн. I. М, 2002г. – с. 217.
Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 2004г. - с. 33-37.
Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской. – М, 2004г. – с. 97.
Волков И.П. Приобщение к творчеству. - М.: Просвещение, 2002 г. - с. 59-64.
Гуревич К. М., Акимова М. К.. Борисова Е. М. Психологическая диагностика. Разработка, проверка и применение школьного теста умственного развития // Психологические проблемы рационализации трудовой деятельности. - Ярославль, 2005г. – с. 17-22.
Ильина Т.А. Педагогика школы. - М, 2002г. - с. 18-22.
Кадаяс Х.-М. X. Особенности пространственного мышления учащихся с художественными и математическими склонностями: Автореф. канд. дис. - М, 2005г. – с. 37.
Крутецкий В.А. Психология - М, 2004 г. - с. 11-28.
Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории - М, 2002г. - с. 37-40.
Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика в средней школе. - М.: Владос, 2003г. – с. 56-58.