Взаимосвязь информатики и специальных дисциплин в процессе обучения.
Взаимосвязь информатики и специальных дисциплин в процессе обучения.
В статье показана взаимосвязь информатики и специальных дисциплин в колледжах. При проведении занятий по дисциплинам, подготовке и оформлении графической части выпускных работ (дипломных проектов), перед преподавателем возникает ряд проблем, существенно усложняющих учебный процесс.В статье описано, как найти выход, на что, обращать внимание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь информатики и специальных дисциплин в процессе обучения.»
взаимосвязь информатики и специальных дисциплин в процессе обучения.
Есенбекова А.Е.
Преподаватель информатики
ГККП «Колледж транспорта и коммуникаций»
ГККП «Колледж транспорта и коммуникаций» г. Астаны осуществляет подготовку специалистов среднего звена для железнодорожного транспорта по нескольким специальностям. Цель, стоящая перед каждым преподавателем информатики, направлена на подготовку грамотного, эрудированного специалиста, умеющего использовать в своей работе достижения в сфере информационных технологий.
При проведении занятий по дисциплинам, подготовке и оформлении графической части выпускных работ (дипломных проектов), перед преподавателем возникает ряд проблем, существенно усложняющих учебный процесс.
Предшествующий опыт работы показал, что преподаватель на первом же занятии используя электронные программы, сталкивается с ситуацией, когда одни студенты "компьютер в глаза не видели", а другие владеют всеми современными компьютерными технологиями, или, по крайней мере, свободно выполняют наиболее характерные операции с информацией в той или иной программной среде. Эти же проблемы наиболее остро возникают в период написания выпускных квалификационных работ, в частности, оформления их графической части, в таких программах, как CorelDraw, АutoCad, Компас.
Поскольку информатика не является профилирующей дисциплиной для многих специальностей, при поступлении в колледж у абитуриентов обычно не проводится тестирование по данной дисциплине. Поэтому наличие или отсутствие элементарных навыков обработки информации на компьютере выявляется как postfactum только в процессе обучения в колледже.
Вторым фактором, влияющим на неоднородность восприятия и навыков владения электронными программами, выступают психологические особенности мышления и способности студентов. Освоение компьютерных технологий требует определенного развития таких стилей формального мышления, как логическое, алгоритмическое и, в последнее время, объектно-ориентированное.
В связи с этим неоднородность восприятия учебного материала по специальным дисциплинам является объективной закономерностью. Причем на экономических специальностях, где обучаются студенты, имеющие менее развитое алгоритмическое мышление, преподавателю при определении содержания учебного курса приходится ориентироваться на прагматический, пользовательский аспект в изучении компьютерных технологий. Но даже такой подход не устраняет трудностей при изучении некоторых графических программ. Вызывает недоумение тот факт, как тяжело воспринимаются студентами технологии обработки элементарной текстовой информации, в частности, форматирование текста. Эти затруднения связаны, прежде всего, с тем, что любая программа работает по определенному алгоритму, и для правильного решения пользовательской задачи необходимо проделать конкретную последовательность действий, т.е. следовать алгоритму, заранее представляя последующие его шаги (что особенно ощутимо во время выполнения курсовых работ и дипломных проектов).
Подобная технология работы на компьютере называется процедурной, пользователь должен знать не только что, но и как нужно сделать. В настоящее время начинает развиваться непроцедурная технология, когда пользователь знает только, что нужно сделать, а все остальное выполняется программным пакетом. Такая технология стала возможной благодаря разработкам в области экспертных систем, баз знаний и искусственного интеллекта, совершенствованию графических и речевых средств взаимодействия с компьютерной средой и т.д. Работа с помощью непроцедурной технологии не требует наличия развитого алгоритмического мышления.
Прослеживается зависимость эффективности обучения и от некоторых психических факторов, например, преподавателям спецдисциплин знаком, так называемый, психологический барьер у отдельных студентов, страх перед современной электронной техникой, боязнь "нажать не на ту клавишу", "сломать", "испортить" и т.д. Это является, на мой взгляд, следствием разобщенности в работе преподавателей спецдисциплин и информатики.
Указанные проблемы обусловливают использование преподавателем информатики форм, средств и методов проведения практических занятий с помощью современных педагогических и информационных технологий, а также в тесной связи с преподавателями специальных дисциплин.
Наилучшим вариантом решения указанных проблем можно назвать индивидуальный подход, при котором учитываются особенности каждого студента. Но если у преподавателя спецдисциплин или информатики нет возможности работать индивидуально с каждым, можно использовать дифференцированный подход, при котором выделяют группы студентов, имеющих однородную подготовку. Этим группам обычно соответствуют три уровня обучения:
1) начинающий;
2) продолжающий;
3) повышенной сложности.
В процессе обучения преподаватель использует не только различные формы и методы, но и средства обучения. Для реализации дифференцированного подхода можно использовать как обычные учебные и учебно-методические пособия, так и электронные обучающие средства, которые являются важным элементом организации учебного процесса.
Опыт работы в колледже показывает, что использование электронных обучающих программ и учебников существенно повышают качество усвоения специдисциплин, поскольку студент в наглядной и доступной форме быстрее и лучше понимает суть излагаемого материала. Электронные учебники и обучающие программы обладают рядом преимуществ, связанных с новыми информационными технологиями:
- использование средств мультимедиа, позволяющих обрабатывать не только числовую и текстовую информацию, но и звуковую, графическую, видео. Человек на 90% воспринимает информацию через зрение и слух. Визуальная технология повышает наглядность обучения за счет графической формы представления информации, поэтому восприятие учебного материала происходит быстрее и полнее, чем в вербальной или знаковой форме;
- реализация объектно-ориентированной технологии, позволяющей упростить процесс взаимодействия человека с компьютером посредством управления экранными объектами, что весьма важно при электронной обработке дипломных проектов и курсовых работ;
- применение современных технологий информационного поиска в написании курсовых и дипломных работ;
- наличие элементов экспертных и интеллектуальных систем.
Электронные обучающие средства позволяют студентам усваивать программу курса с индивидуальной скоростью, в зависимости от способностей и доколледжной подготовки.
Используя электронные учебники, преподаватель освобождается от многих рутинных операций, получает возможность тестировать и диагностировать студентов, отслеживать динамику обучения и развития практических навыков, применяя электронные системы тестирования.
Электронные обучающие средства можно классифицировать следующим образом:
- демонстрационные;
- обучающие;
- тестирующие;
- контролирующие;
- программы-репетиторы;
- тренажеры;
- имитационные и моделирующие (создающие проблемную среду обучения);
- дидактические игры и др.
В ходе использования электронных средств обучения можно отметить следующие результаты:
интенсифицируется процесс обучения, так как резко возрастает объем информации, предоставляемой студенту, формируется среда поэтапного овладения дисциплинами;
активизируется формирование творческого подхода студентов к решению технических задач, изменяется качество обучения, что позволяет добиться более глубокого усвоения теоретического материала на основе активных действий студента, развиваются навыки использования компьютера, возрастает мотивация процесса обучения;
повышается качество знаний.
Все это в итоге позволяет подготовить специалистов высокого уровня, повысить их профессиональную мобильность, компетентность, гарантирующую им конкурентоспособность на рынке труда.
С уверенностью можно утверждать, что будущее специалистов-техников железнодорожной отрасли неразрывно связано с компьютерными технологиями, и преподавателям колледжа, необходимо прививать студентам знания не только в узком контексте преподаваемых дисциплин, но и в безграничном поле информационных технологий.
Список литературы
Борисова Н.Г.«Программно-методическое обеспечение учебных компьютерных технологий по спецдисциплинам». Алматы, Алматинский институт энергетики и связи
Емельянова В.И. «Использование информационных технологий в преподавании спецдисциплин».