Выступление на тему "Развитие информационной грамотности на уроках информатики"
Выступление на тему "Развитие информационной грамотности на уроках информатики"
В данной работе рассматривается какие задания, сочетающие в себе операционные и информационные умения, способствуют развитию информационной грамотности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему "Развитие информационной грамотности на уроках информатики"»
Развитие информационной грамотности на уроках информатики
Бугава Оксана Михайловна, Челочева Ольга Дмитриевна,
учителя информатики государственного учреждения образования
«Средняя школа № 27 г. Могилева»
В современной школе информатика является одной из фундаментальных областей научного знания, изучающих структуру и общие свойства информации, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и применения ее в различных отраслях деятельности человека. Информационная грамотность – это способность к поиску, проверке достоверности и анализу информации, основа для развития и деятельности современной личности.
Можно сказать, что информационная грамотность – это «технология» учебы. Она складывается из умения человека: осознать потребность в информации для решения той или иной проблемы; выработать стратегию поиска, ставя значимые вопросы; найти информацию, соответствующую данной теме; ·оценить релевантность найденной информации, отсортировать, организовать, проанализировать ее; оценить качество информации, точность и достоверность; сформировать собственное отношение к этой информации; ·представить аудитории свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы; осознать, что использование навыков информационной грамотности можно распространить на все сферы жизни человека.
Перечисленные умения можно считать показателями информационной грамотности. На уроках информатики мы используем различные задания, которые сочетают в себе операционные и информационные умения, способствующие развитию информационной грамотности учащихся.
Одним из показателей информационной грамотности является «осознание потребности в информации для решения той или иной проблемы». Это можно назвать определением границы знания и незнания. Это еще не формулировка запроса, а лишь понимание того, что именно на этом этапе необходима новая информация.
Показатели
информационной грамотности
Тема учебного предмета
«Информатика»
Типы и примеры заданий
Осознание потребности в информации для решения той или иной проблемы
«Информационные ресурсы сети Интернет»
Найдите ответы на вопросы, пользуясь поисковой системой;
На сайте Национального правового портала Республики Беларусь pravo.by найдите график проведения Дней открытых дверей для школьников в текущем учебном году
«Компьютерные информационные модели»
Постройте диаграмму, которая показывает динамику заболеваемости Covid в Беларуси в 2021 году
«Компьютерные коммуникации и Интернет»
Изучите информацию на сайте abiturient.by, познакомьтесь с новыми специальностями в 2021 году
Можно сказать, что информационная грамотность - это «технология» учебы. Она складывается из различных умений человека, среди которых умения осознать личную потребность в информации для решения той или иной проблемы; выработать стратегию поиска, ставя значимые вопросы; ·найти информацию, соответствующую данной теме; ·оценить релевантность найденной информации, отсортировать, организовать, проанализировать ее; оценить качество информации, ее точность и достоверность.
Показатели
информационной грамотности
Тема учебного предмета
«Информатика»
Типы и примеры заданий
Выработка стратегии поиска, ставя значимые вопросы
«Информационные ресурсы сети Интернет»
С помощью поисковой системы найдите и сохраните ссылки на тексты произведений по русской литературе, ссылки на видеоуроки по темам учебного предмета (например «Математика»)
«Обработка информации в базах данных»
По данным таблицы базы данных создайте запрос о университетах Минска, своего города
Поиск информации, соответствующей данной теме. Оценка качество информации, точность и достоверность
«Компьютерные презентации»
Подберите информацию для создания презентации по теме «7 чудес света»
«Информационные ресурсы сети Интернет»,
«Компьютерные коммуникации и Интернет»
Используя функции информационно-поисковой системы, найдите информацию о…, ответы на вопросы; заполните пропуски в тексте; подготовьте презентацию «Личное информационное пространство и защита информации»
«Основы веб-конструирования»
Создайте фрагмент сайта «Высшие учебные заведения г. Могилева», подобрав необходимую информацию
Информационная грамотность включает в себя умение интерпретировать информацию. Не просто законспектировать, усвоить материал, а сделать из него свои выводы, внятно сформулировать смысловые итоги поиска и представить их в виде нового информационного продукта, представить аудитории свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы.
Показатели
информационной грамотности
Тема учебного предмета
«Информатика»
Типы и примеры заданий
Представление аудитории своей точки зрения, новых знаний и понимание или решение проблемы
«Компьютерные презентации»
Подготовьте презентацию на тему «Профессии будущего»
«Технология обработки текстовой информации»
Создайте смайлик с помощью вставки символов, которых нет на клавиатуре
«Работа с векторной графикой»
Создайте эмблему своей школы
«Основы веб-конструирования»
Подготовьте фрагмент сайта по теме «Профессии будущего»
В современной трактовке информационная грамотность - это оптимальные способы обращения со знаками, моделями, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения различных задач; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств, информации и телекоммуникаций в различных сферах деятельности человека.
Показатели
информационной грамотности
Тема учебного предмета
«Информатика»
Типы и примеры заданий
Осознание, что использование навыков информационной грамотности можно распространить на все сферы жизни человека
«Компьютерные презентации»,
«Основы веб-конструирования»
Создайте презентацию (фрагмент сайта) на одну из предложенных тем…
«Аппаратное и программное обеспечение компьютера»
Подготовить сообщение «Роль современных компьютерных устройств в жизни человека»
«Технология обработки аудио- и видеоинформации»
Подготовьте видеофрагмент «Моя семья»
«Обработка информации в электронных таблицах»
Постройте электронную таблицу расчета суммы оплаты коммунальных услуг семьей из 3 человек, если известны тарифы оплаты и объемы коммунальных услуг
«Компьютерные информационные модели»
Постройте и исследуйте информационную модель для определения оптимальных условий использования лесной древесины: допустимых объемов вырубки и необходимых объемов воспроизводства
На уроках информатики учащиеся получают знания и умения, которые, так или иначе, связаны с технологией обработки и поиска информации. Содержание учебного материала, специфика изучаемых тем и применение заданий специальной направленности способствуют развитию информационной грамотности учащихся, от которой в значительной степени зависит эффективность использования информации в учебном процессе и повседневной жизни.
Список литературы:
Гендина, Н.И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований) / Н.И. Гендина. – Школьная библиотека. – 2005. – №3. – С. 18–24.
Талызина, Н.Ф. Формирование информационной грамотности школьников. / Н.Ф. Талызина. – М.: Просвещение. – 1988. – 374 с.
Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины [Текст] / Н. И. Гендина [и др.] ; под ред. Н. И. Гендиной. – М., Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. 2006. – 512 с. – Режим доступа: http://www.eduportal44.ru/Kostroma_EDU/Kos-Sch-28/icm/DocLib2/Гендина%20НИ%20Информ%20культура.pdf. – Дата доступа 05.03.2021 г.