Современная эпоха – это эпоха информационная. Сегодня решающую роль в социальной успешности человека играет обладание им информацией, знаниями. Пожалуй, важнейшая проблема в связи с постоянно растущим объемом знаний, полученных человечеством, состоит в том, как сохранять, отбирать и передавать эти знания из поколения в поколение [1].
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ »
ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Современная эпоха – это эпоха информационная. Сегодня решающую роль в социальной успешности человека играет обладание им информацией, знаниями. Пожалуй, важнейшая проблема в связи с постоянно растущим объемом знаний, полученных человечеством, состоит в том, как сохранять, отбирать и передавать эти знания из поколения в поколение [1].
Процесс обучения в школе напрямую связан с умением учащихся пользоваться информационными технологиями, работать на компьютере, в Интернете и отбирать необходимую информацию. Положительно зарекомендовали себя в образовательном процессе компьютерные обучающие программы, обучающие системы на базе мультимедийных технологий, интеллектуальные и обучающие экспертные системы, средства коммуникации [2].
При традиционном обучении основными активными (с точки зрения осуществления обратной связи) участниками учебного информационного взаимодействия являются два компонента – обучающий и обучаемый (обучающийся). При использовании средства обучения, функционирующего на базе ИКТ, появляется интерактивный партнер как для обучаемого (обучающегося), так и для обучающего, в результате чего обратная связь осуществляется между тремя компонентами учебного информационного взаимодействия. Роль обучающего как единственного источника учебной информации, обладающего возможностью осуществления обратной связи, изменяется (смещается в направлении кураторства или наставничества). Время, затраченное ранее обучающим на пересказ учебных материалов, высвобождается для решения творческих и управляющих задач. Роль обучаемого также меняется. Обучающийся переходит на более сложный путь поиска, выбора информации, ее обработки и передачи [4].
Интерактивные средства обучения – средство, при котором возникает диалог, то есть активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.
Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые формы учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явление, процессов. Теперь интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения, функционирующим на базе ИКТ.
Ведущей целью применения мультимедийного оборудования на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в конкретную социокультурную среду. Это происходит за счет использования мультимедиапроектора, интерактивной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.
В настоящее время аппаратное и программное обеспечение компьютера достигло такого уровня, что стало возможным реализовать на его основе электронный учебник, имеющий целый ряд преимуществ перед печатным изделием. Эти преимущества обусловлены использованием в электронном учебнике нового поколения мультимедиа, гипертекста, интерактивности.
Мультимедиа. Мультимедиа — это комплекс аппаратных и программных средств компьютера, позволяющих объединять информацию, представленную в различных формах (текст, графика, звук, видео, анимация), и работать с ней в интерактивном режиме.
В обычном учебнике вся информация представлена лишь в виде текста и графики. В электронном учебнике можно эффективно использовать все многообразие мультимедийных технологий.
Во-первых, текст электронного учебника можно сделать ярким, красочным, с выделением шрифта по начертанию, цвету, размеру, виду представления (обычный, полужирный, курсив, с подчеркиванием). Имеются богатые возможности сформировать в едином стиле текст и математические формулы, с использованием множества различных алфавитов (кириллица, латиница, греческий и др.), специальных символов, пиктограмм.
Во-вторых, легко создать различные графические изображения (рисунков, фотографий, таблиц, графиков любой формы, гистограмм, трехмерных изображений). Все это возможно анимировать, т. е. привести в движение, изменить форму.
В-третьих, можно использовать фоновое звуковое сопровождение или звук-сигнал при обращении к определенному блоку информации, рисунку, кнопке управления и др. Можно вставлять звуковые клипы в автономном или интерактивном режиме, озвучивать динамические процессы.
В-четвертых, столь же многообразно можно использовать видеоклипы, в том числе видеоматериал, подготовленный для нужд образования в прошлые годы и сохраненный на магнитных носителях и фотопленках.
В-пятых, мультимедийные технологии позволяют использовать анимацию, «оживить» картинки, тексты и другие объекты учебника. Эта технология дает возможность демонстрировать экспериментальные работы по предметам в виртуальном виде, «проявить» невидимые или провести опасные для живой демонстрации опыты [3].
Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом.
Гипертекст. В отличие от обычного текста, который всегда линеен (смысл текста раскрывается последовательно), гипертекст — это множество отдельных блоков текста (узлов), связанных между собой через гиперссылки. На схеме представлена структура обычного текста и гипертекста.
В гипертексте реализуется нелинейный способ организации и отображения текста. Читатель в этом случае имеет возможность самостоятельно выбирать пути для получения нужной ему информации. Предполагается, что такой способ получения информации более эффективен, чем линейный (используемый в классическом учебнике).
Открытая структура построения гипертекста обладает следующими характеристиками:
узлы (блоки) информации имеют разный размер;
гиперссылки между узлами позволяют пользователю переходить от одного узла к другому;
сетевой принцип поддерживается за счет структуры ссылок;
возможность представления в явном виде структуры информации через структуру гипертекста;
динамический контроль информации со стороны пользователя, когда пользователь решает, куда пойти по гипертексту;
многопользовательский доступ к информации — все элементы гипертекста доступны многим пользователям одновременно.
Интерактивность. О. Г. Смолянинова рассматривает три формы интерактивности:
1. Реактивная интерактивность: ученики отвечают на то, что им представляет программа. Последовательность заданий определяется очень строго, и индивидуальное влияние на программу очень невелико (линейная модель обучения). Ученику можно свободно передвигаться вперед или назад по приложению, выбирая интересующие его темы, но нельзя изменять содержание. Приложения такого типа могут быть полезны в качестве демонстрации или первоначального знакомства с изучаемым материалом;
2. Действенная интерактивность: ученики управляют программой. Они сами решают, выполнять задания в предлагаемом программой порядке или действовать самостоятельно в пределах приложения (нелинейная модель обучения). Приложения данного типа используют гипертекстовую разметку и имеют структуру электронных справочников, энциклопедий, баз данных и др. Нелинейная модель обучения помогает пользователям осуществлять самообучение по индивидуальным образовательным траекториям, варьировать различные образовательные стратегии. Преподаватель при этом не дает обучаемым необходимые знания, он только обеспечивает поддержку образовательных стратегий и помощь в поиске информации и осознании учащимися собственных действий. Нелинейная модель эффективна при дистанционном обучении;
3. Взаимная интерактивность: ученик и программа способны приспосабливаться друг к другу, как в виртуальном мире (модель «Управляемое открытие»). Модель позволяет обучаемому проводить исследования, преодолевая различные препятствия, решать отдельные задачи, структурировать последовательность задач. Часто содержание обеспечивается мотивационными игровыми, соревновательными, исследовательскими элементами. Примеры приложений этого вида — игры-приключения в истории, биологии, географии и т.д., тренажеры, практикумы, обучающие программы и др.
В пределах этих трех моделей уровень контроля со стороны ученика и со стороны программы различен. На реактивном уровне поведение обучаемого определяется программой. На действенном и особенно взаимном уровнях управление и манипуляция находятся в руках пользователя. Интерактивность содержит широкий диапазон возможностей для влияния на курс и содержание информации:
управление объектами на экране с помощью мыши;
линейная навигация на экране с помощью вертикальной прокрутки;
иерархическая навигация с использованием гиперссылок;
диалоговая функция справки. Наиболее эффективна, если приспособлена к мгновенному информационному представлению;
обратная связь. Реакция программы, дающая оценку качеству действий пользователя. Эта реакция выводится на экран, если дальнейший ход развития программы зависит от этой оценки;
конструктивное взаимодействие. Программа обеспечивает возможность для построения объектов (целей) на экране;
рефлексивные взаимодействия. Программа хранит индивидуальные действия ученика для дальнейших исследований [3].
Интерактивная доска.
Интерактивные доски Smart Board предоставляют учителю и ученикам уникальное сочетание компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности: с их помощью можно работать с практически любым программным обеспечением и одновременно реализовывать различные приемы индивидуальной и коллективной, публичной («ответ у доски») работы учащихся.
Основной формой представления материалов для демонстрации классу является презентация, состоящая из набора слайдов. Основным инструментом для создания таких презентаций обычно является программа Microsoft PowerPoint. Однако среда SMART Notebook предоставляет еще больше возможностей, специально ориентированных на работу с интерактивной доской.
Рисунки можно не только создавать самому, вставлять из внешних файлов с диска, но и брать из встроенных довольно богатых коллекций.
Программу SMART Notebook можно установить и использовать на любом компьютере – даже без подключения к нему самой доски. Это позволяет учителю подготавливать все необходимые материалы к очередному уроку дома.
Можно вызвать ученика к доске и, дав ему в руки вместо традиционного мела электронный маркер, поручить решить задачу, выполняя необходимые чертежи и вводя при помощи виртуальной клавиатуры или средства распознавания рукописного текста требуемые буквы, цифры и прочие символы. При этом ученику гораздо легче рисовать правильные геометрические фигуры, удобнее снабжать их требуемыми подписями, все вычисления можно при желании тут же проверить при помощи стандартного приложения Калькулятора из комплекта Windows, а ставшие привычными грязь от мела и мокрая тряпка навсегда уйдут в прошлое.
Поскольку принципы работы с интерактивной доской Smart Board и моторика действий учащегося при работе практически полностью совпадают с традиционными для обычной меловой (или фломастерной) доски, выполнять на Smart Board необходимую работу могут даже первоклассники и дошкольники, ведь для этого им не нужно уметь работать ни с компьютером, ни с традиционными периферийными устройствами ввода информации (клавиатурой, мышью), ни с операционной системой и другими программами. Всю работу с изображением на интерактивной доске дети воспринимают на интуитивном уровне – как работу с «живыми картинками» и «электронным мелом», но вместе с тем скрыто, ненавязчиво происходит и пропедевтика информатики.
С помощью интерактивной доски можно создавать собственные ролики, демонстрирующие принципы работы с операционной системой Windows, ее стандартными приложениями или любыми прикладными программами.
Таким образом, интерактивная доска Smart Board даже при использовании лишь поставляемого вместе с ней простейшего программного обеспечения позволяет подготовить и провести урок на качественно новом уровне [6].
Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках дает возможность:
повысить у учащихся интерес к предмету;
облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, так как дети могут несколько раз пройти на компьютере новый материал, обратиться к справке, провести эксперимент или лабораторную работу на компьютере;
подготовить к самостоятельному усвоению дисциплин;
выявлять и развивать способности;
овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
интеллектуально развивать учащихся;
подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;
расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта;
повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся [5].
Общеобразовательная школа сегодня немыслима без разнообразного и широкого применения технических средств обучения. Такие средства обучения обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала.
Поэтому применение интерактивных средств обучения способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшению качества знаний, умений, навыков учащихся.
Литература
1. Бритвин П.В. Теория самоорганизации в образовании и информационные проблемы современности // Информатика и образование. – 2007. – №2, с. 36 – 38.
2. Кондакова Г.Б. Развитие речевой деятельности младших школьников с использованием информационных технологий //Информатика и образование. – 2007. – №2, с. 21 – 22.
3. Нурмухамедов Г.М. О подходах к созданию электронного учебника // Информатика и образование. – 2006. – №5, с. 104 – 107.
4. Роберт И.В., Козлов О.А. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования // Информатика и образование. – 2005. – №11, с. 3 – 9.